Подведены итоги работы секции «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире»

Москва, 25 января 2013 года

25 января 2013 года в Новоспасском монастыре г.Москвы в рамках XXI Международных Рождественских Образовательных Чтений была проведена работа направления «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире», включившая в себя общее пленарное заседание, а также конференции по двум секциям и дискуссии на трех «круглых столах».

В работе направления приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России, Украины, Беларуси, Молдовы, а также игумены и игумены монастырей, сообщает пресс-служба Новоспасского монастыря. Особо следует отметить участие гостей со Святой Горы Афон, Греции, Франции, выступивших с докладами, что имеет важное значение для обогащения русского монашества духовным опытом братских Церквей.

В течение заседаний, дискуссий были заслушаны доклады, сообщения по самым актуальным вопросам современной монашеской жизни, обозначены наиболее острые проблемы, изложены примеры из живого монашеского опыта.

По итогам насыщенной работы, проходившей в духе братской любви и взаимопонимания, можно сформулировать следующие основные выводы:

I. Главное служение монашествующих – молитва за весь мир. Центром монастырской жизни должно стать богослужение, молитва. Для достижения этой цели необходимо правильное духовное устройство обители. Как было отмечено, основополагающим аспектом духовной жизни является аскеза, понимаемая как всецелый, внешний и внутренний непрестанный подвиг. За последние 20 лет в России было открыто много мужских и женских монастырей, многие из которых обрели благолепный внешний облик, но насущной необходимостью для всех обителей остается попечение о наилучшем устроении внутренней жизни, которая должна опираться на древнюю святоотеческую традицию и на духовный опыт православных общежительных монастырей.

Были выделены важнейшие условия благополучного устроения внутренней жизни в монастыре.

а) Общежительный устав, который дает возможность наиболее полно соблюдать монашеские обеты. Главными его чертами являются: добровольное, по любви к Богу, послушание игумену во внутренней и внешней жизни, соблюдение монастырских порядков и послушание братии, неопустительное участие в богослужениях, исполнение келейного молитвенного правила в определенное время, общая трапеза, в имущественном отношении – полное нестяжание. Особое внимание должно обратить на крайнюю осторожность общения с внешним миром, так чтобы все выходы в мир, а также сообщение через переписку и современные технические средства совершались только по благословению игумена.

б) Духовное руководство монастырем вменяется игумену (игумении) как его важнейший долг. В первую очередь игумен/игумения отвечает за духовную жизнь в обители, а уже потом– за ее благоукрашение, хозяйство и пр.

в) Ради сохранения порядка внутренней жизни обители предпочтительно определенное зонирование территории обители, так чтобы братская территория была отделена от общей монастырской, доступной для паломников и трудников– мирян.

г)Обеспечение условий для духовного образования монашествующих, прежде всего внутри обители. Особое значение для обогащения духовным опытом имеют встречи с духовными людьми, а также проведение игуменом (игуменией) бесед с чтением душеполезной литературы.

Все эти аспекты предлагается отразить в Положении о монастырях и монашестве, а также во внутренних монастырских уставах.

II. Важным направлением взаимоотношений монастырей с обществом является просветительская и катехизаторская деятельность.

1. Сам образ жизни монаха и монастыря в целом является проповедью. Паломники и богомольцы, посещающие обитель, должны видеть и чувствовать в монастыре дух братолюбия, мира, терпения, смирения и других добродетелей христианских, так как они приходят туда из мира, где правит зло, и более всего нуждаются в любви.

2. Самостоятельной областью в рамках просветительской деятельности становится в современных обителях прием паломников в духе монашеского гостеприимства. Это и проведение ознакомительных бесед по истории и святыням обители, и угощение на трапезе, и размещение в гостинице, а для некоторых обителей– и организация паломнических поездок.

3. Большое значение в практике современных обителях имеют такие формы воспитательной и просветительской работы как проведение духовных бесед в детских домах и тюрьмах, организация катехизаторских курсов и воскресных школ, издание и публикация душеполезной литературы.

4. Глубокое значение, формирующее мировоззрение человека и его круг ценностей имеет миссия монастырей по сохранению духовной культуры, через возрождение в обителях традиционных церковных искусств (иконопись, церковное пение и др.), а также разнообразных рукоделий и мастерских (вышивка, художественная резьба и пр).

III. В условиях духовного и материального кризиса современного общества особое значение приобретает деятельность монастырей по оказанию помощи и заботе о наиболее социально незащищенных членах общества– престарелых, инвалидах и детях-сиротах. Такая деятельность, являющаяся по своей сути традиционной, в современных условиях имеет определенные, новые формы. При многих обителях существуют богадельни, приюты, некоторые монастыри духовно окормляют и осуществляют уход за тяжелыми больными в больницах и хосписах.

Острой, наиболее актуальной была признана проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Многие монастыри, откликаясь на эту проблему, создают детские приюты. Однако, существуют определенные трудности в организации и деятельности таких приютов в связи с отсутствием правовой базы. На заседании круглого стола «Миссионерское служение монастырей» было высказано предложение о разработке и принятии правовой юридической базы РПЦ совместно с государственными законодательными органами законодательства, позволяющего создать полноправные детские церковные учреждения (в т.ч. в монастырях и на приходах), в случае необходимости брать нуждающихся в защите детей, получать от государства равные с государственными учреждениями правовые и материальные возможности для обеспечения социальных прав и гарантий детей-сирот.

По окончании работы стала очевидной необходимость продолжить обсуждение вопросов и проблем устроения внутренней жизни монастырей и их общественного служения, для чего представляется целесообразным регулярное проведение встреч руководства монастырей для взаимного обогащения живым духовным опытом монашеской жизни.

25 января 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Депутаты Государственной думы предлагают ввести в оборот понятие о «нравственной оценке законотворчества» Депутаты Государственной думы предлагают ввести в оборот понятие о «нравственной оценке законотворчества»
«Нравственное измерение жизни и труда, свободного досуга граждан является основополагающей нормой для последователей ценностей и традиций, хранительницей которых была и будет Русская Православная Церковь», - сказано в отчете по итогам встречи в Государственной Думе, прошедшей в рамках Рождественских образовательных чтений.
Священнослужители обеспокоены формальным отношением казаков к православию Священнослужители обеспокоены формальным отношением казаков к православию
Достаточное количество тех, кто причисляет себя к казакам, к православию относится либо формально, либо не относится вообще. При этом и среди православных вера невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения: например, по охране храмов и защите православных реликвий.
«Решимость вести борьбу с самим собой» «Решимость вести борьбу с самим собой»
Конференция о святоотеческом наследии
«Решимость вести борьбу с самим собой» «Нужно иметь решимость вести борьбу с самим собой»
О конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»
Ирина Обухова
Своеобразие взглядов святителя Феофана состоит, в первую очередь, в том, что путь, который он предлагает христианину, выглядит достаточно оптимистично. Кроме того, святитель делает особый акцент на психологии человека, отмечает разнообразие её оттенков и душевных движений.
Художники обеспокоены привнесением мирских образов в христианское искусство Художники обеспокоены привнесением мирских образов в христианское искусство
Художники и искусствоведы серьезно обеспокоены процессом обмирщения традиционных видов церковного творчества: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Об этом говорится в итоговой резолюции, принятой на конференции "Церковное искусство в современном обществе", которая прошла в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений
Участники Рождественских чтений констатировали усиление влияния Церкви на общественную жизнь Участники Рождественских чтений констатировали усиление влияния Церкви на общественную жизнь
Церковь, призванная свидетельствовать о Христовой Истине всей вселенной, неизменно реагирует и объективно оценивает те общественные процессы, которые становятся соблазном для духовно не окрепших и ищущих людей, особенно для детей и молодежи. Она всегда дает нелицеприятную характеристику негативным общественным явлениям, не прячась за ложным пониманием смирения и терпимости, - из итоговой резолюции XXI Международных Рождественских чтений.
На научной конференции в Кремле представлены новые исследования об истории Московского Кремля в ХХ веке На научной конференции в Кремле представлены новые исследования об истории Московского Кремля в ХХ веке
Новые исследования об истории Московского кремля в ХХ веке были представлены в субботу на научной конференции, проходившей в рамках Рождественских образовательных чтений.
За последние три года появилось 12 новых церковных реабилитационных центров для наркозависимых. За последние три года появилось 12 новых церковных реабилитационных центров для наркозависимых.
За последние 3 года в России было открыто 12 новых церковных реабилитационных центров. Всего в России 59 таких центров, и их число в ближайшее время должно возрасти. Церковная работа с наркозависимыми будет объединена в комплексную систему помощи.
Более 30 процентов школьников 4-х классов изучают основы православной культуры Более 30 процентов школьников 4-х классов изучают основы православной культуры
В 2012- 2013 учебном году новый школьный предмет - основы религиозной культуры и светской этики изучают 1 млн 353 тыс 647 школьников. Из них основы православной культуры выбрали 415 тыс 934 ученика
Святейший Патриарх Кирилл возглавил открытие XXI Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Кирилл возглавил открытие XXI Международных Рождественских образовательных чтений
На открытии присутствовали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных структур и преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×