Комментарий к закону «О свободе
совести и о религиозных объединениях»
подготовлен коллективом профессиональных юристов и
религиоведов, представляющих, с одной стороны,
светскую науку, с другой — Юридическую службу
Московской Патриархии. В издании приводится большое
количество примеров правоприменительной практики,
касающихся создания, деятельности и ликвидации
религиозных организаций.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Часть I. Постатейный комментарий специалистов. — М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2012. — 176 с.
В работе учтены решения судебных инстанций разных уровней, включая Верховный Суд РФ, а также практику Европейского Суда по правам человека. Комментарий был скорректирован с учетом замечаний и дополнений, поступивших от Министерства юстиции РФ.
Для религиозных организаций, государственных и общественных структур настоящее издание может стать хорошим помощником в повседневной деятельности на правовом поле.
Вниманию читателей предлагается постатейный комментарий закона, рассчитанный на широкую аудиторию, который учитывает решения судебных инстанций разных уровней, включая Верховный Суд РФ, а также практику Европейского Суда по правам человека.
Предисловие к изданию
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» — это основной закон, который регулирует правоотношения в области прав гражданина на свободу совести и свободу вероисповодания, а также правовое положение религиозных объединений.
Разработка и принятие Закона о свободе совести и о религиозных объединениях происходили в условиях широкой общественной дискуссии и активного подключения к этой дискуссии международных неправительственных организаций.
Последовавшая после принятия закона правоприменительная практика потребовала внесения в 2000-2010 гг. некоторых редакционных изменений, не изменивших архитектуру закона, но дважды существенно расширивших возможности религиозных организаций.
Так, в 2008 г. были внесены изменения, давшие право учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения аккредитации выдавать документы государственного образца о соответствующем уровне образования. В 2010 г. изменения потребовались в связи с принятием Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЭ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Рост общественной роли религиозных организаций в России и значения религиозного фактора в современном мире способствовали росту интереса юристов, адвокатов, представителей религиозных организаций и иных институтов гражданского общества к вопросам совершенствования как правоприменительной практики, так и норм Закона о свободе совести и о религиозных объединениях. Общественно дискутируемыми стали вопросы преподавания в школах «Основ религиозных культур и светской этики», введения института военного духовенства, запрета по суду как некоторых религиозных объединений, осуществлявших экстремистскую деятельность, так и религиозной литературы, признанной экстремистской, наконец, передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
С.А. Попов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаци.
Авторский коллектив
А.А. Корелов, адвокат коллегии
адвокатов Московской области, председатель Юридического
комитета защиты прав и достоинства личности при Российской
ассоциации центров изучения религий и сект.
А.А. Малиновский, доктор
юридических наук, профессор МГИМО.
Г.Н. Андреева, кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник ИНИОН.
А.Н. Козырин, доктор юридических наук,
профессор ВШЭ.
Инокиня Ксения (Чернега), кандидат
юридических наук, руководитель Юридической службы
Московской Патриархии.
А.В. Журавский, кандидат исторических
наук, директор Департамента межнациональных отношений
Министерства регионального развития РФ.