Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Мистическое восприятие войны у А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского

Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия!» Художники И. Е. Репин и И. К. Айвазовский. 1887
Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия!» Художники И. Е. Репин и И. К. Айвазовский. 1887
В «Объяснительном слове по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине» (1880) Достоевский отметил: «Народ же наш… заключает в душе своей… склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению»; причем «способность эта есть всецело способность русская, национальная, и Пушкин… как совершеннейший художник… есть и совершеннейший выразитель этой способности»[1]. В самой же речи о Пушкине подчеркнута христианская смиренность такой «способности»: «…наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей»; русские должны «изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!»[2]. Пушкин и является, по Достоевскому, «угадчиком», «пророком» «грядущего назначения» русской «силы народной», «силы духа русской народности».

Слово «сила» многократно повторяется Достоевским, и конечно, не случайно. Ведь и сам Христос в «евангельском законе», касаясь сохранения и распространения веры, предупредил: «Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч» (Мф. 10: 34). Более того, на земле, согласно тому же «евангельскому закону», не предвидится чаемого Достоевским «братского окончательного согласия всех племен»; напротив, к концу света ожидается возрастание раздоров, и лишь во временном царстве антихриста будет мнимое примирение значительной части обольщенных народов. Потому и наш писатель в приведенных рассуждениях пользуется выражениями «может быть», «в конце концов», намекая, пожалуй, на то, что «согласие» наступит уже после конца света, в вечности, в апокалипсическом «Новом Иерусалиме», в который у него даже Раскольников (поначалу хотя бы на словах) верит, как верит и в «вековечную войну» вплоть до Второго пришествия[3]. Достоевский, несомненно, был знаком с магическими толкованиями апокалипсического образа Нового Иерусалима (см.: Откр. 21: 1–3) в духе указания на грядущий земной «золотой век»; был он знаком и с сен-симонистским изводом подобных толкований[4]. Однако писатель более склонялся к строго православному верованию в невозможность достижения блаженства на этой «земле» – вплоть до Страшного суда и отмены земного бытия.

Говоря об особой христианской смиренности русского духа вообще и творчества Пушкина в частности, Достоевский, конечно, подразумевал и оборотную сторону этой смиренности – воинственность, тоже, впрочем, особую. Не случайно пророком русского духа он назвал именно Пушкина – поэта, пожалуй, самого воинственного в истории отечественной словесности.

Пушкин впервые открыто заявил о себе как о поэте общенародного значения в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814), прочитав его на открытом испытании в Лицее при стечении многих знатных гостей, среди которых был и Державин, восхитившийся чтением. Основное содержание «Воспоминаний…» – прославление воинской доблести Отечества, чем особенно отличился в прошлом веке Державин, и многие восприняли Пушкина как преемника знаменитого поэта.

В «Воспоминаниях…», как в зерне, «свиты» развившиеся в дальнейшем особенности пушкинского отношения к вопросам войны и мира. Война, по Пушкину, неизбывна, и если XVIII век – это «громкий век военных споров», то и «новый век узрел / И брани новые, и ужасы военны». Неизбывность войн Пушкин объясняет неизбежностью попускаемых за грехи наказаний: «Страдать – есть смертного удел». В то же время всякая война может быть как справедливой, так и несправедливой перед лицом Бога, и, соответственно, страдания, с нею сопряженные, могут быть как искупительно-очищающими, так и посрамляюще-сокрушительными. В событиях 1812 года Пушкин видит обобщающий смысл. Россия в его изображении ведет войны справедливые: «За Русь, за святость алтаря» – и потому Бог на стороне русских, против их врагов: «Отяготела днесь на их надменны выи / Десница мстящая Творца». Божественная справедливость действий «русского меча» проявляется в том, что «Росс» не мстит побежденному врагу и вступает на его земли «с улыбкой примиренья».

После «Воспоминаний…» как раннего предвестия выводов зрелого творчества Пушкин в течение нескольких лет поэтически выражает совсем иную воинственность, далекую от ценностей православно-русского самосознания и даже враждебную этим ценностям, что особенно резко проявилось в ряде стихотворений, навеянных декабристскими и масонскими настроениями русского общества рубежа 1810–1820-х годов. Воинственность этого рода направлена, прежде всего, против отечественной государственности – самодержавия, так что в послании «К Чаадаеву» (1818) поэт надеется увидеть свое имя «на обломках самовластья». В «Кинжале» (1821) он прославляет месть против символически обобщенного «державного Рима», подразумевая здесь, конечно, и Рим Третий, православно-русский. В ряде стихотворений этих лет Пушкин воспевает революционные движения, охватившие Европу, и толкует их как единое возмущение против самодержавной государственности, безразлично на чем основанной, будь то турецкая власть, колеблемая греками («Война»; 1821), или испанские события («Мне бой знаком – люблю я звук мечей…»; 1821), или восстание в Неаполе («В.Л. Давыдову»; 1821). Примечательно, что в лирике этого ряда Пушкин беспримерно кровожаден и мстителен: «Люблю войны кровавые забавы, / И смерти мысль мила душе моей» («Мне бой знаком…»); «Увижу кровь, увижу праздник мести; / …И сколько сильных впечатлений / Для жаждущей души моей!» («Война»). В таком душевном состоянии и ценности христианства представляются Пушкиным искаженно, с вольным, даже кощунственным переосмыслением. Намекая на кровь антигосударственных мятежей, поэт пишет: «Но нет! – мы счастьем насладимся, / Кровавой чаши причастимся – / И я скажу: Христос воскрес» – «вот эвхаристия другая» («В.Л. Давыдову»). Начатки подобных настроений обозначились еще в 1814 году, и потому в «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин избегает упоминаний о царской государственности России, а в послании «Лицинию» (1815) предупреждает обобщенно-имперский Рим: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Показательно изменение в отношении раннего Пушкина к Наполеону. Если в «Воспоминаниях…» этот враг России, «презревший правды глас, и веру, и закон, / … Исчез, как утром страшный сон», то в стихотворении «Наполеон» (1821) это уже «великий человек», наделенный «дивным умом» и достойный почитания за то, что попытался сокрушить русское самодержавие: «Хвала! он русскому народу / Высокий жребий указал / И миру вечную свободу / Из мрака ссылки завещал».

Впрочем, уже в «Демоне» (1823) Пушкин осознает свои настроения последних лет как навеянные лукавым духом, «злобным гением». В стихотворении «К морю» (1824) Наполеон предстает «гением», родственным Байрону и порожденным, подобно Байрону, «духом» моря, который «могущ, глубок и мрачен» и «ничем не укротим». Вот с этим-то прельстительным духом «свободной стихии» и «своенравных порывов» Пушкин теперь (еще сожалея!) прощается. Перемена сознания обозначилась в новом послании «Чаадаеву» (1824): «Чадаев, помнишь ли былое? / Давно ль с восторгом молодым / Я мыслил имя роковое / Предать развалинам иным? / Но в сердце, бурями смиренном, / Теперь и лень и тишина…».

Пушкин с бюстом Петра I
Пушкин с бюстом Петра I
После кратковременного покоя и раздумий поэт возвращается к своей изначальной воинственности, заявленной еще в 1814 году, а теперь уже не только православной, но и самодержавной. Поворот наметился в «Стансах» (1826), где выразилось упование на «самодержавную руку», а в послании «Друзьям» (1828) Пушкин подчеркивает, что говорит «языком сердца», когда хвалит нового царя: «Россию вдруг он оживил / Войной, надеждами, трудами». При этом подчеркивается, что русский «дух державный» по-христиански «не жесток». Под «войной» Пушкин, вероятно, разумеет войну с Персией 1826–1828 годов и участие России в Наваринской битве против Турции в 1827 году. Развившаяся в душе поэта державная воинственность запечатлелась в поэме «Полтава» (1828) в описании Полтавского боя и, в частности, в образе Петра I: «Он весь, как Божия гроза».

В ходе русско-турецкой войны 1828–1829 годов Пушкин приблизился к старинному православно-державному оправданию войны Третьего Рима (России) за освобождение принадлежащих ему по закону преемства земель Второго Рима (Византии) – земель православных народов (славян, греков), незаконно захваченных и порабощенных духовно враждебной исламской империей. В ходе боевых действий Пушкин в первый и последний раз (причем, без позволения) пересек границы России, и такое нарушение высочайшего предписания знаменательно: в свете православно-державного осмысления истории поэт так и не покинул пределов Православной Державы, но лишь следовал за их законным расширением. Душевное состояние Пушкина запечатлелось в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года», где, между прочим, в прозаическое повествование введено очень важное стихотворение, намеренно приписанное некоему поэту-янычару. Значимость этого стихотворения в том, что именно завоеванный русскими Арзрум видится Пушкину подлинной духовной столицей турецкой империи: «Стамбул отрекся от пророка; / В нем правду древнего Востока / Лукавый Запад омрачил. / …Но не таков Арзрум нагорный». То, что так мыслит будто бы исламский воин-поэт, придает особенную вескость пушкинскому (в действительности) мнению: получается, что в деле отвоевания земель Византии главное Россия уже совершила и покорить внутренне прогнивший Стамбул будет уже не трудно. В стихотворении «Олегов щит» (1829) Пушкин своеобразно (в духе православно-мистического истолкования истории) объясняет, почему русские остановились на подступах к «граду Константина» и отказались от покорения: как некогда Олег и язычники-славяне, словно бы предчувствуя свое православное призвание, не тронули Константинополь, так и теперь православные славяне вновь отказались от насилия над великим, но утратившим православную веру городом, поскольку он в духовном смысле опять обещает стать близким, своим. В течение 1830-х годов русское государство преследовало цель ненасильственного вовлечения усмиренной Турции в пределы своего влияния (как это происходило со многими народами, вошедшими в состав державы).

Пушкин отмечает мирное, вежливое поведение русского войска в покоренном Арзруме: «…ни один из жителей ни разу не пожаловался на насилие солдата». Отвоеванные земли, по Пушкину, надо смиренно, однако настойчиво просвещать православной верой: «Кавказ ожидает христианских миссионеров».

В 1829 году Пушкин пишет восьмистишие «Опять увенчаны мы славой…», где подводит итоги войне: «И дале двинулась Россия, / И юг державно облегла, / И пол-Эвксина вовлекла / В свои объятия тугие». Отношения с исламским Востоком в основном разрешены, и в том же 1829 году поэт перелагает содержание «Воспоминаний в Царском Селе», причем под прежним названием. Его вновь беспокоят отношения с воинственным Западом, который видится ему в давнем союзе и духовном сродстве с Турцией. Это наблюдение обозначилось в «Путешествии в Арзрум…»; к примеру, среди захваченного в Арзруме оружия Пушкин был склонен усматривать и то, что осталось от первых крестоносцев – «со времен Годфреда»; западные рыцари и турки предстают союзниками (и лишь по видимости соперниками) в деле захвата земель православной Византии.

Когда случился польский мятеж, Пушкин был уже совершенно готов для гневной отповеди подстрекающему Западу. В стихотворении «Перед гробницею святой…» (1831) на помощь призывается дух Кутузова; в «Клеветникам России» (1831) Западу и его польским сторонникам предрекается поражение; в «Бородинской годовщине» (1831) празднуется победа, когда «бунт раздавленный умолк».

Это вполне сложившееся отношение к войне сохранялось у Пушкина до конца жизни. В стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) поэт еще раз повторяет сказанное в «Воспоминаниях в Царском Селе» (знаменательно, впрочем, добавив похвалу Александру I – «нашему Агамемнону») и подступает к описанию нового царствования: «И новый царь, суровый и могучий, / На рубеже Европы бодро стал, / И над землей сошлися новы тучи…». Стихотворение не завершено, но, по сути, в нем уже все сказано о войне, мире и предназначении России.

Вслед за Пушкиным (и не без его воздействия) Достоевский стремился к православному оправданию священной войны за веру – войны исключительно оборонительной или (что близко) освободительной (по отношению к захваченным врагами православным землям и народам). Православно-держаный мир для Достоевского – единство, и Россия – его оплот. Потому-то в «Дневнике писателя за 1876 год» и говорится: «Константинополь – рано ли, поздно ли – должен быть наш…» – ведь это «не для захвата и не для насилия», а по «слову самой природы»[5]. Достоевский признался А.Н. Майкову, что сочинил «в уме» «былину» о захвате турками Константинополя, и «это прямо и невольно явилось как былина из русской истории»[6].

Ф.М. Достоевский в форме унтер-офицера. Фотография. 1858 г.
Ф.М. Достоевский в форме унтер-офицера. Фотография. 1858 г.
Главной враждебной по отношению к России силой Достоевский представлял военный и, отчасти, духовный союз Запада с исламским (в лице Турции) миром. Видимо, не случайно, что Раскольников в «Преступлении и наказании» завершает перечень образцовых «необыкновенных» людей «Магометами и Наполеонами»[7], сближая вождя исламского мира и вождя объединенного Запада.

Запад попустительствует и даже покровительствует тому, что силою Турции, этой «дикой, гнусной мусульманской орды»[8], творится «уничтожение систематическое» целых православных народов. Запад сходится с Турцией и в желании содержать ослабленный остаток православных народов в рабстве: «…ненавистно славянское племя Европе, les esclaves, дескать, рабы, а у немцев сколько этих рабов: пожалуй, взбунтуются»[9] – здесь отмечается злонамеренность распространенного на Западе этимологического сближения слов «раб» и «славянин»[10]. Немцы наряду с турками рассматриваются Достоевским как ударная сила Запада, направленная против России (см., в частности, главку «О воинственности немцев» в «Дневнике писателя за 1876 год»).

Страшный образ Запада как нового Вавилона и царства антихриста предстает в «поэме» Ивана Карамазова – на это указал и сам Достоевский, объясняя смысл главы «Великий инквизитор»[11].

Достоевскому оказывается близким представление о России как «Третьем» и последнем Риме, призванном вплоть до Конца света противостоять крепнущему царству антихриста и в этом противостоянии служить прибежищем и защитой для всех, желающих спастись. Коренной особенностью русского самосознания писатель считает сострадательную, даже жертвенную любовь ко всем вплоть до своих врагов.

В мирном, не завоевательном, исторически справедливом расширении русской державы Достоевский видит благо для всего человечества, ибо православная Россия – единственный мост от временного мира сего к миру вечному, неземному, предуказанному в Апокалипсисе; уже в мире сем русская держава единственная из всех частично живет по неотмирным законам, заповеданным Христом: «Кто хочет быть выше всех в царствии Божием – стань всем слугой. Вот как я понимаю русское предназначение в его идеале»[12].

Александр Моторин

22 февраля 2013 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-и т. Л., 1972–1990. Т. 26. С. 131.

[2] Там же. С. 147–148.

[3] См.: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 201.

[4] См.: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 380–381.

[5] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 48.

[6] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 15. С. 527.

[7] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 200.

[8] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 62.

[9] Там же. С. 63.

[10] Особенно очевидно такое этимологическое сближение в английском языке: Slav – «славянин» и slave – «раб», во французском написании – esclave.

[11] См.: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 15. С. 198.

[12] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 47.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пушкин – духовное противоядие Пушкин – духовное противоядие
Джулиан Лоуэнфельд
Один тележурналист недавно с сомнением спросил у меня: «Да разве актуален Пушкин сегодня?» Не хочется опускаться до рассуждений об «актуальности» вечной красоты. Хочется сказать о другом. О том, что Пушкин – по-пифагорейски целитель. Он этим «актуален». Он – духовное противоядие от окружающей нас пошлости и уныния. И Пушкин особенно нужен нам, «интеллигентам», так как он лечит самую неизлечимую болезнь интеллигентности – пессимизм.
«Когда помутилось сердце человеческое».
О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1
«Когда помутилось сердце человеческое».
О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1

Виктор Аксючиц
Раскольников, главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», оказывается выпавшим из органичного жизненного уклада. У него оборваны связи с тем, что Достоевский называет землею, почвой. Новой же почвы герой обрести не смог: оказавшись за пределами традиционной культуры, душа его не смогла привиться к чуждой искусственной цивилизации Петербурга, которая, по Достоевскому, противостоит органике земли.
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
Протоиерей Александр Григорьев
Святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение… И у нас сколько князей прославлены мощами, кои воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским». А священномученик Иоанн Восторгов говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью».
Священное Писание о войне и воинском служении Священное Писание о войне и воинском служении
Протоиерей Александр Григорьев
В Священном Писании и у святых отцов Церкви можно найти исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с духовными проблемами современной армии. Вспомнить, что же говорит Священное Писание о воинском служении, особенно важно именно в наше время, когда в обществе распространяются протестантские представления о том, что будто бы христианину запрещено служить в армии и даже брать в руки оружие.
Комментарии
Игорь24 февраля 2013, 07:28
Спасибо, очень познавательно.
И великие литераторы предстают людьми, чьи взгляды на такие фундаментальные вопросы, как войны, со временем менялись под воздействием жизненного опыта, событий истории, общения с окружающими.

Тем не менее следует отметить сходство взглядов на деятельность и результаты творчества писателей и поэтов в их социальной миссии. Фундаментально различающиеся Запад и Восток видят в таких плодах гражданскую позицию выдающихся людей, которую вполне возможно использовать как идеологию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×