Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Roma nova

100 лет назад, 21 февраля / 6 марта 1913 года был издан Высочайший манифест самодержца Российского императора Николая II «о 300-летии всенародного призвания Великим Поместным Церковным и Земским Собором 1613 года на царство Дома Романовых». Это был первый отмечаемый столь широко и масштабно юбилей царствования, и менее всего это было чествование одного рода, одной семьи. 300-летие Дома Романовых промыслительным образом подводило итог целой эпохе, оказавшись – и сегодня мы особенно ясно видим это – очередным значимым рубежом в многотрудной судьбе государства Российского.

Народный дом Императора Николая II в Санкт-Петербурге, украшенный к празднованию 300-летия дома Романовых
Народный дом Императора Николая II в Санкт-Петербурге, украшенный к празднованию 300-летия дома Романовых
В истории, будь то история жизни отдельного человека, рода и тем более история государства, не бывает мелочей. И она всегда полна символов и знаков. И важно не только современникам, но и нам, потомкам, эти символы и знаки распознавать и понимать.

Достойно внимания то обстоятельство, что государи новой династии, образовавшейся после Смутного времени, стали носить именно фамилию «Романовы». Вспомним, что первым их предком считается боярин Андрей Кобыла, пришедший из Новгорода на службу к московскому князю Симеону Гордому. Но царям не суждено было носить фамилию «Кобылины».

Не стали они Шевлягиными – по прозвищу родного брата Андрея Кобылы Федора Шевляги. Не стали они Жеребцовыми, Ёлкиными, Ивантеевыми, Гавшиными или Кошкиными. Хотя могли, потому что дети Андрея Кобылы носили все эти прозвища: Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Они явились родоначальниками многих русских дворянских домов, но не основателями династии, которая бы носила их фамилию.

От Фёдора Кошки пошли Кошкины, но дети Захария Ивановича Кошкина назвались Кошкиными-Захарьиными, а внуки уже просто – Захарьиными. Один из них – Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев. Именно ему суждено было дать фамилию грядущей династии. Его дочь Анастасия Романовна стала первой и самой любимой женой Ивана Грозного. А от сына Никиты Романовича родился Фёдор Никитич – будущий патриарх Филарет. Он-то и стал носить фамилию «Романов» в честь своего деда.

Посольство Земского Собора, прибывшее в Костромской Ипатьевский монастырь, сообщает Михаилу Романову об избрании Его на Царство. Миниатюра
Посольство Земского Собора, прибывшее в Костромской Ипатьевский монастырь, сообщает Михаилу Романову об избрании Его на Царство. Миниатюра
Идея Нового – Третьего – Рима уже давно владела умами русских государей. Почти за сто лет до избрания царем Михаила Романова, а именно в 1523 и 1524 годах, старец псковского Спасо-Елиазаровского монастыря Филофей в своих посланиях к московскому великому князю Василию III писал: «…скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской Церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, Церкви святого и славного Успения Пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Много раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: “Рим – весь мир”».

Казалось бы, фамилия для всей династии была выбрана случайно. Но, учитывая идею Третьего Рима, можно увидеть в выборе фамилии Романовых весьма важный мистический смысл, поскольку «Roma nova» по латыни буквально означает – «новый Рим».

Александр Сегень

6 марта 2013 г.

Рейтинг: 7.7 Голосов: 38 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О реабилитации императора Николая II и его семьи О реабилитации императора Николая II и его семьи
Виктор Аксючиц
Решение Президиума Верховного суда России о реабилитации императора Николая II и его семьи является историческим. Однако все же его можно считать лишь частичным, так как необходима реабилитация всех убитых и репрессированных по «царскому» делу: вместе с семьей бывшего императора репрессиям подверглись ни в чем не повинные люди из числа слуг, – люди, добровольно последовавшие за семьей в ссылку, оказывавшие помощь свергнутому царю и имевшие какие-либо контакты с царской семьей. По существу, эти люди избрали путь подвижничества и смерти.
Кремлевское моление Кремлевское моление
Елена Лебедева
Устройство Распятской церкви, Голгофы с Гробом Господним и Воскресенского храма символизировало в Кремле, в чертогах государя Третьего Рима, «священную топографию Иерусалима», подобие Святой Земли, на которое нисходила благодать Первообраза. Сюжетная линия ансамбля развивается от темы страстей и смерти Господней к Светлому Христову Воскресению. Это был апогей православной градостроительной идеологии в Кремле.
Третий Рим или «третий мир»? Взгляд на Россию с Запада и наоборот Третий Рим или «третий мир»? Взгляд на Россию с Запада и наоборот
Мы мимикрировали под среднеевропейский уровень в рекордные сроки, будто «железного занавеса» не было вовсе. Но как раз в тот момент, когда отдельно взятый россиянин опять стал для Запада своим, к нам пришло осознание, что Россия и Запад вряд ли сольются до неузнаваемости. От себя добавлю: и не дай Бог слиться.
Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя
Елена Лебедева
Идея «Москва — Третий Рим» окончательно сложилась в XVI веке. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами. Но в 1453 году Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет православия, стала Москва.
Комментарии
Александр24 марта 2013, 13:49
Господи, прости нас.
Как же мы объяты гордыней и самовознесением....
автор статьи 8 марта 2013, 10:08
Отче Емил, поясните, пожалуйста, автору, что означает Ваше высказывание. Благодарю!
иерей Емил 7 марта 2013, 00:28
"После грубого атеизма наступят времена истонченного сатанизма!"-святитель Серафим (Соболев). 1950г.,храм "Св.Николай",г.София,Болгария.
lyudmila toll 6 марта 2013, 21:59
У Господа Всевышнего- Создателя всея вселенныя нет ничего случайного!
Большое спасибо !
Дивен Бог во святых Своих!
Слава Богу за все !
Пресвятая Богородице спаси нас!
Иван Х. 6 марта 2013, 19:26
Сам недавно пришёл к сходной мысли. Третий Рим. И царственная фамилия в честь него. От слова Roma.
Четвёртого уже не будет. Да и Третий, по моему мнению ушёл в прошлое со смертью святой Царской семьи. Но в истории он останется навсегда. Третий Рим принёс много добра и света не только самой Руси, но и всему миру.
Наталья 6 марта 2013, 15:22
Интересная версия.
А вообще-то, всё не случайно...
Владимир 6 марта 2013, 13:19
Еще один новый для меня и достаточно смелый символизм, по сущности - не лишенный оснований в действительности.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×