Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Откровенная беседа

Однажды духовник сидел в своей келии, разбирая полученные письма. Внезапно в комнату, торопливо, без обычной молитвы, вошла келейница и сказала громким шепотом, будто сообщая тайную весть, которую никто не должен слышать: «Какой-то незнакомый человек, по виду из начальства, хочет поговорить с вами. Я не видела его раньше ни у вас, ни в храме, наверно, он приезжий». – Пусть войдет, – сказал духовник.

В келию вошел мужчина высокого роста, с прямой осанкой, как у бывшего военного. Он был одет безукоризненно, но неброско. Казалось, перед каждым выходом из дома, его костюм долго утюжат вместе с хозяином. Он обвел пристальным взглядом комнату, словно хотел узнать по обстановке дух и характер того, кто живет здесь, – ведь у вещей есть свой безмолвный язык, который может рассказать о многом.

Незнакомец поздоровался, снял шляпу и остановился у дверей, ожидая, что духовник предложит ему сесть. В этом человеке чувствовалось аристократическое воспитание, которое создается и шлифуется многими поколениями и передается как фамильный герб по наследству. Несмотря на пожилой возраст, его можно было назвать красивым; но это была холодная красота каменной статуи, не подвластная времени и не согретая теплом солнца.

Духовник указал на старое выцветшее кресло, предназначенное для гостей, и сказал: «Садитесь, пожалуйста, чем могу вам служить?». Гость сел, слегка облокотившись на ручки кресла. Он начал говорить не сразу и духовник успел внимательно оглядеть его. Чувствовалось, что этот человек знает себе цену и привык управлять людьми твердо и властно – «железной рукой в бархатной перчатке». Его манеры отличались сдержанностью и изяществом, а лицо – врожденным благородством.

Похоже, что он происходил из древнего рода и в его жилах текли капли рюриковской крови. Только его погасшие и остекленевшие глаза не гармонировали с общим обликом – словно они были подернуты мраком и скрывали какой-то секрет его души. Когда гость направлял взгляд на хозяина, то тому казалось, что этот взгляд похож на быстрый и резкий удар рапиры, но через мгновенье он потухал, становился безжизненным и духовник видел перед собой пустые глазницы черепа.

– Наверно какая-то проблема привела вас в мою убогую келию, – спросил духовник, – буду рад помочь вам, если смогу.
– У меня не проблема, а гораздо больше, – ответил гость, – у меня ощущение, что я надел петлю и раскачиваюсь на веревке между жизнью и смертью, – это страх, который вошел в мое сердце и мучает меня уже много лет, страх, что, может быть, Бог действительно существует. Мысль, что я отверг Живого Бога, преследует меня подобно призраку, мстящему за отцеубийство.

– Я родился и вырос в семье, где христианство было только внешней традицией, похожей на глухой колокольный звон, доносящийся из глубины веков, – продолжал гость. Вопрос религии никогда не интересовал меня. Уже с юных лет я считал, что он решен безоговорочно и окончательно. У Ницше – богоборца и богохульника – есть странный рассказ о том, как безумец бегал по улицам города и кричал: «Бог умер. Вы убили Его». Безумец оплакивал смерть Бога и никто не мог его утешить. Для меня этот рассказ был аллегорией – безумец оплакивал свое безумие. Я не переживал никаких подобных чувств; мне кажется, что я родился уже атеистом.

Впрочем, однажды я пережил какой-то метафизический ужас: мне снилось, что я нахожусь в космической ракете, она потеряла управление; я знаю, что уже не смогу вернуться назад, что я оставлен, заброшен, потерян в необъятных просторах вселенной, среди звезд – гигантов из пламени и льда; для меня космос стал ловушкой, лабиринтом, из которого нет выхода. Когда я проснулся, то еще ощущал мертвящий холод, чувство оставленности и безысходного ужаса. Мне надолго запомнилась картина: ракета летит в космос, земля удаляется от меня, как покинутый остров, уменьшается в своих размерах и превращается в светящуюся точку.

Главным увлечением моей жизни была высшая математика, которая сделалась моей профессией. Здесь я быстро достиг успехов: уже в молодости мне были присвоены высшие научные степени и я возглавил работу крупного исследовательского института. Вторым моим увлечением была литература, любовь к которой с детства привили мне родители. Так прошло много безмятежных лет. Но затем случилось нечто неожиданное и непонятное, будто земля задрожала в судорогах и заколебалась под ногами: меня стала преследовать и мучить навязчивая мысль – а вдруг Бог все-таки существует? Ответа на возникшие сомнения я не находил: математические формулы безмолвствовали, а литература, занимающаяся описанием и эстетизацией человеческих чувств и страстей, не могла решать онтологических проблем.

При первых признаках тревоги о возможном бытии Бога, я начал читать антирелигиозную литературу, чтобы укрепить свое неверие, но она принесла мне только разочарование. Я взялся за книги Бауэра, Ренана и Каутского, но вскоре мне стало скучно читать их; они не могли ничего ни доказать, ни опровергнуть – а были только плевками в небо. – «Как могла наша интеллигенция так жадно глотать такое чтиво» – недоумевал я, подразумевая не атеизм, – я продолжаю быть атеистом и думаю, что останусь им, – а его жалкие апологии. Затем я принялся изучать философию, но ее постулаты были недоказуемы, и эти сочинения казались мне башнями без оснований, висящими в воздухе. Я проводил целые ночи, читая заумные книги по теории физики и математики, но и там не находил ответа.

Их авторы нередко употребляли слово «бог», но это был бог с маленькой буквы, бог как потенция чисел, первосубстанция мира, квинтэссенция космоса, принцип мировой гармонии, некий первичный разум и рациональность вселенной, – но и он оставался недоказанным постулатом. Я увлекался этой литературой, так как мне импонировал дерзновение человеческой мысли, старающейся постигнуть начало и конец мироздания и космический размах гипотез, похожий на безумие.

Надо сказать, что я всегда изумлялся красотой математики. Она была для меня поэзией, где числа звучали как ритмы и рифмы, слагаясь в строфы, формулы пели как струны скрипки, а математические исчисления сверкали как созвездия в ночном небе. Эйнштейн казался мне Достоевским в математике, а Лобачевский – Хлебниковым в геометрии. Но я ловил себя на мысли, что заворожен игрой ума, нахожусь в сказочном зазеркалье и кружусь в хороводе обманчивых теней истины; что для меня это вид интеллектуальной наркомании, стремление заглушить страх перед возможностью существования Бога.

– Вы пришли ко мне, – сказал духовник, – чтобы еще раз убедиться, что доказательств у веры нет и успокоить себя моим интеллектуальным поражением. А я хочу сказать вам совершенно другое: если б я мог доказать, что Бог есть, то это доказало бы, что Его нет, по крайней мере для меня.

– Я не понимаю, что означают ваши слова, – спросил гость: уход от прямого ответа, парадокс в духе Оскара Уайльда или тезис гегелевской диалектики о тождестве противоположностей?

Духовник ответил: «Я сначала хотел бы отметить, что тезис о тождестве противоположностей вовсе не изобретение берлинского профессора, а на самом деле является оккультным учением эфесских жрецов, их мистагогией и тайной эзотериков. Его впервые вывел из подземелья храма Артемиды и ввел в портик философской школы Гераклит – потомок эфесских жрецов, променявший инициацию иерофанта на плащ философа. Это учение утверждает, что добро и зло, свет и тьма, полнота и пустота, «да» и «нет», Бог и сатана – едины. Марксисты считают тождество противоположностей «душой диалектики». Поэтому можно сказать, что гегельянство и марксизм имеют оккультную основу и демоническую изнанку. Мистерия диалектики – это кровавое пламя и гекатомбы революций».

– Теперь попробую ответить на ваш вопрос, – продолжал духовник. Если мои рассудочные понятия, представляющие собой сумму знаний, которые я приобрел в течение нескольких десятилетий, могли бы вместить, определить и постигнуть Абсолют, то каким жалким и ничтожным должно быть существо, охваченное моим, во всех отношениях ограниченным и несовершенным рассудком! Вдумайтесь в слово «вера»; что оно означает? Вера – это область тайны.

Где доказательства – там веры не существует, там замена веры знанием, Откровения – логикой, догматики – силлогизмами, метафизики – физикой, мистики – плоскими понятиями. Доказанное и очевидное уже не вера, а фактология.

– Вы говорите, что вера не имеет доказательств, – возразил гость,– тогда во что же верить: в безпросветную и безысходную тьму скептицизма, где только одни отрицания, доходящие до отрицания самого отрицания, как у Секста Эмпирика?

– Вера имеет несомненные и неопровержимые доказательства, но другого характера, – ответил духовник. Это интуитивное проникновение в сверхлогический нематериальный мир, общение человека, как ограниченной личности, с Богом – Абсолютной Личностью, реальный мистический опыт, приобретаемый в непосредственном контакте с духовным миром, внутренняя очевидность души, знание, но субъективное и, я бы сказал, интимное. Здесь происходит приобщение человека к божественной благодати, а на вашем языке – к высшим по природе энергиям.

В богообщении изменяется сам человек, как субъект познания, и неизмеримо расширяется его духовный кругозор. Надо помнить, что душа человека глубже, чем его рассудок и познание охватывает область эмоций, где одной из главных познавательных сил является всепроникающая любовь, которая единит Бесконечное с конечным, Живого Бога – с человеком.

– Признаюсь, что вы застали меня врасплох, – сказал гость, – я подумаю над вашими словами, но для этого нужно время. Недавно я беседовал с одним из ваших коллег, которого можно назвать «интеллигентом в рясе». Он стал доказывать мне существование Бога на основе теории относительности Эйнштейна восторженным и победоносным тоном, при этом жестикулируя и чуть ли не угрожая мне пальцем. Он постоянно путался и делал ошибки, желая объяснить мне Эйнштейна, как учитель школьнику, не подозревая, что высшая математика моя профессия. Мне было просто жаль его.

Затем я написал ему письмо, где постарался объяснить, как плохо он разбирается в теории относительности, и посоветовал не заниматься Эйнштейном, чтобы не утонуть в «относительностях», как в топком болоте. Вскоре я получил ответ, где он благодарил меня за замечания, по его словам, справедливые и дельные.

Гость посмотрел на часы и сказал: «Позвольте задать вам еще один вопрос: почему Бог явно не покажет Себя миру, чтобы у человека не возникали никакие сомнения в Его бытии, и он мог бы видеть Бога непосредственно, как видят солнце и звезды? Тогда исчезли бы многие проблемы и жить стало бы проще».

– Бог скрывает Свое лицо в тумане, чтобы не лишить человека свободы выбора между верой и неверием, и дать возможность ему самому решать главный вопрос бытия, – ответил духовник. Если бы не было этого выбора, то вера, как свободный акт души, перестала бы существовать и заменилась нравственно-безразличной очевидностью. Бог не поставил нас перед внешним фактом Своего бытия, как перед неизбежностью, а пожелал быть внутренним фактором человеческой души. Он хочет, чтобы мы искали Его свободным произволением, стремились к Нему, жаждали Его.

Он хочет быть для нас не объектом рассудочного анализа, а любовью сердца. Бог дал нам возможность для личностного общения с Ним – самого достойного и высокого, которое может быть между Творцом и творением. Отношение Бога к космосу можно сравнить с отношением мастера к предмету, сделанному им. Но человек – не предмет, а отблеск Божества на земле. Если у человека не было бы свободной воли, то у него не было бы и богоподобия. Без свободной воли невозможно само существование добра, оно сменилось бы необходимостью; без личной свободы невозможна любовь, а без духовной любви – обожение, как единение человека с Богом.

Думаю, вы согласитесь, что даже глубоко несчастный человек не пожелал бы поменяться своим местом со счастливым животным.

– Действительно, – улыбнулся незнакомец, – несмотря на мучащие меня сомнения, я не хотел бы превратиться в осла без проблем, довольного своей жизнью! Что вы могли бы сказать на прощанье и какой дадите совет, хотя я не обещаю, что исполню его?

Духовник ответил: «Мне кажется, что ваше отрицание Бога на самом деле – тайная и глубокая тоска по Богу, которую вы чувствуете как боль, но не можете осознать, откуда она. Ваше сердце плачет о своем одиночестве, как младенец, которого мать оставила одного в колыбели и он не ощущает ее тепла. А ваш ум, очарованный мертвым светом Люцифера и окаменевший в своей гордыне, сопротивляется сердцу и отвечает ему: «Умолкни, оставь меня злому гению моей жизни; я не хочу, чтобы Бог или другая сила властвовали надо мной. О какой вечной жизни говоришь ты? Будущее вселенной – черная космическая яма, где растают, будто тени, миры, исчезнет сама материя, окончится время, но не настанет вечность. Тогда наступит апофеоз вселенной – великое Ничто».

Гость удивился и сказал: «Вы, что, подслушали мой разговор с самим собой? Или увидели наяву мои сновидения?»
– Нет, я немного знаком с атеистической эсхатологией, – ответил духовник, – это сатанинская мистерия всеобщей гибели. А что касается моего совета, то прошу вас, хоть раз в день отключайтесь от феерии своих мыслей и от сердца говорите: «Бог, если Ты есть, то яви Себя мне; без Тебя я не могу найти Тебя».

Гость поблагодарил духовника за беседу и, попрощавшись, вышел из ворот дома. Откуда-то, как из-под земли, появился автомобиль. Водитель быстро открыл дверцу и почтительно усадил гостя в машину, будто князя в карету. Еще минута – и автомобиль скрылся за поворотом улицы.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 62 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архимандрит Кирилл (Семенов): Главные качества духовника — это любовь, жертвенность, сочувствие и внимание сердца Архимандрит Кирилл (Семенов): Главные качества духовника — это любовь, жертвенность, сочувствие и внимание сердца
Алексей Реутский
Мирянину важно не только найти духовного отца, но и сохранить с ним взаимное доверие и любовь. Как этого достичь, избегая бестактности по отношению к духовнику? Как не переступить границу между свободой и послушанием? И, с другой стороны, как молодому священнику увидеть в истинном свете духовническое служение и научиться отличать важное от второстепенного, слышать и понимать другого человека?
Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь человеку невозможно» Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь человеку невозможно»
Ласковое обращение с людьми есть не что иное, как проявление деятельной любви в повседневности. Об этом нужно постоянно помнить. И первое, что должен делать пастырь, когда к нему обращается человек за советом, — это проявить к нему доброжелательность и открытость.
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Иером. Иов (Гумеров) о пастырском служении
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении
Антон Поспелов
Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей. И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия.
Об архимандрите Иоанне Крестьянкине Об архимандрите Иоанне Крестьянкине
Протоиерей Михаил Правдолюбов
Свои воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине) я не записывал очень долго. Мне казалось – все пишут. Напишут всё, что только можно! Но когда я прочитал то, что было написано, захотелось написать и мне, тем более что многие годы на исповеди я приводил людям мнения отца Иоанна по самым разным вопросам. Закончив воспоминания, я отправил их в Печоры. Отец Иоанн одобрил эти заметки. Он ничего не велел убирать, ничего не сказал против, и теперь эти заметки для меня самого очень и очень дороги. Ведь отец Иоанн сам их читал, он со всем согласился!
Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»
Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.
Комментарии
Андрей19 января 2014, 19:54
Браво, батюшка! Прекрасный "АнтиФауст", спасибо, отец Рафаил!
Не только циникам дано право завоевывать сердца любителей литературных образов!

..Ну как можно не догадаться, что на фото - автор рассказа?

Приведенный же тип преуспевающего материалиста-интеллигента - довольно правдив, учитывая, что либеральные идеи продолжают еще действовать, как обычная ржавчина в общем нам всем "миру" и цивилизационной среде. Только немногие ученые и технически образованные люди вырываются из под пресса простейшего атеизма... правда, несет их - к либеральным (и даже модным!) "восточным религиям", чуждаются они отечественных святых и их веры православной! В ходу "мантры", "энергии", "гуру", "эзотерика" - и несколько одиозных имен: Блаватская, Гурджиев и пр.

А ведь этот коротенький эскиз (даже не рассказ) - вовсе не затрогивает темы бездуховной семьи... болезни и горести разлагающейся человеческой психики... - не дай Бог никому сии печати отпадения духовного! идите в церковь за покаянием и спасением, грешники!

Простите, если кого-то задел этим постом, проблема велика. Но и возрождение началось и идет, говорит Расеюшка ясное "нет" - либерализму! Слава Богу!
Тамара Кондратович17 марта 2013, 18:44
Очень благодарна что можно узнать что для тебя очень значимое
Андрей Ъ17 марта 2013, 16:22
И что дальше? Статья ни о чем. Об интеллектуальном фехтовании? О безблагодатности философии? О сатане в формулах?
От самой статьи веет холодом, а не теплом.
Меня больше заинтересовала фотография - кто автор снимка, кто на снимке? Или авторов фотографий не существует? хотелось бы, чтобы сайт все-таки уважал работу фотографов и указывал бы соответствующие данные.
Геннадий-либерал14 марта 2013, 21:05
Атеисту, чей ум сформирован знаниями точных наук и закален постоянным рационалистическим анализом бытия, нельзя говорить, что "если б я мог доказать, что Бог есть, то это доказало бы, что Его нет". Наверное, также нет смысла говорить, что "вера имеет несомненные и неопровержимые доказательства, но другого характера". Такие суждения только укрепляют философию атеиста-рационалиста: во-первых, он слышит очередное подтверждение об отсутствии доказательств бытия Бога, а, во-вторых, здесь же следует, усиливающее такое подтверждение, апелляция к не менее абстрактным понятиям и, соответственно, к не фактам.
В принципе подобные атеисты очень примитивные мудрецы: их мышление сужено понятиями предметного мира, причем, даже и из этих понятий, к умственному использованию допустимо принимать только лично когда-либо каким-либо образом воспринимаемые. Поэтому, считаю, что полезными для них могут быть предложения найти противоречия в подборке фактов, например типа: Был пророк Моисей?-Был плен египетский?-Был рожден Иисус Христос?-Совершал чудеса Иисус Христос?-Был пророк Магомет? Признание достоверным хотя одного из этих событий, приводит следствием признание всех остальных, а призвав все - с неизбежностью необходимо ответить на вопрос: "Наверное, Я самый умный, если опровергаю то, что признано миллиардами?"
Владимир14 марта 2013, 00:15
Очень понравилось!
Роман13 марта 2013, 22:04
Это прекрасная статья. Красота изложения этой истории величие простоты мысли в каждом слове ощущаешь присутствие истинного Бога, я настолько впечатлен этим рассказом что от волнения у меня не хватило словарного запаса описать мои переживания моя душа плакала от красоты мудрости Духовника!!!
Светлана13 марта 2013, 12:53
Спасибо, очень понравился рассказ. Есть знакомые, подобные гостю.
Екатерина13 марта 2013, 12:16
Лиза, "почему верующий выбирает зло раз за разом?" ответ "Любить Бога и грешника и ненавидеть грех". Но увы, мы считающие себя верующими - раздражают серьезные женщины в длинных юбках. Простити получилось как нравоучение. Вот такие мы верубщие.
Елена О13 марта 2013, 10:26
Лиза, поверьте, очень много христианок ходит в обычных,(может, чуть ниже колена), юбках, самых разных расцветок, а множество мужчин-христиан обладают приятными, добрыми лицами, и даже часто безбородыми :). Это люди, готовые отозваться на твою беду, радоваться с тобой и скорбеть, это те, с кем тепло находиться. Дай Вам Бог узнать таких людей и больше ничего не бояться!
Лиза12 марта 2013, 19:37
Интересно написано, логично и правдиво. Но мне также интересно и другое: почему верующий выбирает зло раз за разом? Планка Евангелия слишком высока для многих. Я не могу поймать это мирное ощущение собственного недостоинства без обреченности преступника, а уж морализаторство называющих себя православными( мое, в том числе )- это пытка для других людей. Ну почему меня раздражают серьезные женщины в длинных юбках? Мне нужно постоянно доказывать себе, что они хорошие и добрые, а мужчины со строгими лицами, с бородами - я боюсь их
Евгений12 марта 2013, 14:33
Отличные построения. Точные определения. Читал с удовольствием, многим из сказанного буду пользоваться. Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Архимандрит Рафаил (Карелин)

Новые материалы

Выбор читателей

×