Государственная церковность
Все свои действия и усилия по переустройству жизни в России Петр рассматривал именно с точки зрения долга и ответственности перед Богом. В своих письмах к духовным и светским лицам он пишет об этом открыто и без всякой задней мысли, ибо фальшь была ему абсолютно чужда и ненавистна. «С помощию Божиею» и с верою, «что все находится не в человеческой, но в Его Воле», приступал Петр к любому делу. <…>
Петр хотя и стремился к тому, чтобы приобщить Россию к европейской культуре, которая на рубеже XVII века была безусловно христианской, но при том был твердо убежден в необходимости сохранить православную веру и господство Православной Церкви, поскольку они находились в тесной связи с национальными чувствами и соображениями государственной пользы. Поэтому и при Петре остался в силе запрет на пропаганду зарубежных христианских исповеданий. Запрещение иноверческой пропаганды вытекало из признания Петром важности всякой уже существующей религии с ее полезным для государства нравственным воздействием на верующих. Петр понимал внутреннюю связь русского народа с Православием и значение Православия для национального и, следовательно, государственного самосознания.
И. К. Смолич