Память 30 марта / 12 апреля
Святитель Софроний Иркутский |
Через 12 лет Святейший Синод назначил его казначеем, а затем наместником Александро-Невской лавры – наиболее значительного из монастырей Санкт-Петербурга в ту эпоху. Эту обязанность он исполнял семь лет, восстановив хорошую дисциплину в монастыре и построив двухэтажную церковь.
В 1753 году императрица Елизавета назначила его епископом Иркутска и даровала привилегию носить во время Божественной литургии саккос, тогда как его предшественники носили лишь фелонь.
Епископ Софроний назначил своего духовного друга и неразлучного товарища по подвигу архимандрита Синесия настоятелем монастыря Вознесения. Вместе с ним он принялся за продолжение дела святого Иннокентия и начал с исполнения пожелания своего предшественника, повелев построить большой кафедральный собор во имя Богоявления. С любовью и решительностью святой Софроний заботился об обучении клира и образовании детей и для этой цели основал рядом с епископской резиденцией духовное училище. Несмотря на очень плохие дороги, он ездил по огромной епархии, посещая приходы и наблюдая за правильным ходом церковной жизни. Благодаря его пастырской заботе церковные службы совершались повсюду с большой красотой, и народ благоговейно и со страхом Божиим участвовал в них, понимая то, что читают или поют. Церковная жизнь оказывала такое влияние на верующих, что в то время на улицах пели не народные песни, а церковные песнопения и тропари.
Особенно близко к сердцу он принимал задачу просвещения языческих народов Сибири. Епископ побуждал клир разделять его усердие и превращал монастыри, в которых он постригал своих наиболее верных учеников, в миссионерские центры. Святитель Софроний успешно проповедовал Благую Весть о спасении среди народов, которые жили на границе с Китаем, и повелел построить в различных городах более одиннадцати церквей и множество школ.
Несмотря на активную пастырскую деятельность, святитель нисколько не жертвовал своей внутренней духовной жизнью: он проводил почти каждую ночь в молитве и служил Божественную литургию так часто, как мог. Приведя духовное стадо на пастбища Божественной благодати, святитель почувствовал, что его силы убывают, и попросил Святейший Синод назначить нового пастыря. Затем он удалился в монастырь, где провел последние дни жизни в непрестанной молитве.
30 марта 1771 года святитель Софроний отошел ко Господу. Прошло шесть месяцев, прежде чем другой епископ прибыл в Иркутск, чтобы провести торжественные похороны. Все это время тело святого, лежащее в гробу, не являло никаких признаков тления, и от него начали происходить чудеса.
Официальная канонизация святого совершилась, однако, только на Поместном Соборе 1917 года, а торжества были отложены из-за смуты. Святой Софроний явился епископу Иркутскому Иоанну, обнял его и сказал: «Будь мужественным!» В 1918 году пожар уничтожил драгоценные останки, спасти удалось лишь небольшую часть. Только 30 июня 1918 года была торжественно отмечена его канонизация, которая стала последней совершенной в России перед наступлением мрачных времен большевизма.