Патриарх Кирилл: Духовная жизнь – это не хобби, на которое может хватать или не хватать времени

Предпасхальное интервью Святейшего Патриарха журналу «Фома»

Зачем Церковь современному человеку? Как в ритме мегаполиса найти место для духовной жизни? Есть ли у Церкви рецепт построения честного и справедливого общества? Что ответить на скандальные публикации о Церкви в СМИ? Накануне Пасхи ответы на эти вопросы «Фоме»* посчастливилось получить у Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— Ваше Святейшество, в Пасхальные дни в Церкви много говорят о радости, но когда входишь в метро, часто видишь унылые, раздраженные лица... Почему в жизни людей так мало радости? И что с этим делать?

— Когда человек выбирает ложный путь в своей жизни, в глубине его души горит тревожная красная лампочка, он чувствует беспокойство. Люди пытаются как-то заглушить этот сигнал — и нередко делают только хуже. Слово Божие говорит, что пока мы пребываем в нечестии, нам не будет покоя. Но мы можем исправить свою жизнь — не сами, а с помощью Божией, выйти на верный путь. Радость и мир в душе приходят тогда, когда мы возлагаем нашу надежду на Бога и творим Его волю.

— Но это предполагает обращение человека к Церкви. А как ответить на вопрос: для чего Церковь современному человеку?

— А для чего вообще жизнь современному человеку? Ведь любое «зачем» предполагает какую-то цель. Зачем мне корабль? — Чтобы переплыть море. Зачем мне какие-либо знания и навыки? — Чтобы добиваться своих целей. А зачем мне их добиваться? Стоят ли они того? Какова вообще цель человеческой жизни?

Христос основал Церковь, чтобы в Ней открыть нам смысл и цель нашего существования: почему мы здесь, на что мы можем на-деяться, что нам надлежит делать. И Он открывает нам, что мы созданы для жизни вечной и блаженной, что эти несколько десятилетий нашего земного пути — очень важное время подготовки к вечности, когда мы будем пожинать плоды тех трудов, которые совершили здесь, на земле. И эта вечность может быть бесконечно радостной, блаженной, утешительной, а может, увы, и не быть таковой. И Церковь создана Господом ради единственной цели — вечного спасения людей.

Когда человек понимает это, когда он устремляется к вечному спасению, вся его земная жизнь меняется: пьяницы оставляют свои пороки, преступники становятся честными гражданами, люди унылые и растерянные обретают силы и бодрость. Человек, у которого есть вера в Спасителя и в спасение, способен с терпением, с надеждой переносить то, что другой вынести не может, потому что он видит перед собой вечные, а не временные перспективы.

Человек становится другим, меняется его система ценностей. Человек находит подлинную цель и подлинную радость в своей жизни. То, что раньше казалось важным, ценным, ради чего человек был готов на все, даже на преступление, становится чем-то никчемным и ненужным.

Бог создал человека для бесконечной радости и блаженства. Надо помнить об этом.

— Часто люди говорят: важнее творить добро, чем ходить в храм, отстаивать службы, молиться, поститься... Что им ответить?

— А вы начните творить добро на самом деле. Не просто копеечку подать раз в год, — копеечку может и злодей подать, — а жить добром. Это подвиг, это дело почти непосильное.

Попробуйте всерьез, каждый день поступать по добру, по совести, и вы сразу обнаружите, что не справляетесь, что вам нужна помощь Божия.

Ведь Христос не только и не столько даже Учитель, который указывает нам, как жить. Он Спаситель, подающий нам через Свою смерть и Воскресение благодать, которая только и может изменить нашу жизнь. Как говорит Священное Писание, ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф 2:8–9).

Посещение НИИ детской онкологии. Пасха, 2011 год Посещение НИИ детской онкологии. Пасха, 2011 год
Церковь Божия есть община людей, которые разделяют одну веру, вместе молятся, и, главное, совершают Таинство Евхаристии, как заповедует Христос в Евангелии. И слово Божие, Писание, говорит удивительную вещь: Церковь, которая совершает Евхаристию, есть Тело Христово, в котором преизобилует жизнь Христова. Отказываться от общения с Церковью, от участия в Евхаристии — значит отказываться от этой жизни. Сам Господь в Евангелии говорит, что, если мы не причащаемся Святых Христовых Тайн, мы не имеем в себе жизни (см. Ин 6:54).

— Иногда приводят примеры недостойных священников, спрашивают, чему могут научить такие люди?..

— Я бы по-другому поставил вопрос: а чему мы хотим научиться? Ведь ни хороший учитель, ни плохой не могут ничему научить того, кто сам учиться не хочет. Когда мы хотим научиться чему-то полезному, например, ремеслу, науке или иностранному языку, — мы же не говорим, что, мол, бывают плохие мастера, плохие ученые или плохие учителя, и поэтому я учиться не буду. Вернее, говорим, но только в том случае, если на самом деле не хотим учиться и ищем отговорку.

Одна из пациенток НИИ детской онкологии подарила Святейшему свой рисунок Одна из пациенток НИИ детской онкологии подарила Святейшему свой рисунок
А если хотим, находим себе хорошего учителя. Так и в духовной жизни: если мы хотим научиться правой вере и добродетельной жизни, нас будут интересовать достойные священники — и, уверяю, таких большинство. Сегодня по Интернету разносятся некие «скандальные истории», причем при их изложении нередко происходит не просто искажение ситуации, но и распространяется откровенная ложь. А о тех священниках, которые достойно исполняют свое дело, пишут редко: они поводов для скандалов не дают. Но в то же время, придя в Церковь, вы, скорее всего, встретите именно их.

Но важно подчеркнуть и другое. Священник совершает Таинства не своей силой, а силой Божией; и такого не может быть, чтобы Бог лишил верующих благодати за грехи священника. Если вы ищете прощения грехов, помощи Божией, Бог обязательно даст вам то и другое, и никакие грехи других людей не могут этому помешать.

Посещение Центра социальной адаптации для бездомных. Пасха, 2009 год Посещение Центра социальной адаптации для бездомных. Пасха, 2009 год
— Как современному, занятому человеку найти время для духовной жизни?

— Для этого нужно правильно расставить, как сейчас говорят, приоритеты; духовная жизнь — это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. Когда вы укладываете багаж, то поместятся или не поместятся вещи в чемодан, зависит не только от того, сколько их, большие ли они, но и от того, в какой последовательности, в каком порядке вы их укладываете. Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда и сюда и даже не всегда понимаем зачем, мы действительно не успеваем ничего — и очень устаем.

Если мы начинаем наш день с молитвы, мы закладываем фундамент, на котором у нас все будет выстроено в должном порядке, и, как сказано в Священном Писании о благочестивом человеке, во всем, что он ни делает, успеет (Пс 1:3).

Поэтому так важна церковная традиция молитвенного правила. Ведь каждое утро и каждый вечер мы независимо от нашего настроения молимся. Человеку начинающему, возможно, будет трудно читать молитвенное правило полностью, но важно хотя бы пять минут в день уделять молитве, каждый день, не пропуская, — и вы увидите, как начнет меняться ваша жизнь. Чем больше времени вы будете уделять молитве, тем больше времени у вас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей.

Да и в течение дня всегда можно найти минуту, хотя бы полминуты на то, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу, поблагодарить за то, что вы встретили хорошего и доброго за день, попросить помощи для себя и для других людей в каких-то трудностях... Занятость, или, вернее, загнанность современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится.

— Многих смущают антицерковные публикации в СМИ и социальных сетях, скандалы с участием тех или иных священнослужителей. Как к этому относиться?

— Те, кто застали годы атеистической диктатуры, — а я их хорошо помню — хорошо знают, что и тогда противники Церкви использовали тот же набор штампов. Священники, мол, люди жадные, безнравственные, эксплуатируют невежество темных масс... Так что ничего нового для нас тут нет. Меняются времена, меняются знамена, под которыми выступают антицерковные силы, но не меняется их цель. Во все времена — и во времена античности, и во времена атеистических гонений, и сейчас — битва идет за одно: за бессмертные души людей. Подлинный конфликт разворачивается на духовном уровне, как говорил Федор Михайлович Достоевский, «здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Сейчас многие люди обретают веру, приходят ко Христу, входят в храмы Божии и приступают ко Святым Христовым Тайнам. И чем больше людей становится на путь спасения, тем громче крик антицерковно настроенных сил: «Нет! Нет! Не ходите в Церковь! Там все обманщики, мошенники, стяжатели!» Подумайте, кого так пугает мысль, что человек войдет в храм, обратится к Богу, ктó не может этого перенести?..

Посещение Центра социальной адаптации инвалидов «Филимонки». Пасха, 2012 год Посещение Центра социальной адаптации инвалидов «Филимонки». Пасха, 2012 год
Многие говорили мне, что именно антицерковная кампания помогла им стать церковными людьми: ведь раз некие могущественные силы так отчаянно не хотят, чтобы мы вошли в Церковь, значит, быть в ней очень важно. Если прилагается столько усилий, чтобы помешать нам приступить к Чаше со Святыми Тайнами, значит, то, что в этой Чаше, — жизненно необходимо.

Те, кто участвуют в нападках на Церковь, обычно не отдают себе отчета, орудием каких сил они являются, ктó использует их в своих интересах. А им стоило бы об этом задуматься.

Центр расположен на бывшей территории Княже-Владимирского монастыря. Троицкий и Успенский храмы сильно пострадали. Все деревянные постройки монастыря были уничтожены, сохранился лишь каменный корпус келий. В 1994 году Троицкий храм Княже-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим. Центр расположен на бывшей территории Княже-Владимирского монастыря. Троицкий и Успенский храмы сильно пострадали. Все деревянные постройки монастыря были уничтожены, сохранился лишь каменный корпус келий. В 1994 году Троицкий храм Княже-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим.
— Люди часто жалуются на безнравственность общества: кругом нечестность, коррупция, черствость, жестокость, равнодушие... Как Церковь может помочь изменить эту ситуацию? И что Вы ответите тем, кто упрекает Церковь за то, что после двадцати пяти лет религиозной свободы общество так и не освободилось от этих пороков?

— Позвольте мне еще раз напомнить некоторые очевидные вещи. Ситуация меняется, когда меняются люди. А люди меняются, когда они хотят измениться. Не когда они хотят, чтобы менялись другие (к другим можно предъявлять какие угодно претензии — это ни к чему не приведет), а когда они понимают, что их собственные пути неправильны, их собственные ценности нуждаются в пересмотре, их собственные нравы нуждаются в исправлении. Такие люди обращаются к Богу с покаянием и верой и приходят в Церковь, чтобы обрести помощь и изменить свою жизнь.

Посещение детского дома-интерната № 15. Пасха, 2010 год Посещение детского дома-интерната № 15. Пасха, 2010 год
Бессмысленно ожидать, что другие люди, что общество в целом будет меняться, если мы сами меняться не хотим.

Любые перемены к лучшему начинаются только с самого человека. Я сейчас повторю свои слова, которые кому-то не понравились: если мы творим неправду в нашей личной, семейной жизни, в сфере профессиональной, почему так горячо требуем, чтобы правда осуществлялась где-то на макроуровне, а на микроуровне ее не должно быть? Люди загоняют себя в ловушку: каждый яростно требует от соседа, сослуживца, начальника быть праведным, но при этом не собирается становится праведным сам.

И тут Церковь предлагает увидеть ситуацию по-другому. Наша главная беда — не грехи других людей, а наши собственные грехи. Помните, как персонаж пьесы «На дне» говорит: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».

Святейший Патриарх передал детскому дому-интернату реабилитационное оборудование, а также велосипеды и развивающие игрушки. Он также посетил отделение милосердия, благословил тяжелобольных детей и подарил им пасхальные сувениры. Святейший Патриарх передал детскому дому-интернату реабилитационное оборудование, а также велосипеды и развивающие игрушки. Он также посетил отделение милосердия, благословил тяжелобольных детей и подарил им пасхальные сувениры.
Это материалистическое понимание человека, при котором главное — удовлетворить свои материальные потребности, осуществить свои хотения, и тут выгодно быть окруженным совестливыми людьми, но не быть совестливым самому. И часто требования, обращенные к Церкви, так и звучат: «Сделайте моего соседа совестливым. Путь меня окружают хорошие, честные, добрые люди. И при этом не лезьте со своими наставлениями ко мне».

Но Церковь говорит о Спасителе, Который приходит спасти нас от наших грехов. Потому что никто никогда не будет осужден Богом за чужие грехи. Никто не лишится вечной жизни из-за пороков других людей.

Быть совестливым, избегать зла, творить добро, следовать заповедям Божиим — это важно не только и не столько соседу, но жизненно важно для нас самих.

Фото предоставлены пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лариса22 сентября 2013, 09:40
Спаси Господи Патриарх Кирилл! Здоровья Вам и многая лета! Помолитесь за мою душу грешную
Елена21 мая 2013, 11:00
Спасибо,все очень просто и доступно.Храни Вас Господь, святейший Патриарх Кирилл
Оксан13 мая 2013, 01:30
Спаси Господи за напоминание, что все начинается с нас самих.

Виктория12 мая 2013, 02:01
Спаси Господи Святейшего Патриарха Кирилла!
Ольгам 8 мая 2013, 21:43
Верю, что Господь простил прошлое России , т.к. Это милость Божья дала нам такого патриарха.
Алексей 8 мая 2013, 11:48
Действительно, это большое счастье, что у нас с Вами есть отец наш Патриарх Кирилл!
Максим 7 мая 2013, 22:40
"Мужественной должна быть душа, которая бы могла сохранить жизнь свою среди соблазнов.Если человек окажется хоть несколько беспечным,то легко подвергнется нападениям и окажется пленен знамениями змия лукавого и хитрого." Преподобный Ефрем Сирин.
Максим 7 мая 2013, 22:19
Сейчас не хватает времени а потом поздно может быть об этом все святые отцы церкви говорят.
Ирина 6 мая 2013, 14:33
Очень хорошие слова, изложены просто и понятно. С Праздником Светлой Пасхи всех!
Татьяна 6 мая 2013, 13:20
Спасибо огромное за интересную статью!!!
Галина Золотаина 5 мая 2013, 05:40
Мудрость и логика в словах патриарха. И простота.
Антон 4 мая 2013, 10:53
Спаси Господи, Патриарха Кирилла!
Елена 3 мая 2013, 22:31
Счастье осознавать что живешь в эпоху Патриарха Кирилла. Просто о сложном,он говорит с каждым из нас. Понимает самую соль проблемы общечеловеческого масштаба. И после беседы с ним все понятно и просто как у Бога. Храни Вас ГОсподь святейший Патриарх Кирилл!
Наталья 3 мая 2013, 00:06
Как всегда на высоте!
Алексей 2 мая 2013, 02:27
Великолепное интервью! Всё лаконично, абсолютно точно и по делу. Чёткий ответ современному населению России!

Многая лета господину и отцу нашему Патриарху Кириллу, служителю Бога-Всевышнего!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×