Минск, 2 мая 2013 г.
Святой равноапостольный император Константин Великий.<br>Мозаика собора Св. Софии в Константинополе |
Мероприятие посетили журналисты ведущих изданий республики. Ранее в столице Белоруссии прошел международный форум, также посвященный юбилею.
Почетным гостем пресс-конференции стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Республике Беларусь Стоян Евтич. По его словам, годовщина Миланского эдикта отмечается в Сербии на самом высоком уровне, и здесь одна из причин — то, что равноапостольный император Константин родился в городе Наисс (современный сербский Ниш). «Вообще, на территории нынешней Сербии родились 16 римских императоров», — отметил Стоян Евтич. Сопредседателями оргкомитета по проведению торжеств являются Президент Сербии Томислав Николич и Патриарх Сербский Ириней. Ближайшее мероприятие — выставка «Константин и его эпоха», которая пройдет 18 мая в Национальном музее Белграда.
Преподаватель МинДАиС иерей Святослав Рогальский отметил, что «решение императоров Константина и Лициния было не столько актом имперской власти», сколько «свидетельством христианства о себе как о Богочеловеческой религии». Священник подчеркнул, что если бы христианство было всего лишь человеческим мировоззрением, то после трехсот лет гонений «оно не то что не смогло бы стать государственной религией — оно не имело шансов выжить вообще». Отец Святослав добавил, что Миланский эдикт расширил традиционное римское право — jus sacrum, которое до этого знало лишь понятие народной религии, и вывел христианство на мировой, вселенский уровень, поставив его над этническими верованиями.
Старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Наталья Кутузова, процитировав текст эдикта («мы постановили … принять такое решение, … чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя»), обратила внимание на схожесть этой формулировки с соответствующими позициями Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. По мнению представительницы НАН, Миланский эдикт нельзя считать прямым источником прав человека в их современной трактовке, но вместе с тем этот акт показал, что «благодаря государственному уму, благодаря апелляции к правовой системе можно достичь общественного блага».
Миланский эдикт — это «преодолевающая время аксиологическая и правовая парадигма», он содержит в себе «горизонт идеалов, которые ведут европейскую цивилизацию, которые никогда не были полностью достигнуты, но всегда должны быть на повестке дня». Так полагает Ирина Михеева — также старший научный сотрудник Института философии Национальной Академии наук. Среди идеалов, заданных эдиктом, она особо отметила преодоление национальных рамок и толерантность.
Church.by: Вопрос Наталье Александровне Кутузовой. Современную цивилизацию Европы многие считают постхристианской. Разделяете ли Вы этот взгляд?
Наталья Кутузова: Нет, я так не считаю. В современной европейской цивилизации есть место и христианству, и другим мировоззрениям. Она строится на универсальных принципах, которые не разделяют людей по религиозному, гендерному, каким-то другим признакам, а объединяют их.
Протоиерей Сергий Лепин: Христианство во многом сформировало современное понимание человека. Так что мир после христианства — это мир после человека, постхристианская цивилизация — она же и постчеловеческая.
Наталья Кутузова: Кстати, нельзя не отдать должное Сербии. Эта страна в недавнем прошлом пострадала именно из-за религиозной нетерпимости. Сербы каждый день видели, как разрушают их святыни. И надо иметь огромную духовную силу, чтобы после этого еще и праздновать юбилей Миланского эдикта.