Интервью посла Российской Федерации Александра Чепурина в Сербии сербскому журналу "Геополитика"
Ваше
превосходительство, в последнее время участились
встречи на высшем государственном уровне между
представителями Республики Сербии и Российской
Федерации. Просим Вас как участника этих переговоров
и непосредственного организатора подготовки этих
встреч уточнить содержание этих бесед. В частности, о
чем конкретно были достигнуты договоренности на
встречах премьера Сербии И.Дачича с Председателем
Правительства Д.А.Медведевым и Президентом
В.В.Путиным в сфере политического, экономического и
военно-технического сотрудничества Сербии и
Российской Федерации?
Да, контакты стали чаще. Налицо активизация российско-сербского диалога на всех уровнях. Я рад этому. Если в конце 2012 года в Сербию приезжало больше российских представителей, то в этом году нашими сербскими друзьями дается достойный ответ. Частота контактов является следствием твердого намерения руководства обеих стран продолжать тесное сотрудничество после смены правящей коалиции и руководства Сербии в 2012 году.
В ходе недавнего визита Председателя Правительства Сербии И.Дачича в Москву детальным образом рассматривались вопросы реализации крупных российских инвестиционных проектов в сербской экономике. Обсуждались перспективы строительства газопровода «Южный поток»: достигнуты договоренности о начале его строительства с декабря текущего года с опережением графика. Согласовано количество компрессорных станций, необходимых для функционирования газопровода. Очень значительная договоренность, которой удалось достичь, - это финансирование всего сербского участка за счет российской стороны. При этом дополнительной льготой для Белграда будет то, что возврат средств будет осуществляться не в форме возврата кредита, что обременительно для бюджета любой страны. Нет, эти расходы будут возмещаться из доходов Белграда от транзитных платежей за использование газопровода. Также в ходе встреч подтвреждено принципиальное решение о строительстве ответвлений от газопровода в сторону Боснии и Герцеговины и Хорватии. Ведутся переговоры по срокам и модальностям реализации этого проекта. Но уже сейчас очевидно, что в перспективе эта инициатива превратит Сербию в регионального координатора газоснабжения.
Большое внимание на переговорах было уделено дальнейшему повышению объема двустороннего товарооборота. Для этого необходимо в полной мере использовать возможности имеющегося соглашения о свободной торговле, которое пока явно недостаточно широко используется сербскими властями. Ведь прежде чем вести речь о расширении перечня ввозимых беспошлинно в Россию товаров, стоило бы внимательнее взглянуть на уже существующие льготы. Только улучшение координации в сфере поставок сельскохозяйственных товаров могло бы вдвое увеличить существующий в этой сфере сербский экспорт с 250 млн. евро до полумиллиарда. В этой связи в Москве обсуждался вопрос создания сербских торгово-распределительных центров, которые бы оказывали юридическую, логистическую и таможенную поддержку проникновению сельскохозяйственной продукции Белграда в российские торговые сети.
Продолжено обсуждение российского участия в модернизации сербской армии и развитии совместных производств военной техники. Очевидно, эти темы будут более детально рассмотрены в ходе поездки в Москву 23-24 мая с.г. первого заместителя Председателя Правительства, Министра обороны А.Вучича.
Укрепляется российско-сербское партнерство в сфере гуманитарного реагирования и борьбы с чрезвычайными ситуациями. Совсем недавно был сделан важный шаг к завершению организационно-правового оформления Российско-сербского гуманитарного центра в г.Ниш. Ожидаем, что он в полном объеме начнет свою работу уже через месяц-два.
Россия выделяет значительные средства на реализацию проектов, в том числе несколько десятков миллионов евро на разминирование территории Сербии. За последние годы саперами обезврежены тысячи взрывных устройств. Приближается лето, время лесных пожаров, когда востребованность в Центре будет особенно ощутимой.
Эти и другие темы будут также рассматриваться в ходе планируемого на 21 мая визита Президента Сербии Т.Николича в г.Сочи по приглашению российского лидера В.В.Путина.
Господин Чепурин, нас интересует ваше мнение о парафированном соглашении между Белградом и Приштиной при посредничестве Евросоюза. Действительно ли это последнее соглашение в определенном смысле подрывает принципиальную позицию России по Косово. Политические представители Сербии в ходе переговоров с ЕС и США по Косово часто подчеркивают, что остались одни, без союзников. В случае если политическое руководство Сербии займет более твердую и достойную позицию в переговорах по Косово, - могла ли бы тогда наша страна рассчитывать на поддержку России, имея в виду, что в ходе последнего 10-летия Москва поддерживала Белград по вопросу Косово?
Принципиальная позиция России по Косово, как это уже заявлялось руководством нашей страны, заключается в том, что решение проблемы Косово и Метохии должно быть мирным и политическим. Россия не признала и не признает независимость Косово. Не поддерживает официальных отношений с Приштиной.
Считаем важным, чтобы при урегулировании были обеспечены безопасность и будущее сербов, проживающих в Косово и Метохии.
С Сербией в свое время поступили несправедливо. Ей не дали самой решить острые, но все же внутренние, проблемы. Поддержали и дали оружие сепаратистам, подталкивали их к расколу страны.
Сегодня, как и раньше, мы поддерживаем приемлемые для Сербии позиции и решения.
Да, Россия проголосовала за резолюцию ГА ООН от 9 сентября 2010 года, которая была предложена, в том числе, самой Сербией. В соответствии с ней введен механизм посредничества Евросоюза. И тогда Сербия оказалась одна, без союзников и поддержки.
Сегодня, как и ранее, мы говорим, что не собираемся подталкивать Сербию к тому или иному решению. Это дело самой Сербии. Сербского правительства. Сербского народа.
Сербия приняла решение согласовать договренности с Евросоюзом по Косово. Для нас вопрос заключается только в одном – насколько это приемлемо для Сербии, отвечает ее интересам, интересам сербов. Что касается вопроса о поддержке «некой более твердой и достойной позиции», – я не очень понимаю такой вопрос. Как я уже сказал, Россия поддерживала, поддерживает и будет поддерживать Белград в справедливом решении косовской проблемы.
Как недавно говорил наш премьер-министр Д.А.Медведев, Россия не может принимать решения вместо Сербии. От нас нельзя ожидать чего-то такого, чего сами сербы делать просто не собираются.
Знаете, здесь, по моим сугубо личным оценкам, Белграду важно просчитать возможные варианты развития событий. Просчитать свои шаги. Стремиться к политическому единству страны в отношении к этому вопросу. Проявлять политическую волю. На Россию, как и раньше, вы можете рассчитывать как на друга и поддерживающую интересы Белграда и сербов страну.
Как вы оцениваете позицию сербов с севера Косово, особенно их нацеленность на прочное сотрудничество с Россией. Если исключить из рассмотрения просьбы о получении российского гражданство и другие эмоциональные выражения приверженности России, насколько Россия принимает во внимание мнение и позицию косовских сербов при формировании своей политики по отношению к этой части Балкан? Также вы недавно были в Косовской Митровицы и наряду с ответом на предыдущий вопрос, просим Вас поделиться впечатлениями от встреч с сербами с севера Косово?
Поддерживаем интенсивный диалог со всеми сербами, с регионами Сербии, в том числе, безусловно, и с сербами на севере Косово и Метохии. Косово и Метохия по всем параметрам международного права, резолюции СБ 1244, - сербская территория.
Мы ценим нацеленность сербов на сотрудничество с Россией и внимательно рассматриваем все поступающие просьбы.
При этом, естественно, мы исходим из того, что выразителем мнения, надежд и интересов сербов, включая косовских сербов, является законно и демократично избранное руководство страны. Многопартийная система формирования органов власти в Сербии позволяет учесть максимально широкий спектр предпочтений избирателей. Для Сербии критически важно иметь консолидированную позицию по такому вопросу, как Косово.
Что же касается моего визита в Косовскую Митровицу, где мы были с А.Вулиным, - я был тронут теплым приемом и доверительным диалогом.
Еще раз хотел бы подтвердить свою солидарность с проживающими в Косово и Метохии сербами. Еще раз хочу сказать, что при урегулировании конфликта вопросы безопасности и будущего косовских сербов – это краеугольный камень. И это важно учитывать. И это должны понимать те, кто пытался и пытается «поддавливать» на Белград из-за рубежа.
После политических перемен в Сербии наличествовали проблемы, даже препятствия в инвестировании российского капитала в Сербии. В отношении этого вопроса ситуация несомненно улучшилась. Но, тем не менее, не думаете ли вы, что и сегодня в Сербии в определенной степени западный капитал имеет приоритетность по сравнению с российским? Как можно было бы продвинуть наше экономическое сотрудничество, увеличить объем торгового оборота? В каких отраслях экономики вы видите возможности инвестирования российского капитала?
Безусловно, период развития российско-сербского инвестиционного взаимодействия проходил различные фазы, в том числе и непростые. Видим, что новое руководство Сербии предпринимает усилия по созданию благоприятных условий для притока инвестиций в Сербию. Для этого, как говорил Владимир Путин, нужно «мотыжить свой участок как это делал Святой Франциск – денно и нощно». Россия инвестирует на долгосрочной основе в реальный сектор экономики Сербии. Прежде всего, это проекты в нефтегазовой сфере, в энергетике и транспортной инфраструктуре. Мы реализуем многочисленные проекты с большими объемами капиталовложений, такие, как «Южный поток», «НИС», «Югоросгаз», «Лукойл», реконструкция железных дорог Сербии. За последние десятилетия совокупные российские инвестиции в экономику Сербии составили порядка 2,5 млрд. евро., а на ближайшие три года планируется увеличить объем инвестиций еще на 1,5 млрд. евро. Еще 1,7 млрд. евро – инвестиции в «Южный поток».
Возникающие технические проблемы, которые присутствуют всегда и везде, в любой стране, важно решать в доверительном диалоге, с учетом взаимных интересов, как это и приличествует настоящим партнерам.
Что же касается деятельности западного капитала в стране: его присутствие является вполне естественным следствием евроинтеграционного выбора Белграда. Совершенно очевидно, что начавшийся процесс гармонизации национального законодательства с европейскими нормами и стандартами в первую очередь дает преимущество западным компаниям и инвесторам. Это ни для кого не является ни секретом, ни неожиданностью. Именно поэтому российское руководство неоднократно заявляло, что европейский курс является суверенным делом Сербии, но для нас важно, чтобы он не наносил ущерба российско-сербским отношениям.
С движением Сербии в направлении ЕС потеряет силу Соглашение о свободной торговле от 2000 г. и Протокол к нему от 2011 г., что не позволит Сербии экспортировать без пошлин свою продукцию, например, ту же сельскохозяйственную (а это 14% экспорта Сербии в Россию). Некоторые ранее достигнутые договоренности могут быть денонсированы. В результате страна может лишиться возможности реализации своей качественной, но неконкурентоспособной на европейском рынке продукции. Это очевидно.
Важно искать пути решения этих вопросов, исходить из того, что наше сотрудничество должно быть взаимовыгодным и надежным. Поэтому России и Сербии не нужно перезагружать наши отношения, не нужно жать на кнопку перезагрузки. Сегодня нам нужно энергичнее жать на педаль акселератора для расширения взаимодействия в тех областях, где наши экономики могут быть взаимодополняющими: нефтегазовый сектор, энергетика, транспорт, телекоммуникации, военно-промышленное производство, сельское хозяйство, туризм. Объективно мы заинтересованы в том, чтобы обе наши страны были более сильными и процветающими. Тогда и возможности наши будут другими, и способности решать проблемы возрастут.