Их называют райтерами. Еще одно иностранное слово, еще одно поветрие, овладевшее умами и сердцами десятков, если не тысяч наших соотечественников, как правило юных.
Граффити |
Я еще понимаю, когда люди, действительно художественно одаренные, воплощают в настенных росписях свой взгляд на жизнь, что-то заявляют или объявляют, о чем-то заставляют задуматься… Понимаю, когда это талантливо и со вкусом исполнено. Но у нас этих рисунков талантливых, самобытных что-то не видно. В лучшем случае – бледное эпигонство. А большей частью именно что одни каляки-маляки, да еще и намалеванные подленько – на свежеокрашенных фасадах и заборах. Такое мелкопакостничество, и не более того. Уши надрать – да и только.
Вообще до нас всё доходит туго.
Граффити |
Принадлежность к этому движению позволяла подросткам почувствовать свою особенность, отличность от всего привычного и обыденного, испытать азарт, чувство опасности, проявить себя в неожиданных и экстремальных условиях. И здесь очень важно было делать всё вопреки тому, чему их учили, что вдалбливали с детства в головы, – именно потому, что всё это воспринималось ими как ложь.
В известном смысле зарождение и развитие этой молодежной субкультуры –свидетельство утраты традиции, духовных корней в общественной, социальной и религиозной жизни. Это проявление того, что нельзя скрывать бесконечно пустоты в жизни самих взрослых. И мы в этом смысле не исключение.
Человек без Бога должен постоянно доказывать себе, что он есть, потому что пустота ежедневно убеждает его в обратном. И это страшно. И нужно что-то делать. Как-то себя обозначить, запечатлеть… пусть даже просто свое имя… как-то себя выразить, создать свой стиль (стиль – это уже личность): я есть в этом «куске», и я отличаюсь от остальных. Вот в чем главная «фишка» стрит-арта.
Граффити. Автор: Бэнкси |
Граффити "Смерть". Автор: Бэнкси |
За 40 лет движение породило немало ярких художников, разветвилось на множество стилей и направлений, но вот парадокс: со временем эта «отдельная» культура стала органичной частью культуры современной, которую мы называем постмодернистской. Культуры если и утверждающей что-либо, то только абсолютную относительность чего бы то ни было.
Исключения хотя и существуют, но лишь подтверждают правило.
Можно сказать, что в основе этой культуры лежит утрата Бога, отказ людей от того, что придает их жизни высший, непреходящий смысл. Во всех отношениях. Остается только игра в смыслы, и эта игра безнадежна в своем безумии, потому что красотой теперь можно назвать любое уродство и акцент переносится только на то, чтобы убедить в этом остальных. С какой целью – другой вопрос. И любой ответ будет «правильным». Потому что место бога может занять всё что угодно… По выбору.
Но всё-таки существует и то, что можно назвать искусством, и даже высоким, в мире граффити.
Таков, например, легендарный и неуловимый Бэнкси, работы которого буквально выпиливают болгаркой из стен, чтобы выставить потом на престижных аукционах. Или «Паша 183» – Павел Александрович Пухов, самый, наверное, известный из российских «настенных художников», – к сожалению, недавно умерший. Так вот, если говорить о последнем: он не просто малевал автографы, играя с самим собой в прятки, а жил, верил, размышлял о глубоких и серьезных вещах… размышлял без озлобленности, а в поисках добра и делился своими размышлениями с людьми. Так, противясь засилью прагматизма и алчности в российской действительности, он монтажные плиты на заброшенной стройке превратил в плитки шоколада «Аленка»… – трогательный образчик доверчивости и чистоты. И если уж кому-то непременно хочется рисовать на стенах – учитесь у Паши… не подражайте ему, а просто задумайтесь о том, что и как он делал. И может быть, тогда станет однажды стыдно просто тиражировать собственную глупость и пустоту.
Но… Каким бы гениальным и самобытным ни был наш, отечественный райтер, он неизбежно является частью иной системы культурных ценностей, системы, сформировавшейся в иных условиях жизни – материальной, душевной, нравственной. Становится частью системы западного мира, со всеми его плюсами и минусами. Но это на самом деле еще не так страшно. До поры до времени. В конце концов, можно назвать множество примеров обогащения русской жизни опытом и культурными традициями иных народов. Только при одном условии. Если эти традиции переосмысливались так глубоко, что принимали уже действительно самобытные, своеобразные черты. И главным условием такой глубочайшей творческой переработки можно считать твердое стояние, укорененность «воспринимающей стороны» в своей культурной, и даже больше сказать – в религиозной, мировоззренческой традиции.
Граффити. Автор: Паша 183 |
Граффити "Шоколад Аленка". Автор: Паша 183 |
Граффити. Автор: Паша 183 |
Подвох в том, что стрит-райтер изначально «завязан» на иную систему координат. И как бы ни обижался при жизни покойный «Павел 183», когда его называли русским Бэнкси, он, несмотря на всю свою оригинальность, все же вторичен по отношению к лондонскому самородку. Слишком много аналогий, чтобы их не заметить. Это и подчеркнутая анонимность, и специфический нонконформизм, не говоря уже о принадлежности к самому движению стрит-арт, и использование техники трафарета, в широкое употребление введенной именно Бэнкси, и опыты в съемке арт-хаусного кино… Так что и здесь уличный художник, увы, сам того не осознавая до конца, оказывается в культурной ловушке, присутствие внутри которой и мешает ему взглянуть на себя со стороны непредвзято.
Вообще мы в очередной раз как-то слишком легко и вдруг поверили и доверились Западу. Впрочем, и это, кажется, очень по-русски: распахнуть двери, с любопытством запустить в дом шалую толпу чужестранцев и посмотреть, что из этого выйдет, в надежде на неизбывное наше «авось». Слава Богу, что за «авось» этим в конечном итоге стоит милующий нас, бесконечно и незаслуженно, Дух Христов. Может, потому все наши «авось» хоть и выходят нам, как правило, боком, но в конце концов, совершенно даже неожиданно для других народов, – оборачиваются чем-то хорошим, самобытным и добрым. Таков уж наш народ, и такова его жизнь.
Главный мотив в творчестве лучших из райтеров – протест против продажности, меркантильности. Да, это важно, конечно, но должна быть и положительная, жизнеутверждающая альтернатива, а не только факт отрицания. Бескорыстность, но бескорыстность в чем? Можно и страну свою, и душу разрушать вполне искренне и бескорыстно, считая притом, что ты вершишь великое и благое дело. А на деле ты будешь просто марионеткой в руках тех, кто хочет управлять этим миром по-своему, и ты «бесплатно» и «бескорыстно» будешь работать на них, как Буратино на Карабаса, даже не осознавая своего действительного положения. К слову: такие «искренние» и «бескорыстные» артисты, в том числе стрит-артисты, «Карабасу» как раз и милы, и нужны больше всего. Отчасти и потому, что им не надо платить.
Там, где заходит речь не об отрицании только, но об утверждении, – вот здесь в стрит-арте всё очень сложно и запутанно. Оказывается зачастую, что в головах большинства райтеров – полнейшая каша, начиная от панковского пофигизма и до каких-то безумных эзотерических и оккультных идей, и всё это – вот ведь опять примечательно – не представляет собой ничего не то чтобы оригинального, но просто даже положительного, позитивного, в лучшем смысле этого слова. И если мы посмотрим, чем наполнена жизнь райтеров в других странах, то обнаружим зачастую тот же самый «среднестатистический» набор, сформировавшийся в недрах западной жизни, существующий вроде бы сам по себе, но вполне вписывающийся в мейнстрим «актуального искусства».
Оскверненный памятник Советской армии в Софии |
В противном случае это уже не искусство, а китч. И хуже всего, когда подмена остается незамеченной потому, что разница не имеет значения.
Почему администрация города не установит камеры видеонаблюдения в соответствующих местах ?
(Андрей_01:
Автор затронул актуальную тему.
По информации из некоторых авторитетных источников, сомнительные молодежные субкультуры являются частью тщательно разработанных планов режиссеров масонского глобализма (точнее их спецслужб) по размытию традиционной морали христианских стран.
И не надо умалчивать о том, что значительная (если не большая) часть "непонятных загогулин" на стенах домов и общественных зданий имеет негативное содержание, направленное против христианства......)
Глупо думать что граффити это забава маленьких детишек, это работа двадцати - тридцатилетних людей, и глупо думать что граффити несет что-то доброе, это служение антихристу, это служение, подготовки его правления. А каракули это есть знаки определенного рода проклятий и пентаграмм для разрушения.
Когда чье-то частное имущество подвергается воздействию вандалов-рисовальщиков, то владелец как правило немедленно использует все возможные средства для стирания и уничтожения гнусных рисунков.
Когда же речь заходит об общественном пространстве, то как будто всем все равно. Общее значит как бы ничье.
При наличии хоть каких-то усилий со стороны властей или общества не так сложно если не победить граффитический вандализм, то значительно его сократить.
В некоторых странах есть даже уголовные статьи за вандализм и порчу общественного имущества.
И личное благочестие христиан не должно быть помехой их активной общественной позиции. Как бы сейчас многим не хотелось загнать христиан в резервацию зашоренных маргиналов, история знает множество примеров активного христианского подвига в защите общественной морали.
Спаси Бог добрых людей.
И не важно, русское оно, американское или папуасское. Важно, что оно несёт в себе энергию разрушения, энергию зла.
Когда я смотрю на стены, покрытые граффити, у меня возникает ощущение, что это сыпь, выступившая на самодовольном лике современной цивилизации. Что-то вроде сыпи сифилитика. Это один из симптомов тяжёлого недуга, который изнутри точит наше постхристианское общество и рано или поздно его убьёт.
Бороться с ним - всё равно, что замазывать сыпь косметическим кремом. Сифилис лечится не косметикой, а антибиотиками. Антибиотик для нашего общества - православная вера, тёплая, подлинная, нелицемерная, не сведённая к формализму.
прошу простить, если этот комментарий был слишком расплывчатым или не о чем) но мне показалось важным для меня превратить эти давно вертевшиеся в голове мысли в слова.
"Вы считаете, что для избежания соблазнов надо людей в концлагерь сажать?" - Давайте свои мысли и домыслы мне не приписывайте.
"И какой же был раньше явный враг для Церкви в СССР? Запад что ли?" - Судя по вашему "искреннему вопросу", безусловно советская власть была первый друг и помощник всем православынм людям. Это сарказм, если что.
А что касается Запада то он всегда был врагом православия и сейчас им остается. И методы зачастую подлые.
Как вы сказали "Сейчас в стране человек может , если хочет, изучать Писание, наследие святых отцов, может молиться и участвовать в таинствах Церкви.", но увы человек может изучать всякую дрянь и зачастую помимо его воли. И в своем посте я не где не указывал, что советский период был такой замечательный период для православного люда. Я вам лишь написал, что статья несколько о другом. Совсем не обязательно по любому поводу, в данном случае о граффитчиках, поминать незлым тихим словом скажем "кровавого упыря Сталина" или кого еще там. Ни Ленин, ни Сталин, ни даже Лаврентий Павлович к граффитчикам отношения не имеют. И если непонятно все же, то в двух словах: советская власть себя открыто позиционировала врагом религии. И у вас был выбор чью сторону выбрать. Современный мир, скажем тот же запад, позиционирует себя "другом" и вообще весь из себя "толерантынй" - но на деле это выходит далеко не так
По крайней мере в центре, все дома и многие столбы, а также стены к празднику Великой Победы неизвестные украсили изображением Георгиевской ленточки с призывом "Помни".
Хулиганство? Да. Спонтанное? Да. Молодёжное? Да. Граффити? Опять же, да. Только вот, мне бы очень не хотелось, чтобы ленточки стёрли, потому что смотрю, и сердце радуется.
Вообще, разве не чудо, что молодёжь, ни смотря ни на что, продолжает любить главный праздник? Это уже целая "субкультура" Я даже на 9 мая видел джип с приделанным к нему муляжом пулемёта "Максим"!
Их кто-то заставляет? Не думаю. Пусть это и дурачество, но светлое и благодарное. А много ли людей среднего и старшего возраста, вместо того, чтобы бесконечно ругать власть, украсили машины надписями к 9 мая? А ведь раскрашивать машины-самолёты-параходы, если я не ошибаюсь в США модным стало во Вторую Мировую и позднее?
Так может быть, признаем, что наш народ имеет великую силу брать лучшее у Запада и делать из этого шедевры (несогласным предлагаю, по-крайней мере, бегло ознакомиться с историей отечественного искусства).
Ты попробуй расписать свой дом с мебелью, папину машину, дачу и все что тебе дорого, а если не дорого и нечего, то хотя бы свою единственную куртку. Вот это драйв!
Или ты искренне считаешь, что трусишка писающий в штанишки от каждого звука, с дрожащими ручками, озирающимся взглядом и с "друганом" на шухере, может искренне назвать себя кем-то стоящим?
Что-то я как раз Ваших слов совсем не понимаю. Вы считаете, что для избежания соблазнов надо людей в концлагерь сажать?
И какой же был раньше явный враг для Церкви в СССР? Запад что ли?
Если говорить о человеке,то его враг - его грехи. Сейчас в стране человек может , если хочет, изучать Писание, наследие святых отцов, может молиться и участвовать в таинствах Церкви. И если ныне живя в православной среде, человек не хочет идти к Богу, то неужели он побежит к Богу, если весь Запад станет православным? НЕ побежит, я думаю.
Не для европейского города..
А самые интересные работы, насколько я знаю, в темных туннелях метро где их вряд ли кто-то увидит...
уважаемый "читатель", если внимательно прочтете, то статья несколько о другом. Безусловно период гонений в советское время трагичен, но даже если акцентрировать внимание на него (хотя статья все же о другом), то в то время враг был явный, а сейчас, в наше время, точно и не скажешь откуда ждать удара. Вроде и храмы открыты и свобода вероисповедания, но как раз вот такие примеры из заметки и показывают, что далеко не все так радужно. Это конечно если в двух словах попытаться объяснить
На этом отрывке прослезилась...:)Спаси Христос!
Но я думаю что в основе этой подростковой культуры лежит не утрата Бога (потому как эти подростки не выросли в лоне Церкви), а стремление к творчеству, преобразованию окружающей среди во что-то лучшее, ну и конечно юношеский бунт против скучности и серости своих родителей :))
Рисунки будут лучше и чище когда мораль подрастающего поколения улучшится, и именно под воздействием положительного примера взрослого поколения.
Воздействие запада... а что делать если именно западная культура привлекает сейчас всех? например, автор любит ее покритиковать, а другим она нравится :)) Так или иначе, но она никого равнодушным не оставляет, а со своими родными проблемами наш народ постепенно смирился
Сбигнев Бжезинский в знаменитом труде "Великая шахматная доска" пишет, что американская культура побеждает иные по причине своего превосходства, а не только в силу специального насаждения. И зерно правды в этом есть.
Дети видят, что западную культуру проповедуют те, кто в неё верят, а отечественную, увы, но нет.
Взрослые зовут читать классику, слушать классику и т. д., а ходят на концерты Стаса Михайлова, читают Маринину. Это как понять и принять? Это называется ханжеством.
С другой стороны лично вижу, как достаточно просто слушать ежедневно правильную музыку, смотреть правильные фильмы, читать правильные книги, а последователи сами найдутся. Но только при условии любви к высокому искусству.
Правило веры: о правде нужно не говорить, а живить по ней.
Вопиющая неумелость художников граффити (бомберов) и вандализм не могут не вызывать праведного гнева.
Хотя на Казанском вокзале красиво поезда нарисованы в стиле граффити.
Про поиск Бога вынужден согласиться лишь отчасти. Если по-честному продолжать логику мысли можно дойти до критики Шишкина и Верещагина по тем же параметрам. Кому интересно - ознакомьтесь с биографией классиков.
Увы замена Бога искусством - главная проблема любого вида искусства.
З. Ы.
Первый раз слышу, чтобы бомберов называли райтерами. Наверно, какое-то новое модное течение в хип-хопе "место для смайлика"
Опять нас Запад плохому научил… Послушайте Хэнка Уильямса, популярного кантри-исполнителя в Америке в пятидесятые годы, его «Тридцать сребреников», «Иисус вспомнил меня» и т.д., или знаменитую Пэтси Клайн, ее «Только бы идти рядом с Тобой»… Ну да, это же протестанты. А мы святая Русь! А что у нас в это время пели популярные певцы? Было ли место Христу в репертуаре наших исполнителей?
Желание «самовыразиться» присуще многим подросткам, причем необязательно тем, которые «без Бога». Посмотрите как самовыражаются на форумах так называемые «православные» поэты-графоманы, бесконечно рифмующие «лампадка –сладко – украдкой».
Проблема граффити – это, видимо, психологическая проблема отдельных личностей. Скорее всего, граффити – род модного хулиганства, получившего «полулегальный» статус. А в основе – старое как мир желание испачкать чистое.
Что касается второй части, то же самое можно сказать о любом направлении культуры, хоть о иконописи. Да, православные видят неполноту любого искусства, не преображённого Святым Духом и не направленного в конечном счёте на прославление Творца.
Что касается субкультур, на пересечении которых неизбежно живёт современный человек, то деление их на западные и наши мне представляется искусственным. Сейчас вся или почти вся Земля живёт в едином культурном поле. Иван Иванов из Мурома, Джон Смит из Чикаго или Мохаммед Йелмаз из Анкары имеют равные возможности разрисовывать стены и слушать рэп, или ходить в лаптях и слушать знаменный распев в автобусе. Полагаю, не это правило веры и образ кротости; это, скорее, стилизация в рамках общего постмодернизма. Совсем не граффити уводят людей от Христа, они уже родились в мире, князь которого Его не приемлет. Но, если будет на то Божья воля, когда-нибудь и граффити станет частью православного искусства - в Муроме ли, в Чикаго ли или в Анкаре.
А всем этим почеркушникам раздать бы по кайлу, да в шахты - чтоб было чем полезным руки занять, раз так чешутся.
Уважаемый автор пишет: "И именно утрата чистоты веры влечет за собой упадок культуры и ее вырождение..."
Почему же автор постоянно указывает на Запад, почему автор не хочет развить эту мысль на примере СССР, где крушили храмы, убивали верующих, проводили "безбожную пятилетку"...
Может, пора на самих себя взглянуть, и осмыслить СВОЙ "упадок" , а не кивать на Запад.
По информации из некоторых авторитетных источников, сомнительные молодежные субкультуры являются частью тщательно разработанных планов режиссеров масонского глобализма (точнее их спецслужб) по размытию традиционной морали христианских стран.
И не надо умалчивать о том, что значительная (если не большая) часть "непонятных загогулин" на стенах домов и общественных зданий имеет негативное содержание, направленное против христианства.
И так же, как в интернете действует значительное количество организованных "троллей", которые ведут систематическую и синхронную деятельность по дискредитации христианства (или по созданию ложного образа слабых и "рабских" христиан), так и на наших улицах целенаправленно наносятся визуальные надписи оккультного или иного темного содержания.
Эта проблема очень запущена, практически не видно усилий властей или общественных организаций по борьбе против "граффити". В других странах разрабатываются даже спецхимсоставы для очистки или защиты стен от граффити.
Вообще подсознание - это очень чувствительный механизм. И если в общественом пространстве кругом все забито негативными рисунками, то это сказывается деструктивным образом на психике (собственно говоря, на это и рассчет "режиссеров" молодежных группировок).
Христиане должны понимать опасности окружающего мира и бороться за защиту своих православно христианских ценностей с упованием на Господа нашего Иисуса Христа.
Помилуй, Боже.
Вот бы кто-нибудь организовал мероприятия по очистке города от этой мазни хотя бы в виде очередного субботника.