Православный календарьПравославный календарь
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.

Американская тетрадь

Перед поездкой необычная плотность событий: праздник за праздником, до радостного изнурения, до перехода на «автопилот». Вчера – храмовый праздник – Агапита. А накануне – Вознесение, совпавшее с памятью мученика Философа. Хорошо помню из Житий его страдание. Его, обнаженного, привязали к дереву и оставили на волю блудницы. Известно ведь, что ничто так не погашает благодать, как блуд, даже невольный. Но он откусил себе язык, выплюнул его женщине в лицо, чем ужаснул ее и привел в бегство, а сам болью погасил похоть. Невообразимо по нынешним временам и нравам! Впрочем, всегда невообразимо. Среди этих мыслей – сборы в Америку.

Человека можно купить, обмануть, развратить, запугать. Если все это не действует, то только тогда возможно мученичество. Петра на время запугали, Иуду купили. Мученика Философа не купили и не запугали. Потому его хотели развратить. А когда не получилось, пришлось убить. Нам не быть мучениками (говорил об этом в церкви). Даже мечтать не надо. Эта высота почти недосягаема. Мы просто не способны на этот подвиг до тех пор, пока нас обманывают, покупают, развращают и запугивают. Можно догадываться о специфической «гуманности» врага, который не хочет крови, если можно обойтись развратом и деньгами, ложью и страхом. Герой Аль Пачино так и говорит в «Адвокате дьявола», произнося последний зажигательный спич: «Я – Гуманист!». Он – гуманист, а мы живем под знаком обмана, подкупа и испуга. Стыдно. Святые будут судить мир, говорит апостол Павел. Они и уже его судят. В аэропорт – ночью. Сон – в полглаза.

Чикаго
Чикаго
Мой путь - в Чикаго, на южный берег, но не Крыма, а Озера Мичиган (Скажи мне «Южный берег», и я тут же представлю Ласточкино гнездо). Чикаго – город ветров, windy city. Это все, что я о нем пока знаю, если не считать Аль Капоне и мрачную историю с транзитом алкоголя из Канады во времена «сухого закона». Да, еще – само имя означает «гнилое место» на языке местных индейцев. Никогда не получается мало-мальски приготовиться к поездке, почитать что-то о том, куда востришь лыжи. Вот так едешь, словно в полную неизвестность, как «с моста в воду», что, видимо и правильно.

Если условно считать Боинг «железной птицей», то я видел сегодня Амстердам с высоты птичьего полета. Самолет долго летел над городом и погода была ясная, как счастливое детство. Красиво. Венецианское сочетание воды и камня. Есть и разница. Венецианские каналы хаотичны, как московские дворики, а амстердамские – разлинеены на плане, как петербургские улицы и проспекты. Все кажется четче, темнее, холоднее, аккуратнее, что ли. Хотя что можно разглядеть с высоты за несколько минут, чтобы потом выносить суждения?

Аэропорт столицы, торгующей тюльпанами и алмазами. Здесь пересадка. Вот это Вавилон! Вернее – восточный базар, помноженный на европейскую северную аккуратность. Еще только соприкоснулся с этим многолюдством, а уже чувствуешь, что одно только сохранение веры (не говоря о распространении ее) в таких условиях требует чрезвычайной свободы от греха, благодатности, любви ко Христу. Где у нас все это? И если честно признаться в личной и общей слабости, то что мыслить о будущем, в котором нас ожидает только разрастание некоего всемирного города и поглощение им всего и вся, что есть «не от мира сего»?

Стоп! Среди значков и указателей – фигурка коленопреклоненного человека. Надпись – «meditation centre». Может это молитвенная комната, названная ради толерантности местом для размышлений? Вот будет очередной упрек нам, не имеющим в Борисполе ни храма, ни часовни. Пошел на стрелку (мимо СПА салона и душевых!) и нашел обычное лежбище пассажиров, в полной тишине на лежаках ожидающих своего рейса. Молитвой не пахнет, храпят арабы и китайцы, но хоть не так стыдно, что у нас в аэропорту молитвой тоже не пахнет. Но поучиться все же есть чему. Прямо в аэропотру – музей голландской живописи. При долгом ожидании шансы познакомиться с миром прекрасного увеличиваются. Я снимаю несуществующую шляпу перед местным населением. С потретов глядят клирики и бюргеры, крестьянки и пейзажи с мельницами, все то, во что однажды влюбился Петр. И время среди картин проходит мягко, спокойно, не торопясь, но и не притормаживая.

Рядом с музеем – библиотека, одновременно электронная и обычная – книжная. Ну когда же и мы научимся с этой простейшей и необходимейшей стороны подходить к Европе в очереди за теми сокровищами, что от нее остались? А с другой стороны, откройте библиотеку в Жулянах или Борисполе, будут ли там читатели? Не знаю. Говорят: «Посторой храм – люди прийдут». Возможно и здесь так: «Разложи книжки на полках, поставь столы и стулья, размести зарядные гнезда для ноутбуков и люди начнут читать книги в ожидании своих «железных птиц». Короче, я еще домом пахну и совсем немного налетал, но уже кое-что достойное увидел.

Пролетев над озером Мичиган, которое намного больше Азовского моря, мы таки сели и я выдохнул. Ощущение – одно из двух: либо я сплю, либо я – Гагарин, или около того (Чкалов?). Чтобы не бояться бегать один километр, нужно бегать три. После перелета над океаном любое путешествие теперь рискует показаться мелочью. Собственно это евангельский принцип: идти два поприща, когда заставляют идти всего лишь одно, и отдавать больше, чем просят. Уставал от полета в Европу, слетай-ка в Америку. Ленился поехать в Житомир, посети Новую Англию. Легкость на подъем многих западных людей объясняется неизбежностью для них частых и дальних перездов и перелетов. На их фоне мы – затворники и «сидельцы» на месте.

Впечатления от полета: конечно усталость. Потом: великолепие Гренландии при ясной погоде. Не понятно, как можно было назвать это гордое соединение камня и льдов «Зеленой землей», а вполне сносную для жизни Исландию – как раз «Землей льда». Еще – статья в «Гардиан» о спорах среди епископов Англии о гомосексуализме. Светская пресса язвит клириков, хватает их за язык, требует отчета в нетолерантности, и у тех буквально нет слов, нет умного оружия, чтобы защищаться. Как будто контракт подписан на работу только внутри западной парадигмы, а парадигма, оказывается, вполне уживчива с безразличием к греху, и даже требует его (греха) амнистии. И вот западные исповедания не знают как с этим бороться, ибо они и есть – исторические творцы западной школы мышления. Все это очень похоже на конец цивилизации и попахивает неотвратимостью краха.

Выход из аэровокзала похож на заход в мароканский хамам. Душно. Влажно. Я на ногах уже скоро сутки. Но глаз раскрыт и жаден до первых впечатлений. Сегодня в Чикаго пуэрториканский праздник. Вечером, говорят, будет гульба, по причине которой над некоторыми районами уже кружит полицейский вертолет. А пока по улицам проносятся машины с открытыми окнами, из которых высунуты флаги Пуэрто-Рико, и и девушки мясистой комплекции сидят в этих открытых автомобильных окнах, свисают с них, что-то задорно крича и показывая руками. Праздник, одним словом.

Что мы едим в милом доме у милейших хозяев в тихом районе, по слухам похожем на Белфаст или Дублин? Мы едим борщ (чтобы смягчить культурный перепад). А куда мы потом идем, то есть – едем? Мы едем в храм. Завтра память отцов Первого Вселенского собора. «Но собор, иже в Никее, Сына Божия Тя проповеда, Господи, Отцу и Духу сопрестольна». Чудная служба, чудная смесь английских возгласов и стихир, пропетых по-славянски. Уже непривычное для меня малолюдство молящихся в храме. Но глаза предательски слипаются и требуют спичек, а рот кривится в неудержимой зевоте. День заканчивается борьбой со сном, в которой сон одерживает убедительную и безоговорочную победу.

Биологический будильник поднял меня на ноги в то время, когда за окном было еще темно. Сегодня моя первая в жизни Литургия на Американском континенте. А у нас дома уже стрелки перебежали за полдень и служба отслужена. Очевидно происходит то, о чем когда-то говорил и писал статью: эстафета молитвы передается по часовым поясам, и по мере вращения Земли преемственно тухнут одни и зажигаются другие лампадки.

Зарубежная Церковь хранит Святую Русь в землях рассеяния; хранит то, что от нее осталось, то, что можно сохранить от того, что осталось. А много ли осталось? Временами почти ничего. Нужно начинать все заново и объяснять людям азы. «Вы читали каноны?», – спрашивает епископ у причастницы. «А что такое каноны?», – спрашивает она в ответ. И так во всем. Мы что-то спрашиваем и требуем от людей, подразумевая, что они что-то знают и кем-то научены. Но кем? Кто учил? У них не только нет ответов, а им даже вопросы не понятны. Мы же привычно, заканчивая службу, не соизволяем ничего произнести на пользу, кроме объявления о времени ближайшего богослужения. Что за тотальное безумие, наряженое в одежки хранения традиций? И долго ли это продлится?

Но все равно ощущение от храма и службы глубокое, светлое. А вот в целом от Америки – нет. Мне грустно, и это не просто ностальгия. Американская цивилизация велика и притягательна. У нее не только бульдожья хватка успешного бизнесмена, но и широкая улыбка простого парня, зарабатывающего на хлеб простым трудом. В этой цивилизации есть нечто от евангельской глубины и широты, есть открытость и смелость. Не понимать этого означает пребывать в плену идеологических предрассудков и иметь черствую душу. Но вот я втягиваю носом воздух этой цивилизации и чувствую, что на отрывном календаре осталось не так много листков. Америка вступила в полосу заката, падения, развала. Конечно, ее падание может быть долгим, как тормозной путь поезда, но она больна. Доказательства? У меня их нет. Они есть у тех, кто здесь живет и знает нюансы народной психологии, динамику нарастания сложностей, накопление изменений в повседневной жизни. А у меня только «чуйка». Еще небоскребы мешают облакам плыть по небу, а в Бостоне болеют за «Брюинс», еще авианосцы пенят воду в Мировом океане, а в национальных парках стоят доисторические дубы в десять обхватов. Все еще есть, включая хайвэи, великую литературу и национальное многообразие. Но есть и стойкое чувство, навязчивое, как запах. Чувство того, что город в кольце и кольцо сжимается.

Кровавая слава Аль Капоне связана с Чикаго. А бесславное падение и последующая «гибель с шумом» связаны уже с Сан-Франциско. Там, в островной тюрьме Алькатрас окончились его дни. Мое путешествие пролегает по маршруту его заката: сначала Чикаго, потом – Сан-Франциско. И это не сознательный план. Просто так получилось. Боже! До чего же долго опять лететь! Шесть часов! Если представить Штаты в виде человеческого манекена, то лететь приходится по диагонали – от правого плеча до левого бедра. Все таки я сухопутный человек и странно, как это я вообще дерзнул на такие перемещения в пространстве.

Рака с мощами свт.Иоанна Шанхайского. Фото: Православие.ru
Рака с мощами свт.Иоанна Шанхайского. Фото: Православие.ru
Вечером служба в соборе. Подошел к мощам Иоанна Шанхайского и … должен был быстрее отойти, чтобы не забиться в истерике. Сердце само подкатывает к горлу и слезы льются, как из опрокинутого стакана. Ради этого стоило терпеть любой перелет. До чего же благодатен этот человек! О, Господи! У меня нет слов. Научи меня молчать и плакать. После службы встреча с местной русской общиной. Очень тепло и радостно. Куда-то девалась усталость. Говорили много и о смешном, и о грустном.

Мой биологический будильник продолжает поднимать меня в четыре часа по местному времени, и значит сплю по два-три часа в сутки вот уже который день. От недосыпания совсем не хочется есть, что лишь доказывает то, что переесть лучше, чем недоспать. Служил Литургию в соборе. Причащались несколько американцев, молодая пара македонцев и несколько перешедших в православие пожилых коптских женщин (чернокожие, одетые в белые балахоны, поднимающие руки на молитве – чудо!). Реальная Вселенская Церковь, не знающая разделения на этносы. После службы завтрак у одного из клириков собора. Есть не хочу и много говорим. Опять таки о чувстве заката. Батюшка подтверждает мои догадки. Он говорит: Америка 60-х и 70-х все еще была страной семейных ценностей, молитвы и упорного труда. В последние же десятилетия все стремительно меняется. Рушится семья, усиливаеться отчуждение между поколениями, ведется агрессивная проповедь антихристианских «ценностей». Против геев говорить не смей, против абортов говорить не смей, и так далее. Единственное место свободы – богослужение. В него пока не залезли. Пока. Получается, что в Америку ехали и плыли за свободой, а оказалось, что у нас теперь свободы больше. Американская же действительность угрожает превращением в некий концлагерь очень больших размеров и с очень либеральной риторикой. К тому же «наши» очень не активны, и сознание у них какое-то эмигрантское, «чемоданное». При такой ситуации обычно бывает глубокая бесплодность. Спасает Владыка Иоанн, и при его мощах собор живет в режиме паломнического центра.

Форт Росс. Фото: academiamarginalia.wordpress.com
Форт Росс. Фото: academiamarginalia.wordpress.com
Сан-Франциско – холмы и ветер. Форт Росс – крайняя точка русского присутствия в Америке. Дорога – через провинциальную Америку, красивую в своей простоте и очень похожую на наши широты и пейзажи. Думаю о том, что основа сильного государства – устойчивый психологический тип гражданина. Если какая-то мораль родила большую страну и потом изменилась, мутировала – стране не устоять. Экономика не спасает изменения в психотипе. Так, среди тягостных раздумий на великом и могучем, по серпантину наконец добрались до деревянного частокола русской колонии. Здесь была любовная история (Юнона и Авось), здесь алеутов и кешая (такое племя) крестил и венчал митр. Иннокентий (Вениаминов), здесь русских любят, в отличие от большинства мест на планете. Любят за то, что наши предки были милостивы к местным индейцам, не в пример испанцам или англичанам. Мы стреляли из пушки, пели тропарь Вознесению в часовне, молились на кладбище, and so on. Чувство слезное, глубокое и где-то схожее с чувством на кладбище Сен-Женевьев –Дюбуа. Возвращаемся поздно. Так поздно, что слов нет, а вместе с тем я совсем сбился с графика сна и вполне подражаю Владыке Иоанну, спавшему урывками и сидя в дороге.

Наутро обратный полет в Чикаго. Облака за окном, отсиженная «пятая точка», выдача багажа, многолюдство, сложный траффик на дороге в город, вечером – гости и разговоры обо всем на свете. У местных наших людей страшный дифицит качественного общения. И сами люди очень интересны, ярки, но лепить из них живые приходы никто не научился ни здесь, ни на исторической Родине.

Поутру беседа на местном русском радио. Тема – гомосексуализм. Вместо запланированных 20-ти минут говорим в эфире час! Звонки разрываются и телефоны в студии нагреты! Попадание стопроцентное. Эта тема – местный бич, свистящий в воздухе и находящийся в неизвестно чьих руках. На эту тему пришлось говорить еще весь день в разных местах. Мне говорят: это личное дело каждого, и не лезьте. Стихийные противники извращений говорят, что это гнусь, но это не аргумент. Я же говорю, что ярко увидел умом, и пытаюсь объяснить, что это – изменение нравственного кода коренного американца. И если это так, то страна, построенная на одном моральном законе, неизбежно рухнет при перемене его на другой. Христианская цивилизация (а Америка – яркий ее представитель, хоть это и не всем нашим по нраву слышать) стоит среди прочего на римском праве. А там сказано, что брак есть «добровольный союз мужчины и женщины, и равное участие в правах Божественных и земных». Сегодня код изменен. Брак это уже союз не мужчины и женщины, а двух людей. Таким образом в сложных инженерных рассчетах заменили несколько важных величин. Как теперь зданию не упасть? Из фундамента Западной христианской цивилизации вынули несколько плит, и это здание накренилось а-ля Пизанская башня. Радоваться не надо, потому что такие шкафы громко падают. Так громко, что падение Союза будет «цветочками» типа ромашек и лютиков. Так вот в чем наше призвание, господин Чаадаев! Русь может сохранить классическую мораль, как основу выживания христианского мира, и стать тем маячком нравственной свободы для «западных», каким были передачи «Голоса Америки» для нас во время оно. И это – лишь одно из наших слов, которые до сих пор не звучали. А вообще чувство смутное и грустное. Чувство пребываения в тюрьме, где по утрам нужно воодушевленно петь гимн исправительному заведению. Вечером – ужин у интересных людей. Как всегда хочу спать, значит – не могу есть, чем, вероятно, оскорбляю хозяек.

Наконец сплю по-местному и не просыпаюсь в 4 утра. Сегодня наш путь в Новую Грачаницу. Я очень хочу домой. Просто очень. Мысль, что здесь можно задержаться надолго или остаться насовсем – подлинный кошмар для ума. Но три последних дня обещают быть весьма насыщенными.

Монастырь Новая Грачаница
Монастырь Новая Грачаница
Мы в монастыре. Сербы строят так широко и основательно, что диву даешься. У них тоже был свій раскол на Зарубежную свободную Церковь и Церковь на Родине, не совсем свободную от комунистов во время оно. При Патриархе Павле раскол был уврачеван. Слава Богу! Сразу по приезде у нас лекция. Рассказываю о смысле молитв обручения и венчания, чтобы через них открыть взгляд Церкви на брак. Есть не могу (что-то с желудком). Сербы как один в качестве лекарства рекомендуют сливовицу. Наши люди! Поздним вечером у костра беседа о том, что я люблю больше всего – о Литургии. Один минус – на улице нужно усиливать голос, а он у меня далеко не шаляпинский. Боюсь сорвать связки.

Иногда на меня накатывает тоска, которую невозможно перенести, если бы она задержалась. Я вообще склонен к печали и мучаюсь даже от коротких разлук. Но благо – сегодня Задушная суббота накануне Троицы. Служим у сербов. Ко времени канона я уже дерзаю читать возгласы по сербски. Отец Серафим одобрительно улыбается и после службы с любовью говорит, что я стал сербом. Я и не против. Вообще они милейшие люди – владыка Лонгин, отец Серафим и остальные. А еще очень красивые: статные, сильные, крупной кости, с выразительными лицами. Ничего общего или бесцветного. Положительно – прекрасный народ. Днем еще две лекции, а вечером – наскоком в Либертивилль, где лежало тело Николая Велемировича. При переносе мощей часть осталась в могиле, то есть Владыка пожелал не до конца расставаться с Американской землей и сербами, здесь живущими. Пропели величание и смахнули слезу. Слава Тебе, Сладчайший Иисусе!

Передо мной вырастают в значении и духовной красоте три святителя 20-го века: Лука Крымский, Иоанн Шанхайский и Николай Жичский. Все разные и все удивительные. Доктор, аскет и поэт. Исповедник, молитвенник и певец Бога. Все трое терпеливы, все трое биты и терты как чужими, так и своими. Все трое близки к нам по времени, так что и в самолетах летали, и по телефону разговаривали, и драконово дыхание современности отражали крестным знамением. Хорошо бы написать их совместную икону, как братское подобие Трех Вселенских учителей. Кто из них кому бы соответствовал? Лука похож на Василия, поскольку строг и адаманту подобен. А вот Иоанн и Григорий одновременно похожи на Максимовича и Велемировича. Велемирович сладкогласен, как Иоанн, но и возвышен, как Григорий. А Максимович – такой же уединенный молитвенник, как Назианзин, но и такой же народный вождь, как Златоуст. Все это нужно додумать и соборно обсудить. Но сама мысль мне кажется яркой и достойной внимания. И уже не сербы только, и не русские должны просить у Святителей молитв, но вся Церковь Вселенская должна взывать к ним: «Молите Бога о нас, чудные Христовы архипастыри времен предпоследних!»

Завтра домой! Это так же весело, как идти в школу накануне летних каникул. Правда сегодня еще служба Троицы, и лекции, и встречи. И Владыка просит (требует) служить с ним. Я не против. Я всегда рад, лишь бы сил хватило.

Сил хватило. Послужили, облобызались, попрощались и обязались молиться друг за друга. Уже в аэропорту я понимаю, как важно мое сюда пришествие. Важно для меня самого. Я совсем по иному чувствую и вижу нашу измученную и дезориентированную Родину. Она свободна и прекрасна, как ни одна страна в мире. И об этом я скоро буду говорить на каждом перекрестке, на тех «распутиях», о которых говорит Евангелие. Если Бог благословит…

Иллинойс 2013 г. от Р. Х.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 30 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Венеция Венеция
Прот. Андрей Ткачев
Венеция Венеция
Протоиерей Андрей Ткачев
Вы телом приходите туда, куда прежде тела уходил ваш ум. Это важно! В стихах, в науке, в молитве мы предпосылаем ум, как соглядатая Земли Обетованной, вперед, туда, куда не может сразу прийти основное войско. Потом, вслед за умом, хоть и не сразу, туда подтягивается вся жизнь: и тело, и занятия, и родственники.
Париж Париж
Прот. Андрей Ткачев
Париж Париж
Протоиерей Андрей Ткачев
Живет Париж жизнью многоуровневой и сложной. И в ежедневной газете есть ежедневные слова о вере, а не только сводки с полей политических баталий. Люди едут в этот город за легкостью и ищут этой самой легкости, а ее либо нет, либо она оплачена чьей-то серьезностью. Отнестись к Парижу легкомысленно – значит проявить себя самого как человека легкомысленного.
Константинополь Константинополь
Протоиерей Андрей Ткачев
Люди уезжают и возвращаются. Самолеты в аэропортах, как мухи в летний день над разрезанной дыней, взлетают, снижаются, выруливают на взлет, набирают высоту. Чемоданы и сумки набиты подарками и сувенирами. Карточки цифровых фотоаппаратов хранят вырванные из жизни кадры воспоминаний. Человечество кочует в поисках работы, безопасности, свежих впечатлений. Человек ищет себя и ныряет в воздух чужих стран за новыми ощущениями.
Комментарии
Евгения Томашевская 3 июня 2014, 00:33
кто ныне будет нам писать, кто будет внимать, украинцы, мы теряем дары Бога...
Василий14 августа 2013, 15:28
Елене.

Но ведь точно также и многих соотечественников устраиваетвсе в России - в том числе разрушение науки, культуры и образования, разложение армии.
Елена13 июля 2013, 19:44
ЛАРЕ, да согласна с Вами, мы поэтому еще и живы, что вся наша жизнь с церковью, мой сын с 4 лет прислуживает алтарником.Те "русскоговорящие", которые живут без церкви, как правило не любят Россию, и их все здесь устраивает, в том числе и секспросвет в школе.
Нина12 июля 2013, 23:21
Слушать проповеди на КРТ и читать статьи отца Андрея одно удовольствие, Живое слово, которое цепляет душу, и ох как не права Валентина (от 01.07.13), которая во всей статье увидела только естественное желание батюшки - выспаться.
Анна10 июля 2013, 12:30
"у нас в аэропорту молитвой тоже не пахнет" для сравнения: в аэропорту Чары (Забайкалье) в простенке окон икона Спасителя и ниже текст молитвы перед воздушным путешествием! Спаси Господи!
Екатерина 9 июля 2013, 16:06
Отец Андрей, спасибо, как всегда, интересно, и, как всегда, в точку. С Вашей тягой к путешествиям, - наверное, Вам будет интересно когда-нибудь поглубже познакомиться с Голландией, - тут много всего интересного, кроме "северной Венеции", геев, алмазов и тюльпанов, в том числе, трудолюбивый и здавомыслящий народ, русские и греческие православные приходы, женский греческий монастырь, бывший актер, а ныне православный голландец-отшельник...
Лара 8 июля 2013, 10:37
ЕЛЕНЕ:
"в шлолах пропаганда педерастии и секспросвет...
здравомислящие люди надеются только на РОССИЮ!!!"

и МАРИИ, написавшей "Всё им чудится, что у нас тут ад, а рай начинается прямо за границей."
---

Здравомыслящие люди надеются на Христа, в какой бы стране они ни жили, ибо и в России, и в Украине хватает грязи, и уже и в школах. У здравомыслящих нет иллюзий насчет запада, что будто бы там рай. Живя за границей, они объединяются вокруг Церкви Христовой, хоть и бывают сложности. А живущие на Родине всё изображают из себя борцов с "непонимающими" соотечественниками, что вызывает удивление.
Николай 8 июля 2013, 00:42
Путевые заметки о. Андрея по Америке весьма точные, оригинальные, достаточно обьективные и с юмором. Про ситуацию и перспективы США все правильно. Не надо быть прорицателем, достаточно посмотреть в гугле динамику госдолга США, чтобы понять куда едет эта страна, других аргументов не надо. "Ну это нормально..."- как говорил герой Машкова в фильме "Охота на пиранью".
Это про США, но меня несколько удивляет такой же непредвзятый отстраненно "туристический" взгляд о. Андрея на РПЦЗ. "Наши" упоминаются почему-то в кавычках, хотя разделения МП и РПЦЗ уже нет и речь идет о едином целом. Сознание эмигрантское, чемоданное, с подозрением на глубокую бесплодность. Диагноз. Как говорится- "Кстати, о Западе. С удовлетворением могу отметить, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы."
Василий Украниец 6 июля 2013, 23:32
Валентине

""слишком много о себе, любимом""

Предтставьте себе,Валентина, мне о. Андрей и то как ему было в Штатах намного интереснее чем сама Америка.

Спасибо о. Андрею за кусочек своей жизни отданой нам!

Не совсем только по душе его восторг от молящихся с поднятыми вверх руками женщин...у нас этого хоть отбавляй - уже и противно...литургисантки...
Валентина 6 июля 2013, 14:29
Всегда с интересом читаю статьи о. Андрея о путешествиях и не только. И на этот раз до слез почувствовала русскую душу! Спаси, Господи, Вас отец Андрей! Что касается комментария Валентины-тезки моей-стыдно! Если можете, Вы- напишите, что-нибудь лучше, грамотнее, интереснее. Не у всех есть возможность правильно орфографически писать; кто-уставший, кто-то, живущий на стороне далече забывает свой язык и грамматику, да разве это важно! Вот тебе и "не осуди"! Простите нас честный Отче!
ЕЛЕНА 6 июля 2013, 07:43
Благодарю ВАС, батюшка. Все очень правильно подметили и быстро разобрались во всем. 22 пода как живу в Канаде, в АМерике была несколько раз и то только в Jordanvill монастыре. Очень не люблю эту страну, хотя Канада ее доганяет.Да ни одну страну мира нельзя сравнит с Русью Святой, но Это понимают в основном православые, Эх бить бы 22 года назад воцерковленным человеком... Только безумные могут добровольно покинуть Святую Русь!!! О какой свободе говорить здесь, я чтобы сохранить своего ребенка в чистоте, забрала его из шлолы и учу дома сама, трудно, но Господь помогает, в шлолах пропаганда педерастии и секспросвет. Толькоб что била в России и как Вы пишете, я тоже где могла говорила людям о том , что лучше России нетстраны на планете Земля,приводила им примеры из западной жизни, свои примеры, очивидца совытий и сравнивала все ето с Россией. И что удивительно люди отходили окрыленные, с надеждой, что Русь жива!!! Русским людям постоянно 24 часа в сутки навязыввают негатив о стране и рисуют рай на Западе. Но они не учитывают нас Русских, кто живет на Западе и видит всю мерзость и ложь. А молчать ми не будем и даже на Западе- здравомислящие люди надеются только на РОССИЮ!!!
Мария 5 июля 2013, 02:41
"Она свободна и прекрасна, как ни одна страна в мире. И об этом я скоро буду говорить на каждом перекрестке"

Так!!! Мне тоже довелось немало поездить по миру, и я всё больше убеждаюсь, что наша истерзанная врагами внутренними и внешними Родина - самая прекрасная в мире. Люди наши удивляются, когда им об этом говоришь. Всё им чудится, что у нас тут ад, а рай начинается прямо за границей. И я теперь не оставляю таких разговоров, пока не внесу хотя бы сомнение в этом странном и вредном убеждении.
И Церковь наша - единственная сейчас хранительница нашей чистоты. Об этом говорить совсем сложно, некоторые просто пропускают мимо ушей, но большинство начинает мягко или агрессивно протестовать. Мало кто понимает истинную роль Церкви, Православия в нашем спасении в этой жизни, не говоря уж про вечную. Спаси нас всех, Иисусе Христе.
Спасибо Вам, отец Андрей, за замечательные записки.
Марина 4 июля 2013, 21:51
Спасибо батюшке за возможность, хоть его глазами, но побывать в Америке. Вряд ли когда решусь сама поехать туда, да не особо и хочу... Но не об этом. Я про три канона. Да, возможно да и скорее чаще всего читаем мы их автоматом, редко, очень редко молитвенно по-настоящему. Но.... я сейчас в Болгарии отдыхаю и что больше всего меня неприятно удивило и угнетает - отсутствие местных прихожан в храмах. На службе 95% русские, которые приехали на отдых. А местных нет... можно без платков, можно сидеть в храме на службе, везде есть стулья, можно не исповедываться .. но вот возможно идя на поводу слабостей человеческих, мы и теряем вообще возможность верить? И может быть три канона прочитанных автоматом тоже действенны, да я даже уверена, что действенны.
Taitana Wilson 4 июля 2013, 15:14
Я живу во Франции, и, как правильно заметил отец
Андрей, как и у всех за рубежом, "страшный дефицит качественного общения". Очень помогает этот сайт, Спаси, Господи, всех, кто в нём участвует. И, конечно, статьи о. Андрея о его поездках за рубеж читаем с огромным интересом. Поразительно, как этот молодой ещё человек, живущий "дома", не только понимает, а ещё чувствует и "гнилость", и хорошее, что от него осталось. Дай Вам Бог здоровья! Мы всегда с нетерпением открываем Ваши статьи и перечитываем их. Уверены, что они близки и понятны самым разным читателям. Спаси Господи!
р.б. Татьяна
Fr. Eugene Grushetsky 4 июля 2013, 00:09
Американские впечатления о. Андрея, сделанные с высоты российского полета, легки , но симптоматичны. В одном месте у него проскользнуло замечание о канонах, о которых так любят спрашивать российские батюшки своих прихожан на исповеди. Видно, считается, что прочитавший три канона, принял Духа Божия и готов к приобщению. Беда в том, что за канонами не обязательно открывается Дух, потому, думается, о. Андрей и не спрашивает своих верных: "приняли ли вы Духа, прочитав правило ?". Прихожанин может ответить, как уверовавшие в Деяниях: Мол, мы и не знаем ничего о Духе. (Деян, 19, 1-3). Чтение канонов и правил давно заменило собой действительную духовную жизнь, как здесь в Америке, так и там у вас в России. Поэтому для меня упоминание о. Андреем вопроса о канонах является симптомом o подменe реальной жизни в Духе, которые совершились в церковной жизни современных христиан. Прочтение канонов заменило, увы, стяжание Духа Божия.
Александр А. 3 июля 2013, 16:12
"Америка 60-х и 70-х все еще была страной семейных ценностей, молитвы и упорного труда". Вообще-то на упомянутые годы как раз пришёлся разгар движения хиппи.
Про "загнивающий Запад" я вроде уже где-то слышал. В далёком пионерском детстве. Сгнил вот только не Запад.
Юлия 3 июля 2013, 14:55
Спасибо! очень интересно!
раба Божия Тамара 3 июля 2013, 00:25
Проблема церкви за границей - очень большая! На Пасху была в нашей Московского Патриархата церкви в Йорке - народу прихожан около 30, некоторые приехали только снедь освятить! большинство - с соседних городов. Служба -1 раз в месяц!!! Церковь - арендованный протестанский храм! Но люди рады и счастливы быть на службе - это глоток Святого Духа! и едут и идут. Хотя, тоже отмечу - большинство прихожан - с Украины, Белорусии и Прибалтики. есть поляки, сербы и т.д. Именно с России - очень мало. мне показалось, что только батюшка был россиянин. Такая церковь держится на энтузиазме нескольких человек. Без поддержки с Патриархата церковь бы не просуществовала. Но она очень нужна! Спасибо всем! Благословение Господа нашего на всех!
Александр 2 июля 2013, 17:17
Хорошо сравнение Америки с Пизанской башней. Нам бы самим устоять. Прочитал - и ещё больше утвердился, что Святая Русь всё ещё святая.
Лара 2 июля 2013, 13:55
ЕВГЕНИЮ: "Священник активно приглашает всех, кто может и не может, приходить на службу (в Нью-Йорке).
- Вам везёт ) А вот наши в Шанхае... там по-другому.
Лара 2 июля 2013, 13:50
"Она свободна и прекрасна, как ни одна страна в мире.
И об этом я скоро буду говорить"

Да-а?? свободна? а, ну хорошо, интересно будет послушать об этом. Надеюсь и здесь новые статьи будут.
Светлана 2 июля 2013, 12:24
Спасибо, отец Андрей! Ваши статьи - чудо. Ждем новых!
Иоанн 2 июля 2013, 09:37
Валентине.
И это всё, что Вы увидели в этом замечательном эссе? Если так, то мне искренне жалко Вас. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что многие читали это со слезами на глазах...
Брат 2 2 июля 2013, 04:10
ну вообще то про то, что Чикаго это гнилое место, я не соглашусь.... больше как дикий лук, или вонючее место, "skunk place"

вот ссылка:
http://www.upchicago.com/shikaakwa-shikako-checagou-chicago-the-origins-of-the-name-chicago
Василий 1 июля 2013, 23:45
Евгению из Нью-Йорка.
Проходите в Св. Николаевский Собор на 15 East 97th Street, New York, NY 10029 http://ruschurchusa.org/ru/
там как в России службы.
ирина 1 июля 2013, 19:28
нижайший поклон за труды! Благодати Вам Божией!
Евгений 1 июля 2013, 18:55
Где тут будет славянский язык? Господи, помоги. Имигранты из России в основном на Брайтоне живут, "чужих" (мексиканцев и прочих) к себе не пускают. Там есть русские церкви тоже. А наша - ПЦА. Американская церковь. И вот сколько проблем. Еще одна проблема - это в церквях одни пенсионеры. В хоре - пенсионеры (за 60 уже многим, а кому-то и больше). В основном это те люди, которые приехали в США 30 лет назад - в 80-х. Их дети пока ходят в храм - потому что воскресная школа, помогают священнику. А что дальше? Дальше университет где-нибудь в Бостоне. И прощай, церковь. А "новых" людей нет. Благодаря детям, родители приезжают в храм на службу. Так что благодарите Бога, кто в России, в Беларуси или на Украине, что у вы не сталкиваетесь с проблемами, как организовать и привлечь людей, ведь люди приходят в храм сами! А тут, мы как пятидесятники, вынуждены привлекать людей, после службы с прихожанами чай и кофе, сэндвичи. Насильно, конечно, никого не загонишь, но стараемся. В молодежь надо вкладывать, иначе нет будущего у церкви в США. А как это сделать? Извините, что так сумбурно написал. Всем успехов и помощи Божией! Просим ваших святых молитв.
Евгений 1 июля 2013, 18:54
Хорошо, что часть прихожан поет в хоре, а так бы и эти не приезжали. Профессиональных певчих у нас нет. Все прихожане -выходцы из восточной Польши (большинство), кто-то из Беларуси и Украины. Из России нет почти никого! Есть немного американцев. Почему? Многие живут в разных концах города, и добираться на машине кому-то 40 минут, кому-то час. Многие оправдывают себя тем, что работают, и хочется в субботу отдохнуть, ведь в воскресенье нужно быть в храме. Я не знаю, какая должна быть миссия в церкви, чтобы привлечь людей. Служба у нас по-церковно-славянски и по-английски. Иммигранты не знают английского. Многие поляки не знают славянского и русского, а американцы и подавно. Я сам английским владею не в совершенстве. Мне иногда тяжело и приходится готовиться, заранее текст английский просматривать. И вот такой замкнутый круг. Ни хор невозможно подготовить (я регент в храме), ни людей как-то привлечь. Молодое поколение говорит только по-английски и очень мало на языке родителей, если они с Польши, то на польском. И все. Как привлечь, как обучить? Директор школы - американка, и преподаватели тоже с детьми по-английски.
Евгений 1 июля 2013, 18:54
Спасибо за статью! Сам сейчас в Нью-Йорке. Конечно, другая культура, другой подход к службе, к работе с людьми. Выпускников воскресной школы - 3 человека (2 молодых паренька и девушка). И не знаешь, ни то радоваться, ни то плакать. Священник активно приглашает всех, кто может и не может, приходить на службу. Даже если приезжают в храм туристы - американцы или еще кто-то - батюшка обязательно побеседует, пригласит посетить нас. В субботу на Вечерне -5 человек(полное бдение не служится, потому что и так мало людей - так говорит священник). По мне, так я привык нормальную службу служить, Вечерня, Утреня, 1 час. Бдение служат только на двунадесятые праздники, и то, сокращают псалтирь (кафизмы вообще не читаются, стразу Хвалие имя Господне).
ольга 1 июля 2013, 17:20
Боже! Какое счастье слышать добрые слова о РОДИНЕ!
А то всё больше впечатление что живем не на Родине ,а на чужбине. Через средства массовой информации столько идет "чужого",что хочется вернуться домой...
Андрей 1 июля 2013, 15:12
"....И об этом я скоро буду говорить на каждом перекрестке, на тех «распутиях», о которых говорит Евангелие. Если Бог благословит…" Пусть Господь Бог благословит Вас на новые проповеди, которые Вы стараетесь донести до нас грешных, а мы с нетерпением будем их ждать. Храни Вас Господь от.Андрей.
Алексей 1 июля 2013, 15:07
Спасибо, отец Андрей за новую и как всегда интересную статью - читается на одном дыхании, сопереживая вашим трудностям и обстоятельствам в столь далеком путешествии.
Марина 1 июля 2013, 15:04
СпасиБог!
Это был коротенький эссе по горячим следам путешествующего, будем ждать другого, более подробного и более осмысленного на Родине, отчёта о поездке.
Помоги Вам Боже, батюшка!
Галина 1 июля 2013, 15:02
Спасибо, отец Андрей! Пожалуйста, пишите еще. Ждем ваших статей как глотка чистого воздуха! Вы говорите то, о чем другие думают, но так сказать не умеют.
валентина 1 июля 2013, 12:58
слишком много о себе, любимом и грамматических ошибок
Евгений 1 июля 2013, 12:56
Спасибо отец Андрей, прямо в точку.
Светлана 1 июля 2013, 12:14
Спаси Господи, сердца наши бьются в унисон и мысли об одном, но смутные мои - вы ясно и просто воплощаете в хрустальную чистоту пастырского слова. Пишите, отче!
Маргарита 1 июля 2013, 09:03
Спасибо, отец Андрей!
lyudmila toll 1 июля 2013, 06:02
Спасибо отче Андрей ,
прочитала стремглав как будто в жаркий полдень
воды из лесного ручья напилась.
Не только Америка но все страны мира изменяются .....
но все же в Америке
можно встретить добрых настоящих истинно верующих Христиан
среди коренных Американцев-- так что не все потеряно
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×