Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

И снова о счастье и скорбях

Колонка “Будьте несчастны” Дмитрия Соколова-Митрича вызвала живое обсуждение, но я не о колонке — а просто на эту же тему. Тему счастья. Бог создал нас для вечного счастья, счастья, превосходящего всякое разумение. Чтобы обрести его, мы должны глубоко измениться — вернее, дать Богу нас глубоко изменить.

    

Бог действительно хочет сделать нас счастливыми. Безмерно счастливыми. Тем счастьем, которое замыслил для нас Он, а не тем, которого ищем мы. Бывают очень разные радости — и очень разные скорби.

Одна известная ересь —“теология процветания” говорит о том, что благочестивого человека Бог “благословит обильно” в этой, земной жизни, он получит седло большое, ковер и телевизор, а несчастья и болезни обойдут его стороной. Недавно я беседовал с одной женщиной, которая увлекалась этой ересью, а потом недоумевала, как у ее знакомой, сторонницы того же учения, обнаружили рак. Разве Христос не искупил нас от болезни и бедности? В этой жизни — нет. Писание не обещает, что в этой, земной жизни несчастья обойдут нас стороной. Я сам бы хотел, чтобы оно это обещало, но увы — там все больше о скорбях и гонениях.

Поэтому если Вы ищете счастья именно в виде седла большого, ковра и телевизора, то в христианстве Вы его не найдете. Это — к практическим магам, впрочем, они тоже его не дадут. Благочестие не служит для прибытка (1 Тим.6:5). И это очень хорошо, потому что мы, люди, поражены одной бедой — мы хотим совсем не того, что нам нужно. Самый яркий пример — алкоголик, который мучительно хочет выпить, в то время как ему нужно — отчаянно нужно — бросить пить и изменить свою жизнь. Или — пример менее очевидный, но не менее трагический — карьерист, который всех бросает и всех предает, чтобы подняться по лестнице, чтобы обнаружить, что он никогда не был счастлив — ни в процессе, ни в итоге. Или человек, с которым я разговаривал — он уж точно не один такой — который бросил жену, думая, что он будет счастлив с другой, и через какое-то время убедился, что это совсем не так. Или несчитаннные тысячи подростков, которые мечтают о карьере поп-звезды, как о недостижимом счастье, а потом те, кто такое счастье обрел, пытаются запить его водкой и транквилизаторами. В фильме “Девушка с татуировкой дракона” главная героиня, предав своих врагов истязаниям или злой смерти (они, конечно, все ужасные люди, так что зритель испытывает законное моральное удовлетворение), и обворовав еще одного нехорошего человека (так ему и надо, гаду), удаляется на роскошный курорт с большой-пребольшой кучей денег. Счастливый конец, обращающийся к представлениям зрителя о том, что такое счастье — отомстить обидчикам и стать богатым.

Этого счастья у Бога для нас нет — потому что Он нас, в отличие от авторов популярных детективов, любит. Он хочет дать нам другое счастье — и мы можем видеть его отсветы уже здесь, на земле. Это счастье любви, дружбы, подлинных и искренних отношений, созидательного труда, творчества, открытия и благодарного изумления. И чтобы войти в такое счастье, мы должны глубоко измениться — прежде всего, мы должны его захотеть. “Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. (Прит.15:17)” Не нужно просить у Бога быков — нужно просить, чтобы он сделал наше сердце любящим и терпеливым. Иногда нам лучше остаться и без тех быков, которые еcть.

Но у любви есть одно важное свойство — она делает нас уязвимыми. Она приносит с собой скорби. Как писал Клайв Льюис, “Полюби — и сердце твое в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску — гибель. Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду”.

Христос называет “блаженными” людей, которые по меркам мира сего выглядят глубоко несчастными —бедных, плачущих, гонимых, оклеветанных, алчущих и жаждущих правды, которую они не найдут в этом мире. В этом мире подлинная любовь всегда трагична, на ней всегда лежит отсвет Голгофы. Но через Голгофу всегда просвечивает Воскресение. Всякая подлинная скорбь несет в себе обетование вечного утешения, как всякая подлинная радость — отсвет радости небесной. Поэты оплакивали скоротечность всех радостей этого мира; но если радость — подлинная, то дело обстоит ровно наоборот — это мир скоротечен, а радость вечна. Переживая любовь, красоту, благоговение, мы прикасаемся к подлинной реальности, которая пребудет с нами всегда — хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:8).

Через радости, который предлагает мир сей, не просвечивает ничего — а скорби, которые он приносит, не содержат никаких обетований. Апостол пишет о сребролюбцах, которые “уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:10), и мирских печалей, действительно, много. Глубокое огорчение о том, что бык у меня не такой жирный, как у соседа; печаль от неспособности расправиться со своими обидчиками; тяжкая скорбь от невозможности удовлетворить свое тщеславие, или тягу к удовольствиям, или жажду власти, мучительная горечь от того, что тебя обошли и оттеснили от корыта...

И чем больше Вы будете обращаться к Богу, тем меньше таких скорбей будет оставаться в Вашей жизни. От этих несчастий Вы начнете удаляться уже здесь, на земле. Вера ограждает нас от скорбей, порожденных нашим собственным безрассудством — по данным многих исследований, люди, живущие церковной жизнью, благополучнее и на земле, здоровее физически и психически, менее склонны злоупотреблять алкоголем, гораздо менее склонны к самоубийству и так далее. Это не надо путать с “теологией процветания” — вполне можно быть благочестивым верующим и при этом бедным и больным. Но следование заповедям спасает нас (уже здесь, на земле) от разорения и болезней, связанных с нашим глупым и разрушительным поведением — а это уже очень много.

Вера — это не способ уйти от скорбей. Это способ стать другими людьми, которые радуются и скорбят по-другому. Радуются радостями, в которых просвечивает Радость Вечная, и скорбят скорбями, которые обещают Вечное Утешение.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

17 сентября 2013 г.

Рейтинг: 9.1 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана16 декабря 2013, 19:45
Вера — это не способ уйти от скорбей. Это способ стать другими людьми...
Это как раз для меня .Спасибо автору за эти слова.
Николай18 сентября 2013, 13:25
Николаю (другому)
Спасибо за совет. Я не знал, что любви учит азбука. Мы ведь на православном портале комментируем, задача православных исполнять Заповеди, нужно только их правильно понимать и исполнять. Я бы сам с радостью принял совет почитать святоотеческую литературу, особенно если знающий человек порекомендовал мне что либо конкретное.
Julia18 сентября 2013, 07:55
Очень хорошая статья,
большое спасибо автору.
Николай (другой)17 сентября 2013, 21:23
Николай, который пишет про "просто набор слов" и про "Совершенно непонятное предложение"!
Видимо, Вы никогда никого не любили (хотя бы собаку) и не теряли... Потому для Вас и остается загадкой "О какой любви идет речь и почему любовь приносит скорби?"
А уже советы автору даете... Да еще какие советы! "ознакомится со святоотеческой литературой по теме о любви к Богу" - ни больше, ни меньше...
Вам самому надо сперва узнать что такое любовь... или и вовсе с азбуки начинать...
Николай17 сентября 2013, 18:34
(Это счастье любви, дружбы, подлинных и искренних отношений, созидательного труда, творчества, открытия и благодарного изумления.)
Это предложение в статье просто набор слов. Каждому такому слову посвящены тома святоотеческой литературы,здесь непонятно о чем вообще идет речь.
(Но у любви есть одно важное свойство — она делает нас уязвимыми. Она приносит с собой скорби.)
Совершенно непонятное предложение. О какой любви идет речь и почему любовь приносит скорби?
Такую статью лучше было опубликовать у харизматов, для православных христиан такие философии не годятся. Мой совет автору - ознакомится со святоотеческой литературой по теме о любви к Богу. Иначе несведующие люди в таких вопросах могут пойти по неправильному пути.

Евгений17 сентября 2013, 15:28
Нашему времени, по единодушным мнениям Святых Отцов, не будет дано свершения подвигов, как раньше, а будут посланы скорби и болезни. И нам, в подавляющем большинстве не видать духовного роста без несчастий. Правда, в этом мало кто может себе признаться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×