Православный календарьПравославный календарь
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».

Раскол: исцелить любовью

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...

Федор Тютчев

Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», предложенный к епархиальному обсуждению комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, является актом воистину историческим.

После деяний Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, на котором были отменены, «яко не бывшие», клятвы на дораскольные богослужебные чины и обряды и людей, их придерживающихся, документов подобного уровня, затрагивавших старообрядческую проблематику, не было. Именно это позволяло критикам (как из числа староверов, так и, напротив, антистарообрядчески настроенных) считать соборные решения «половинчатыми» и «непоследовательными».

В то же время событие 1971 года стало для нашей Церкви неким подобием «коперниковской революции». Несмотря на то, что еще в конце XVIII века появились первые единоверческие приходы, где благословением Синода дозволялась служба по дораскольным книгам, сами старые богослужебные чины продолжали считаться «неполноценными» и «ошибочными». Однако с развитием церковно-исторической науки уже к концу XIX столетия стало ясно, что и двуперстие древнее троеперстия, и исправление богослужебных текстов во второй половине XVII века проводилось с грубейшими ошибками. Собственно, тогда была «научно доказана» церковно-историческая и сакраментологическая правота староверов, что и было соборно зафиксировано в 1971 году, когда старые обряды признали равночестными новым. Как говорится, «лучше поздно, чем никогда».

Но вот «экклесиологическая правда» у большинства староверов осталась своя. Немногие старообрядческие общины согласились перейти в Русскую Церковь даже с сохранением всех своих особенностей («на правах единоверия»). И сегодня раскол XVII века остается по-прежнему не исцеленным. Попытки спаять его «железом и кровью», жесточайшие гонения, развязанные против многомиллионного православного населения, не принявшего богослужебной реформы патриарха Никона и его последователей, лишь усугубил разделение. Но сегодняшняя попытка начать решение проблемы на новом уровне лично у меня вызывает большие надежды.

Со своей стороны как человек, много лет занимающийся этой проблемой, попробую прокомментировать каждый из пунктов обсуждаемого документа:

1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в любом из старообрядческих согласий воссоединяются с Русской Православной Церковью посредством совершения Таинства Миропомазания.

Здесь ничего нового. Разъяснения требует лишь одно. Как известно, через Миропомазание в Церковь издревле принимаются еретики «второго чина», то есть отпадшие от Ортодоксии. Со старообрядцами все несколько иначе: староверы-беспоповцы по понятным причинам вовсе лишены этого Таинства (а потому оно восполняется как отсутствовавшее), поповцы же (Русская Православная старообрядческая Церковь и Русская Древлеправославная Церковь) имеют сомнительные, с точки зрения каноничности, иерархии (а потому совершенное над ними Миропомазание также сомнительно).

2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов. Тексты чинопоследований (по новому и по старому обряду) представить на утверждение Священному Синоду.

Этот момент очень важный. Прежние чины воссоединения составлялись в те времена, когда старообрядчество считалось виновным не только в необоснованном «отложении» от Церкви (как известно, разрыв со священноначалием возможен только в том случае, если таковое исповедует соборно осужденную ересь – см. 15-е правило Двукратного собора). Таким образом в чинах содержались проклятия в том числе и на то, что сегодня в Русской Церкви признается равночестным. Именно поэтому сегодня необходим новый чин воссоединения, максимально лояльный к староверам и их воззрениям, которые, повторюсь, практически во всем, за исключением отказа от единства со всей церковной полнотой, правы.

3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.

Экклесиологически крайне существенный момент. Церковь, по сути, признает, что «раскол расколу рознь» и то, что староверы, почившие вне общения со всей полнотой церковной, не были совсем оторваны от Церкви. Особенно, если учесть, что их уклонение от единства с «Господствующей Церковью» было во многом спровоцировано былыми ошибками священноначалия последней.

4. Признать состоящими в монашестве старообрядцев, принесших монашеские обеты до присоединения их к Русской Православной Церкви.

Здесь все просто. Воссоединяясь с Русской Церковью, старообрядческие иноки не меняют своей веры, а соответственно, и монашеские обеты, принесенные Богу до воссоединения, сохраняют силу.

5. Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 года при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным.

То же самое, что и с предыдущим пунктом. Если в XVIII веке даже крестившихся калмыков не заставляли венчаться, то почему нельзя признать брачный чин, совершенный в том или ином старообрядческом согласии, действительным.

6. Отметить необходимость обеспечения на приходах Русской Православной Церкви возможности совершения Таинства Крещения по Апостольскому преданию — троекратным полным погружением.

Едва ли не самый главный пункт. Неканоническая форма крещения, очень широко распространившаяся в Русской Церкви за последние три с половиной века, является едва ли не главным препятствием для воссоединения со старообрядцами. Староверы всегда с особым благоговением относились к тому, как должно совершаться Таинство Крещения, а до Раскола на Руси никаких иных форм крещения, кроме как по Апостольскому преданию — троекратным полным погружением, не допускалось. И приснопамятный Святейший Патриарх Алексий, и Святейший Патриарх Кирилл неоднократно убеждали клириков благоговейно и чинно совершать это Таинство. Однако и сегодня во многих храмах Русской Церкви эти указания полностью игнорируются. Для староверов же это является очень серьезным соблазном и поводом для обоснованной критики.

7. Рекомендовать епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, активнее участвовать в богослужебной жизни таковых.

Полноценного воссоединение старообрядческих согласий с Русской Церковью никогда не случится, если в ее лоне не будет полнокровно развиваться жизнь единоверческих приходов. Если епархиальные архиереи осознают важнейшее миссионерское значение единоверия и будут не препятствовать (как нередко бывало прежде), а содействовать организации старообрядческих (единоверческих) общин в лоне Русской Православной Церкви, то, глядя на этот положительный пример, многие старообрядцы поймут, что можно оставаться старовером, но не разрывать церковного единства.

Скорее всего, представленный документ еще будет корректироваться, но и в своем нынешнем виде он уже войдет в историю. Как один из первых шагов к «исцелению любовью» той застарелой раны, которая, в силу привычки, уже не столь мучительна, но оттого не менее опасна для полнокровной церковной жизни.

Михаил Тюренков

Источник: Приход.Ru

19 сентября 2013 г.

Рейтинг: 7.4 Голосов: 21 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вера20 сентября 2013, 04:17
А как будет с текстом Символа Веры?
Мария19 сентября 2013, 22:09
Спасибо за интересный и важный материал. Большая просьба к редакции "Православия. ру" изыскать возможность для публикации серии материалов, посвященных Расколу, и содержащих компетентную современную оценку разных его сторон (конкретно-исторической,догматической и др.), а также историографических позиций по этому вопросу. Для преподавателей эта тема - настоящее "минное поле". Если руководствоваться только учебниками (Тальберга,Петрушенко и др.) ясно, что не хватает современного взгляда, современных акцентов.

Пункт 6-ой особенно интересный. Большинство моих знакомых крещено кроплением или через обливание. И что делать?
Ирина19 сентября 2013, 20:52
Поясните, пожалуйста, значит ли это, что я могу своих близких-староверов вписывать наконец в записки на Литургии?
Заранее благодарна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Михаил Тюренков

Новые материалы

Выбор читателей

×