«Белый Дом – чёрный дым»

К 20-летию трагических событий 21 сентября - 4 октября 1993 года …

Программа встречи участников Киноклуба имени Сергея Артамоновича Лыкошина в Конференц-зале Союза писателей России, состоявшейся 24 сентября 2013 года, была посвящена 20-й годовщине расстрела Российского парламента. Патриотической общественности был представлен для премьерного просмотра документальный фильм «Белый дом, чёрный дым» режиссера Владимира Геннадьевича Чернышова. Этот фильм будет показан 3 и 4 октября в 21.55 на канале НТВ.

Перед началом демонстрации фильма мною были заданы вопросы некоторым участникам соборной встречи.

Котькало Сергей Иванович, защитник Дома Советов, сопредседатель Союза писателей России, руководитель Киноклуба имени Сергея Артамоновича Лыкошина.

А.С.: Сергей Иванович, почему премьера фильма осуществлена именно на Киноклубе имени Сергея Лыкошина?

Сергей Котькало: Потому что мой старший товарищ, заместитель Председателя Союза писателей России Серёжа Лыкошин участвовал в события горячей осени 93 года с самого начала, 21 сентября, и до самого конца, 4 октября включительно. Он вместе с Николаем Разговоровым, Владимиром Зимяниным, Эдуардом Володиным и некоторыми другими организовывал работу радиостанции Дома Советов. Радиоволнами они прорвали тогда информационную блокаду Дома Советов.

А.С.: Давно существует Киноклуб Сергея Лыкошина?

Сергей Котькало: Серёжи не стало в 2006 году. В том же году в память о нём мы и организовали Киноклуб.

Исаков Сергей Владимирович, защитник Дома Советов, Председатель Центрального Совета Национально-консервативного союза России.

А.С.: Как бы вы кратко охарактеризовали роль Сергея Артамоновича Лыкошина в событиях 93 года?

Сергей Исаков: Сергей Артамонович Лыкошин принимал самое непосредственное участие в защите конституционного строя в 1993 году и вместе с нашим общим другом профессором Эдуардом Фёдоровичем Володиным возглавлял радиостанцию Белого Дома. А радиостанция - один из немногих тогда источников информации, из которой можно было услышать правду о происходящих событиях. Но, к сожалению, в информационной войне силы были неравными. Со стороны Ельцина - вся мощь официальных источников, а с нашей стороны - радиостанция.

Есть такая книга «Анафема», вышедшая 10 лет назад, изданию которой мы с Сергеем Артамоновичем содействовали. Так вот, в ней достаточно чётко видна роль в тех событиях самого Сергея Артамоновича.

А.С.: С 2002 года Вы являлись заместителем Председателя ЦС Национально-консервативной партии России.

Сергей Исаков: Да. Духовным основателем нашей партии являлся Эдуард Федорович Володин. К сожалению, он ушел из жизни до начала организации нашей партии, а первым лидером НКПР был, также светлой памяти, Сергей Артамонович Лыкошин. Я у него был заместителем. После его смерти в 2006 году наша партия преобразовалась в общероссийское общественное объединение.

Под руководством Сергея Артамоновича, кстати, была разработана программа нашей партии. Это я упоминаю к тому, что сейчас много разговоров о государственной идеологии России, а в нашей программе, я считаю, собственно и сформулирована национальная идея России.

А.С.: На РНЛ публиковалась данная программа под названием «Программа русских консерваторов».

Иеромонах Никон (Белавенец), участник событий сентября - октября 1993 года.

А.С.: Вы здесь не случайно. Вас называют «баррикадным батюшкой».

Иеромонах Никон: Я считал необходимым быть там, в Доме Советов. Мне никто ничего не поручал, я просто понимал, что нужно поддерживать людей.

Вообще-то я монархист, а с этой точки зрения любая сейчас власть обладает относительной легитимностью. Я был на принятии присяги Ельцина на верность народу и Конституции России в 1991 году. И я считал, что тоже ответственен за то, что он творит.

Что я мог сделать? Я мог только прийти к тем людям, которые защищают Конституцию и находятся в блокаде, а среди них было очень много моих друзей. Естественно, мои симпатии были на стороне защитников Закона. Свою задачу я видел в том, чтобы внутри Дома Советов была спокойная обстановка.

А.С.: Вы отвечали за жизни и души людей.

Иеромонах Никон: Люди мерзли, находились все в сырости, без горячей пищи, здание было отключено от всех коммуникаций. Я обходил баррикады, присаживался к кострам, беседовал с людьми.

Состояние людей я ощущал и по себе. Вы, знаете, ждать смерти на протяжении долгого времени - очень тяжело. Здравые мысли сменяются какими-то бредовыми. Меня убивали первый раз в жизни, и я начинал думать: как это всё будет? Ведь попадёт пуля, а это больно, могу начать орать, а ведь - нельзя. Я же священник! Это может деморализовать защитников Закона. А когда начну умирать, надо же что-то сказать людям. Что? Понимаете, какая-то путанность мыслей в такие моменты. Людям, конечно, нужна была духовная помощь.

Нас в момент штурма было три священника всего. Отец Алексий (Злобин), отец Виктор (Заика) и я.

Сергея Артамоновича Лыкошина и Эдуарда Федоровича Володина я исповедовал в день штурма 4 октября. А 3 октября я исповедовал более ста человек.

Конечно, картины стоят очень живо. Мне было тогда 29 лет. А это были все красивые русские мужики, и когда они... Нет, словами это не передать... Я воочию тогда понял, что священник - свидетель покаяния. Покаяние просится перед Богом.

А.С.: Многих из этих красивых людей уже нет в живых.

Иеромонах Никон: Да вот в том и дело! Меня всё время не покидает ощущение, что их сейчас не хватает до такой степени, что прямо дышать тяжело. Иные погибли тогда, иные ушли позже.

А.С.: Смерть в те дни видели?

Иеромонах Никон: Не видел сами убийства. Мне говорили: «Батюшка, вы хорошая мишень, не надо вам ходить под пулями». Но трупы от злодеяний, конечно, - видел.

Соколов Максим Александрович, продюсер фильма.

А.С.: Как пришла идея фильма?

Максим Соколов: Откровенно говоря, мне не очень нравятся нынешние времена и путь, которым пошла наша история с октября 93 года. Меня не было в Москве 20 лет назад, если бы был, то полагаю, что находился бы в Белом Доме.

Мы давно в разговорах с Владимиром Чернышовым отмечали, что люди, которым меньше сорока лет, почти ничего не знают о событиях 93 года. Вот так и появилась идея фильма.

А.С.: Вы еще раз окунулись в эпоху двадцатилетней давности, пропитались, что называется, материалом. Ваша оценка событиям 93 года.

Максим Соколов: Произошел переворот, страна повернула не в ту сторону. Был момент, в сентябре - октябре 93-го, когда ситуация качалась, решалась судьба государства. К сожалению, весы качнулись не в ту сторону.

Владимир Геннадьевич Чернышов, режиссер фильма.

А.С.: Что вас внутренне подвигло к созданию фильма?

Владимир Чернышов: Хоть я жил в Москве в то время, но в памяти у меня остались только какие-то «вспышки»: стреляющие по Белому Дому танки, автоматные очереди, комендантский час. Мы тогда были студентами и как-то сначала легко всё это воспринимали, тем более, что нам задурили головы ельцинской пропагандой. Изменения в моём сознании происходили, конечно, постепенно, но первое серьезное разочарование властью пришло тогда, когда мы увидели трупы на улицах Москвы. А с годами у меня появлялся всё больший интерес к событиям сентября - октября 1993 года.

А.С.: А как сейчас оцениваете события 93-го?

Владимир Чернышов: Ужасное было время, не просто «смутное», а «мутное». Пока я работал над фильмом, понял, что было не две силы, а множество. Разные силы, переходили с одной стороны на другую, за нашими спинами цинично делилась власть под лозунги для народа о «демократии» и «свободе». Я думаю, что нельзя говорить о том, что кто-то тогда победил, а кто-то потерпел поражение, проиграла Россия.

А.С.: А всю вы сказали правду в фильме или о чём-то пришлось умолчать?

Владимир Чернышов: Из того, что мы слышали, дали практически всё. Но мы не претендуем на истину в последней инстанции, есть люди, которые более глубоко разбираются в трагических событиях 93 года.

... В процессе просмотра фильма я обратил внимание, что из зала никто не выходил, что в наше время не часто бывает. По окончании просмотра фильма на несколько мгновений повисла тишина. Затем раздались аплодисменты.

Фильм весьма интересен, открывает некоторые новые факты, изобилует комментариями участников событий 93 года.

После просмотра по-новому видится роль в тех событиях Александра Баркашова и РНЕ, а также - Павла Грачёва.

Все достоинства фильма перечислять не буду, пусть оценит каждый зритель.

Скажу лишь о некоторых недостатках, не претендуя, конечно, на истину.

Считаю, что не со всеми фактами, оценками и акцентами, изложенными в фильме, можно согласиться.

Например, справедливо говоря о бесчинствах ельцинской стороны, в фильме всё же отсутствуют показания очевидцев о массовых расстрелах на улицах Москвы и близлежащем к Дому Советов стадионе. А ведь выстрелы звучали ещё несколько дней после 4 октября.

А свидетельства о целых грузовиках, наполненных трупами, выезжающих из Дома Советов после 4 октября? Подобного рода факты в фильме не приводятся даже в виде версии.

Почти ничего не сказано о миротворческой миссии РПЦ. Переговорные модели, которые предлагались Патриархом Алексием II и иерархами РПЦ, были отвергнуты ельцинской стороной, и всё же позиция РПЦ не позволила пойти Ельцину ещё на большие преступления.

Зато из уст Александра Коржакова звучат циничные, и даже дерзновенные, без намека покаяния, и явно не во всём достоверные свидетельства перед телекамерой.

Вальяжно-надменные рассуждения Александра Невзорова направлены на маргинализацию защитников государства. Вот его слова: «Я, к сожалению, повел себя на тот момент искренне, поэтому я оказался на стороне всей этой безумной и бесноватой шоблы». Кого имеет в виду Александр Глебович? Ближнее окружение генерала Ачалова, посещением кабинета которого так был «впечатлён», или всех защитников Дома Совета? Хотелось бы уточнений.

Но, независимо от этого, насколько заявления Невзорова контрастируют со словами баррикадного батюшки, иеромонаха Никона (Белавенец) о красивых русских людях! Кому верить? Для меня дилеммы нет. Если рассматривать моральный и интеллектуальный уровень защитников Дома Советов и ельцинистов, то здесь не может быть никаких сравнений.

Или, тот же Невзоров почему-то пытается представить в анекдотичном виде Валерия Дмитриевича Зорькина, основываясь на одном каком-то малозначительном эпизоде, да ещё в своей манере пересказа. Между тем, Валерий Зорькин и члены Конституционного Суда при мощнейшем давлении со стороны исполнительной власти, совершили, по сути, личный подвиг, признав антиконституционным указ Ельцина № 1400.

В предоставлении разных точек зрения, в том числе и Невзорова, ничего плохого нет, пусть страна, что называется, знает своих «героев», но по некоторым нюансам в фильме (последовательность сюжетов и кадров, музыкальное оформление отдельных эпизодов и т.д.), чувствуется, что создатели фильма по ряду вопросов поймались на «авторитетность» подобного рода заявлений.

Встречаются и несколько поверхностные авторские комментарии к фильму. Авторы фильма - люди достаточно молодые и, если в чём и ошибаются, то, думаю, вследствие большого потока материала, навалившегося на них.

Но все вышесказанные «пробелы» и недостатки - не претензии к создателям фильма и к фильму вообще, а констатация факта, что еще много предстоит сделать в отражении исторической правды сентября - октября 93 года. Жаль лишь, что год от года свидетелей тех событий становится всё меньше, а из памяти живых стираются некоторые важные нюансы.

К тому же неизвестно где и как хранятся протоколы опросов сотрудниками прокуратуры оставшихся в живых защитников Дома Советов. А Прокуратурой в 93 - 94 годах проводилась такая работа. Чем дальше идёт время, тем большая вероятность уничтожения или фальсификации данных документов. А документы парламентского расследования? Где они? Я думаю, что с полной уверенностью сейчас никто не скажет.

Казалось бы, за 20 лет должна бы быть открыта вся правда об этой трагической странице нашей истории. Но, видимо, время ещё не пришло. Во властных структурах остаётся ещё много людей, причастных к ельцинскому преступлению. К сожалению, 20-летие событий не явилось той датой, когда можно расставить все точки над «i». Значит, нужно ещё ждать.

А фильм «Белый Дом, чёрный дым» в целом весьма позитивен.

Зрители, кстати, увидят в нём и иеромонаха Никона (Белавенец), и Сергея Исакова.

Вопросы некоторым зрителям после премьеры фильма.

Марат Мазитович Мусин, общественный деятель, политический и экономический аналитик, доктор экономических наук, защитник Дома Советов.

А.С.: Ваше общее впечатление от фильма.

Марат Мусин: К началу фильма я немного опоздал. Скажу так: вторая половина фильма мне в общем-то понравилась.

А.С.: Автор книги «Анафема» - Иван Иванов. Это кто?

Марат Мусин: Ваш покорный слуга.

А.С.: Понятно.

В фильме утверждается, что, по сути, никаких бейтаровцев на стороне Ельцина не было. В «Анафеме» доказывается, что бейтаровцы были.

Марат Мусин: С одной стороны «бейтаровцы» - нарицательный образ, а с другой стороны - были конкретные коммерческие структуры, были снайперы-гастролеры, люди в спортивной форме со стрелковым оружием иностранного производства. В каком масштабе и кто именно - другой вопрос, требующий уточнений.

Егор Станиславович Холмогоров, общественный деятель, публицист, политический обозреватель.

А.С.: Ваши впечатления.

Егор Холмогоров: Фильм глубокий, в нём много качественного анализа. Речь в нем, в частности, идет о провокациях, манипуляциях и бессмысленной и чудовищной расправе над собственным народом со стороны так называемых «демократов». Я надеюсь, что фильм вызовет общественный резонанс.

А.С.: Вы помните времена 20-летней давности?

Егор Холмогоров: События октября 93 года я хорошо помню. Я тогда был еще юным человеком, горевшим за демократию, рыночную экономику и тому подобное. И, когда разыгрывался весь этот спектакль с временным отключением телевидения и призывами «демократов» о необходимости защиты «молодой демократии» от коммунистов и фашистов, то я бросился к зданию мэрии. Видя, что ночью ничего не происходит, мы тогда разошлись спать по домам. А утром я уже из чистого любопытства пошёл в соседний с Домом Советов дом. Вид простых людей, которых выгнали из Белого Дома и поверх которых стреляли, и ощущение одновременно хаоса, неконтролируемого насилия и страха сразу резко отрезвили. Этот день - один из самых важных в моей жизни. Я осознал, что всё то, о чём говорили Ельцин и Гайдар - ложь от начала до конца.

И, наконец, мои вопросы Михаилу Ивановичу Ножкину, народному артисту РСФСР, члену Союза писателей, поэту и музыканту.

А.С.: Как вам фильм?

Михаил Ножкин: Фильм замечательный. И хоть с тяжелым сердцем я смотрел, сквозь слёзы, но фильм очистительный, потому что в нём прорывается правда.

А.С.: Но правда о тех событиях ещё не полностью прорвалась.

Михаил Ножкин: Конечно. Но то, что ребята, авторы фильма, сделали - уже подвиг. Раскрыто много серьезных моментов, о которых большинство и не слышали.

Нам не нужно придумывать героев, у нас целая страна героев, мы - Народ-победитель. Настоящие герои, защитники Дома Советов, показаны в фильме.

И еще, хотел бы отразить роль нашего Союза писателей. Каждый раз наблюдаю на встречах в этом зале столько открытых и светлых лиц!

Еще раз обращаю внимание, что фильм «Белый Дом, чёрный дым» будет показан на канале НТВ 3 и 4 октября в 21-55.

Андрей Сошенко

Источник: Русская народная линия

3 октября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Димитрий26 октября 2015, 12:15
Новая для меня страница, хотелось бы увидеть фильм.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×