Уснули почти мгновенно, и даже не услышали, как колокол и било созывали на полунощницу. Впрочем, кто-то из нас все-таки встрепенулся и, надо сказать, вовремя. Припозднились мы совсем ненамного.
Как и положено, ночь прошла в молитве. Мы начали втягиваться в непривычное для нас временное измерение. Утро показало, что оно прошло безболезненно, все были бодры, тем более, что небо было чистым и дождя не предвиделось.
Выпив чая с хлебом (сегодня пятница и в монастыре обеденной трапезы не было), вышли в сторону монастыря Дохиар. Там находится известная всем икона Скоропослушница, надеемся, что нас до Неё допустят.
От Зографа через полчаса по укатанной дороге спустились к пристани. На каменистый берег северной части Эгейского моря и юго-западной части полуострова Афон, ещё накатывала вчерашняя, затухающая уже волна.
Было свежо и тепло одновременно. Воздух очистился, после ветра и дождя, а краски окружающего пейзажа восстанавливали наше душевное равновесие после вчерашнего путешествия по безжизненной "луне". Недалеко отсюда проходит граница пожара, а здесь мы увидели прежний уютный зелёный покров из листьев и травы.
По дороге вместе с нами шёл на пристань болгарин по имени Мефодий, как выяснилось чуть погодя. Он как-то быстро расположил нас к себе, и так как неплохо говорил по-русски, рассказал, что трудился здесь некоторое время, а сейчас болен весьма, вот и решил выехать в Кариес, для чего и спешит к парому.
Уже стоя на пристани и узнав, что один из нас священник, он уговорил его принять у него исповедь, прямо здесь на берегу. И дал нам ватку, пропитанную миром от Димитрия Солунского, неожиданно для нас у него оказавшимся. Миро распространяло необычное благоухание и даже на свежем морском берегу перебивало все запахи. Оно было любезно подарено батюшке, который отвезёт его своему сыну Димитрию, родившемуся как раз под этот день мученика, и носящему его святое имя. Вот и называйте это как хотите, а на мой взгляд, чудо великое. Помазал нас отец Андрей миром от святых мощей, и пошли мы вдоль берега, а затем на верхнюю дорогу по направлению к монастырю Костамонит.
Монастырь Дохиар стоит на берегу моря между пристанью Зографа и монастырём Ксенофонт.
Дорога же к нему пролегает вокруг горы и заходит в ещё один монастырь - Костамонит, который по преданию начал строить Константин Великий ещё в 4 веке и был закончен его сыном.
Впрочем, можно не делать длительный обход по дороге, а пройти по берегу моря, как мы это выяснили при возвращении проходя это место на пароме.
***
По дороге на Костамонит навстречу нам шёл монах. На наше
приветствие он никак не отреагировал и проследовал мимо.
Если бы такое произошло у нас в светском мире, то за
подобное могли бы даже и побить, но здесь другое измерение
и мы знаем, что афониты живут по негласному закону исихии
(безмолвия). Через безмолвие монах-исихаст не только
удаляется от пустых бесцельных забот, но в первую очередь
со вниманием следит за своим внутренним состоянием ума и
сердца. Он сосредоточен на главном, на рассмотрении
помыслов, трезвенной их оценке и последующем отражении
его, если этот помысел может нанести какой-то вред
безмолвнику.
Вот и Ефрем Филофейский передаёт научение своего старца на этот счет: "Самое большое приобретение - молчание, оно выше всех добродетелей", говорил Иосиф Исихаст. "Если мы возьмём и все добродетели положим на одну чашу, а молчание - на другую, то молчание перевесит. Потому что, когда монах сознательно молчит, он будет молиться или пребывать в созерцании. Когда он молчит и молится, к нему приходит сокрушение, плач, слезы, умиротворение и тишина. И когда человек молчит, он не осуждает, не празднословит, не лжёт, не клевещет, не говорит о том, о сем, о пятом, десятом, не слушает, когда другие говорят дурное. Вследствие такого молчания душа напитывается благодатью. С молчанием приходит плач, плач приносит слёзы, слёзы производят очищение, а очищение удостаивает человека видения Бога. Безмолвник может увидеть Его в своём сердце ощутимо, увидеть вещи, которые никогда не сможет представить себе тот, кто открывает рот и разговаривает".
Читая такие пояснения подвижника, отпадают все вопросы сразу. Наконец-то понимаешь почему мир катится под гору и все более стремительно. Люди не только не могут молчать, но они даже вроде бы по виду и молча, занимаются зачастую одним бесполезным попечением, хотя бы и называли это необходимым на потребу.
Монастырь Костамонит (Основан в XI веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана)
В Костамоните находятся мощи великомученика Архидиакона Стефана; глава священномученика Власия; часть плеча св.царя Константина; рука св. Трифона и другие мощи святых. В соборном храме две чудотворные иконы: Божией Матери Предвозвестительницы и первомученника Стефана. Замечательна здесь также древняя икона Богоматери Одигитрии, она в своё время находилась во Влахернском храме в Константинополе. Мы надеялись, что нам удастся зайти в храм и поклониться святыням, однако время нашего прибытия было неудачным.
В середине дня вся братия находилась на послушаниях, и хотя нам пообещали, что вскоре придет архондаричный, но он так и не появлялся. Поэтому я вышел во двор монастыря и занялся фотографированием котов, кошек и котят, которых здесь было великое множество. Коты пестрили своими разномастными одеяниями, и судя по всему были не избалованы вниманием и избытком пропитания.
Монахи, иногда появлявшиеся во дворе, отличались тем, что их одежда была латана-перелатана и подшита цветными заплатами. Это вполне вписывалось в окружающий вид монастырских стен и келий. Молитвенный дух здесь чувствовался, а это самое главное для обители.
Интересно, что Костамонит одна из немногих афонских обителей, которая не принимает экономической помощи от Европейского Союза.
Пробыв здесь ещё немного, вышел за монастырские стены в надежде, что в следующий раз получится остаться здесь на ночную службу и тогда помолюсь у чудотворных святынь.
Мы вышли на тропу, которая перешла в автомобильный серпантин, идущий в Дохиар. Шли не спеша. Время нас не поджимало, да и врабатываться таким образом в привычный ритм путешествующего, идя под ярким солнцем, было оптимальнее. Все-таки опыт за плечами у каждого немалый. Как всегда в трудную минуту, а мы уже порядком подустали, рука машинально потянулась за чётками.
Монастырь Дохиар. (Основан в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила и 1/14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы.)
Среди достопримечательностей монастыря - собор XVI в. с фресками Критской школы. Богато украшенный иконостас был написан в 1783 г. Дохиар насчитывает 12 храмов на своей территории, и вне её - по 4 храма напротив каждой из стен.
Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей. Главный храм в Дохиаре в честь свв. Архангелов.
Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница», написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражён слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления.
Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным» - чудотворный источник Архангелов, под именем “Агиасмы”.
В монастыре имеются части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия; св. муч. Мины, Кирика, Меркурия; св. Иоанна Златоустаго; св. Нила Мироточиваго; преподобного Петра Афонскаго; св. Ахиллея; св.великомуч. Пантелеимона; св. Давида Солунскаго; глава св. Филофея; часть от главы св. Иоанна Предтечи; св. Марии Магдалины; св. Мины Калликелада; св. муч. Марины; св. архидиякона Евпла; часть перста Иакова Персянина; часть св. Павла Фивейскаго; часть кости св. Апостола Андрея; части св. великомуч. Феодора Стратилата; глава св. Дионисия Ареопагита; глава св. Феодора Начертанного; глава св. Василия Амасийскаго; часть св. Космы бессребренника; св.Иоанна Милостиваго; Феодора Тирона и другие. Показывается часть камня, с которым брошен был в море мальчик, чудесно спасённый Архангелами ( Четьи-Минеи 6 Сентября).
Дохиар встретил нас оживлением.
У монастырских врат нас встретила дюжина разномастных котов.
Кто лениво прогуливался, а кто нежился, принимая различные расслабляющие позы, под лучами ещё жаркого, хотя уже и далеко осеннего, средиземноморского солнца.
Такое соседство нам уже привычно, и я бы даже сказал, что без котов мир Афона потерял бы свой необычный уют. А так есть коты, и глядя на них догадываешься, что им без молока и мясного здесь все-таки довольно туго приходится. И, как не крути, получается, что они тоже своего рода "аскеты". Монахам, опять же, пример для подражания, в терпении лишений и радости любому незначительному подарку от судьбы. Кстати, коты на Афоне бдительно охраняют кельи и скиты от змей, коих здесь весной и летом полным полно, как говорят афониты.
В архондарике подавали воду, лукум, маленькие стаканчики с "анисовкой" и даже кофе. Каждый выбрал то, что ему было по душе, а кто-то пошёл в лавку за иконками. Мы, как и положено, поступили точно также. Иконки Скоропослушницы были закуплены с запасом. Знакомых много и такой подарок всегда приятен.
Во дворе монастыря все вымощено камнем. Постройки стоят плотно. Возвышаются вверх, и кое-где из каменной стены вдруг произрастает гранатовое, апельсиновое или лимонное дерево.
Доступ к иконе Скоропослушницы открыли после недолгого ожидания. Оклад чудотворного образа увешан дарами благодарных молитвенников. Помолились и мы с земным поклоном Матушке, испросив помощи в своём предстоящем деле, за близких, болящих и за знакомых. Конечно же, не забыли оставить записки и за страждущих. Помогай нам, Матушка, Своим заступничеством.
![Икона Божией Матери Скоропослушница. Афонский монастырь Дохиар](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101379/137927.p.jpg?rnd=138090)
В Дохиаре, как и везде, молятся и трудятся монахи и послушники, но судя по потрёпанным, латанным и выцветшим подрясникам, весьма напряжённо. Как раз сейчас вся братия дружно собирала оливки, прямо на пути нашего следования. Мы, стараясь не наступать на упавшие под ноги плоды, вышли на дорогу, ведущую в Ксенофонт.
Вокруг суетилась братия монастыря, и я первого же встречного озадачил каким-то вопросом по-русски. Монах, улыбнувшись ответил также по-русски. И из разговора выяснилось, что в монастыре много насельников из России и сейчас все занимаются уборкой урожая. На вопрос для чего нужны механические приспособления, которыми жужжат над деревьями, он объяснил, что это чудо техники позволяет сбивать оливки с веток, что значительно ускоряет их сбор. Далее оливки загружаются в мешки, потом перебираются, вымачиваются в солёной воде, и дней через 40-50 могут подаваться на столы в трапезную.
Недалеко, от Дохиара находится Ксенофонт. Тропа проходит по берегу и вокруг открываются живописные виды, а при спуске к морю, уже почти перед самым монастырём, мы увидели источник святого Великомученика Георгия. Было жарко и мы испили водицы. Она несколько солоновата, но это и не удивительно, море находится всего в нескольких шагах.
Подошли к воротам монастыря, выходящими прямо на морской берег.
Море от монастырских стен отделяет всего 30 метровый слой гальки и шум прибоя – непременное условие молитвенного бдения монахов.
За стенами раскинулась обширная и ухоженная территория.
Растут вековые деревья, в бассейне плавают золотые рыбки, на клумбах цветы. Чувствуется аккуратная рука настоятеля и братии.
Пошли искать храм.
За первым, который нам показался основным, оказался второй собор больших размеров.
Догадываемся, что в нём, наверное, и проходят главные службы. Так и оказалось. Дверь открыта, до начала вечерни ещё несколько минут. Мы заходим, никто нам не препятствует. В храме просторно, даже очень. По стенам иконы, в киоте слева от иконостаса чудотворный образ Одигитрии. Помолились Богородице, подошли к другим иконам. Уже когда начали выходить наружу, прозвучал первый глас колокола. Созывали на службу.
Монастырь Ксенофонт (греч. Μονή Ξενοφώντος) - (Основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил своё название. Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне)
Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, мученицы Параскевы
Особо почитаемые иконы
Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101379/137945.p.jpg?rnd=189052)
Икона Преображения Господня
Очень редкая в своём роде икона XIIIв, написана восковыми красками на стеарине.
Икона Святого Георгия
Икона XI в, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костёр, но, к счастью, один православный спас её и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке Святого видна рана, которую нанёс ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».