Холодный ветер конца 80-х обрывал с деревьев за окнами последнюю жидкую листву. В университетской аудитории ярко горели лампы дневного света, и пожилой профессор читал лекцию по истории искусств. Студенты делились условно на три неравные части: на тех, кто слушал, на тех, кто делал вид, что слушал, и на тех, кто спал.
«Друзья мои, живопись, как сказал один известный художник, это река, в которую можно войти на любом отрезке ее берега. В известном смысле мы смотрим на произведение искусства, но и оно, бывает, смотрит на нас. Прошу вас заметить, что во встрече двух внимательных взглядов есть нечто религиозное. Мы с вами чужды религиозных предрассудков и знаем, что материалистическое учение верно. (Портреты теоретиков марксизма-ленинизма со стен смотрели взглядом победителей). Но мы должны быть внимательны к той психологической глубине, которая выражена религиозным языком за долгие минувшие столетия. Не разделяя предрассудков, мы все же способны оценить психологизм. Когда человеку минувших эпох было стыдно, он переживал это как взгляд Бога в его душу. Это как если бы человек был неодет и вдруг застигнут строгим взглядом, или, что еще хуже, пойман на месте преступления. Еврейская религиозная поэзия, известная миру под именем Псалтири, говорит Богу устами царя Давида: “Отврати лицо Твое от грехов моих”. Перефразируя эти слова, мы можем сказать, что Давид просит Бога: «Отвернись. Не смотри на меня». Всюду нас должны интересовать глаза, встреча глаз Бога и человека, человека и человека, я бы сказал – диалог глаз. Вот, к примеру, картина Репина “Отказ от исповеди”. Слайд, пожалуйста»
В аудитории погас свет, и на экране появилась картина. Старый священник с крестом, изображенный со спины, и перед ним изможденный, но не сломленный чахоточного вида молодой человек на тюремной кровати.
«Эту картину Репин писал долго: с 1879 по 1885 год. Сначала это был акварельный набросок, потом зрелое полотно. Толчком к написанию послужило стихотворение поэта Минского, напечатанное в нелегальном журнале “Народная воля”. Картина была высоко оценена современниками. Например, Стасовым. Революционер, как видим, бескомпромиссен, смел. Перед ним будущее, которое он уже предвосхищает своей пламенной верой. А священник слаб, хотя на его стороне вся сила государственного устройства. Он представляет отживающее прошлое. Мы не видим его глаз, но знаем, что он готов отвернуться от смелого взгляда молодого человека, непреклонно готового страдать за народное счастье. Прошу заметить, что это в некотором смысле религиозное полотно. Здесь есть идея искупления, страдания за людей. Эта идея воплощена в красивом и смелом молодом и несгибаемом борце. Внимательно вглядитесь в эту картину»
Несколько заспанных лиц оторвались от парт, чтобы приобщиться к искусству. Профессор продолжал.
– Следующий слайд, пожалуйста!
На экране появилась Рублевская «Троица».
«А вот еще одно великое произведение. Перед нами одна из самых известных икон христианского мира. Изображен мифологический сюжет встречи Авраама с Богом незадолго до разрушения Содома. Русский иконописец убрал обычные для этой иконографии детали, такие, как Сарра, смеющаяся на заднем плане, сам Авраам, его слуги и так далее. Автор приблизил трех Ангелов к зрителю и дал нам великолепной красоты и насыщенности внутренний диалог между ними, диалог глазами. Получилось то, что потом богословы назовут изображением так называемого Предвечного Совета. Увеличьте, пожалуйста, изображение. Диалог происходит главным образом между средним Ангелом и тем, что слева. Мы можем предполагать, что средний Ангел представляет нам Сына Божия, как Его называет Христианская Церковь, то есть Иисуса Христа. За Его спиной – дерево, что есть прозрачный намек на Древо Крестное, то есть на орудие казни. Левый же Ангел – это, скорее всего, Отец, Который посылает Сына в мир для Искупления. Мы пользуемся в силу неизбежности самым широким набором христианских специальных терминов, и если вам не понятен смысл отдельных слов, я просил бы вас справиться с их значением в словарике атеиста, который вам выдавали на первом курсе. Итак, продолжим»
«Отцу жалко Сына, и Он словно опускает взгляд. Но у них есть общее дело – спасение людей, и Сын готов идти, зная, что Его ждет. Знаком будущей жертвы является Чаша, которую благословляет средний Ангел. Вообще образ очень насыщен смыслами. Отдельного разговора требуют детали одежды и их цвета, повороты корпуса, задний план: горы, дом и прочее. Но мы обратим внимание на глаза среднего Ангела. Он согласен страдать и идет на страдание. По сути, перед нами та же религиозная идея Искупления, что и на картине Репина, только дана она не реалистически, а средствами средневековой мифологии, свойственной XV веку. Дайте, пожалуйста, оба слайда вместе»
«Троица» и «Отказ от исповеди» стали рядом, и еще несколько голов оторвались от парт, глядя на экран.
«Теперь я предлагаю вам молча всмотреться в эти великие творения и сравнить их. Вы можете найти идейное сходство и, очевидно, ряд существенных отличий. И там, и там перед нами жертвы, добровольные страдальцы. У них нет личных эгоистических целей. Оба думают о других и жертвуют собою. И там, и там они взглядом говорят о том, что переполняет их сердца. Давайте всмотримся в эти взгляды»
Студенты смотрели. Главным образом – на Троицу. А голос профессора продолжал, но это уже был фон к тому главному, что уже было произнесено.
«Вообще умение смотреть и видеть есть одно из самых главных умений человека разумного. Мы на многое смотрим, но гораздо меньше видим. Отличительное свойство живописи, как искусства, есть, я бы сказал, молчаливое говорение. Прошу это заметить. Обмен идеями, диалог происходит, но слова не произносятся. Это беззвучный, но очень насыщенный разговор. Кстати, в русской средневековой культуре он носит преемственное имя “исихазма”, взятое из Византии. Человек молчит от избытка умной деятельности, а не от скудости. Об этом вы будете слышать на обзорных лекциях по истории византийского монашества»
***
Идущий на смерть за народное счастье молодой революционер гордо смотрел на слегка оробевшего пожилого священника. Отец, сострадая Сыну и опуская глаза, спрашивал: «Пойдешь?» «Пойду, – отвечал Сын, – пойду исполнить волю Твою». Несколько десятков пар молодых глаз смотрели на светящийся посреди кафедры экран. И Маркс смотрел со стены, понимая, что только его вчистую «объегорили».
На улице холодный ветер обрывал с деревьев последние желтые листья и трепал красные транспаранты с надписью «Слава труду!».
Заканчивались восьмидесятые годы.
Вот дожили: уже православные спрашивают, чего плохого в лозунге "Слава труду"
..."В переводе это означало, что будешь ты работать, или только делать вид, что работаешь, результат будет все равно один и тот же".
Спасибо Вам, а то дожила, можно сказать, до седых волос, - и не понимала, что всю жизнь напрасно трудилась, можно было только делать вид, так сказать "виртуально"... Виртуальные дома проектировать и строить, детские сады, школы, больницы - по несколько десятков (только в Москве) каждый год вводить в строй; детей летом в лагерь отдыхать отправлять (зы смешные цены); инфраструктуру, гидростанции и заводы строить... так, только делать вид,.. а они до сих пор, НЕРЕМОНТИРОВАННЫЕ больше 20лет! работают...
И при этом в храм ходить! Детей крестить, иконы дома держать...
Ну и хорошо, что теперь работать почти не надо - работы всё меньше становится... Слава "офисному плангтону", брокерам, менеджерам, риелторам, гасторбайтерам!!!
А за статью огромное спасибо и низкий поклон.
Да то плохое, милые мои, что лозунг этот был лжив насквозь, как и все советское. В переводе это означало, что будешь ты работать, или только делать вид, что работаешь, результат будет все равно один и тот же.
Спасибо нашему преподавателю научного атеизма с говорящей фамилией Попов. Именно его лекция о Кресте, тщательно мной законспектированная, пробудила живой интерес к христианству.
Она была составлена и преподнесена даже более откровенным и честным слогом, чем в рассказе о. Андрея.
И, наверное, знаменательно, что именно этот вопрос мне достался на экзамене, ведь больше ничего из курса научного атеизма мне и не запомнилось!
Велико Слово Божие!
Я тоже вспоминаю нашего институтского преподавателя по философии и логике, который толковал нам студентам 1980-х евангельские сюжеты. Говорили, что его уволили с кафедры, оставили без работы, ему материально помогали его ученики. Человек пострадал, но за какое дело. На его лекциях огромный поток с замиранием слушал.
Так вот, с определенного момента, как-то невзначай, наша преподавательница перевела разговор на религиозные темы. Мы тогда были почти все не крещены и далеки от Христианства, поэтому с интересом слушали её. Помню её рассказ о Киево-Печерской Лавре, о пещерах, святых мощах. Происхоили диалоги со студентами, с теми, кто тоже был в Лавре и в Пещерах.
Студенты стали на эти лекции приводить своих друзей и знакомых.
Но в один момент всё оборвалось. Один из наших бдительных студентв - Грибов, пожаловался в Деканат. Его слова - "Я как будто-бы не на лекциях сижу, а в монастыре".
Преподавательницу сняли. А лекции стали проводиться по темам курса.
А у нас появился интерес к Христианству.
1. Маркс - собственность - борьба.
2. Все Мое Твое.
3. Мы ничего не имеем, но всем обладаем.
4. Слава Богу!
По поводу революционеров. В 80-е годы в советских школах проходили по литературе одно из "творений" революционера Э.Багрицкого "Смерть пионерки".
У этого Багрицкого есть ещё поэма "Февраль", где он описывает со злобой, как насиловал в революционное время женщину, которая просила о пощаде.
И советская власть включила в школьную! программу этого революционного изверга.
После Вашей приснопамятной книги стараюсь не пропускать Ваши рассказы.
Мне очень нравится, как Вы метко и неординарно даете определния трудным вещам и понятиям.
(спаведливости ради, должа сказать, что пару рассказов я не поняла, из них - первый)
Рулить надо было, а профессионалов не было.
А теперь ругают СССР, коммунистов и прррр.
Они сделали всё что могли.
Сделаем ли мы..........
Я вижу другое.
Священник похож на боярина в дорогой шубе и высокой шапке.
Всем своим видом он показывает, что не сам пришел исповедовать осужденного, а его прислало начальство.
Самому дела нет никакого.
Осужденный - замученный царизмом бедолага, рабочий, больше озлобленный и угрожающий, чем предвосхищающий верой будущее.
Что такое Репин - говорит не только эта его картина, но и другие.
Это Репин! Ненавистник. И никто больше.
Скоро сорвут эти транспаранты и втопчут в грязь. Начнётся новое время, и место транспарантов займёт реклама, прославляющая совсем не труд...
Да, много народа пришли в храм через кафедру Научный атеизм и журнал. Были очень талантливые пропагандисты, так рассказывали и цитировали, что многие слушатели после лекции бежали искать ЕВАНГИЛИЕ, и самое интересное - с ТРУДОМ, но находили!
..."Идущий на смерть за народное счастье молодой революционер гордо смотрел на слегка оробевшего пожилого священника"...
Так написал художник Репин; это его вИдение, на которое он, безусловно, имел право. А если революционер (декабрист), идущий на смерть за народное счастье смотрел НЕ гордо и покаялся перед казнью - то что?
"И Маркс смотрел со стены, понимая, что только его вчистую «объегорили».
Не скажите... При таких темпах и методах капитализации его ещё вспомнят... И уже вспоминают, посмотрите фильм "За Маркса", 2013года выпуска...
"На улице холодный ветер обрывал с деревьев последние желтые листья и трепал красные транспаранты с надписью «Слава труду!».
А что плохого и неправильного в этом лозунге? Не поняла.
Или это из серии: Мимо тёщиного дома я без шуток не хожу...?
просто до слез..
сколько же будет попираться правда Божия?!
ПОЧЕМУ?!
почему люди не верят в Того,Кто делал им только ДОБРО?!!!
а верят всяким идеям от ума человеческого..
не понимаю..
спаси вас Господи за то,что живите наши души..
смотрим ваши 15 минут вечером по КРТ..
спаси Господи))
А смысл то какой?
Вывод, т.е?
Вспоминая 80-е ...
Тарковский "Андрей Рублев".
Педагог по истории искусств говорит: Дети! Сегодня самый важный момент в вашей жизни. Сегодня урока, как такового не будет. Мы все идем смотреть фильм "Андрей Рублев".
И никаких Марксов и Энгельсов в этом маленьком рассказе не будет.
Будет только "Андрей Рублев" и сцены из этого фильма...
Как иконописец идет по зеленой траве, под сильным дождем...
Как отрок отливал свой первый колокол...
Варварские годы СССР... Сколько лишили они народ России.
Души, красоты, гармонии...
----
О лживых вождях. В старинных русских городах и сейчас стоят на одной площади соборы и ...памятник Ленину. Как так? Это двуличие современной власти? Вот где трагедия. Россия служит и Богу ...и маммоне. Чем это закончится ? Известно всем.
Спасибо.
"Вообще умение смотреть и видеть есть одно из самых главных умений человека разумного. Мы на многое смотрим, но гораздо меньше видим." - как это верно!
И насколько надо быть мастером и художником, чтобы сказав чуть-чуть и под цензурой - донести до слушателей самое главное и сокровенное...