Отеческие советы и наставления блаженного старца Иеронима
О внутренней войне
… Враг, братия мои, есть по определению человекоубийца, дело которого непрестанно, любыми способами и средствами, мешать и чинить препятствия нашему спасению, и потому совсем не удивительно, что он воюет с нами, ибо он, премерзостный, дерзнул воевать и с Господом нашим Иисусом Христом. Но Господь наш на Своем примере научил нас, как и нам воевать с искусителем. Он воюет с нами страстями, мы же – вниманием к его злодейским ухищрениям и добродетелями; он воюет с нами чревоугодием, плотью и похотью, мы же воюем с ним говением, бдением и молитвой; он – любовью к миру, мы же – отречением от мира и исихастской жизнию. Он – сребролюбием, мы же беспристрастием и нестяжательством. Он – нерадивостью, мы – учением. Он – гневом, мы же – терпеливостью и кротостью. Он – богохульством, мы – славословием и молитвой. Он – гордыней, своим первым и сильнейшим оружием, мы же – смирением, страшнейшим врагом его. И потому, если принесет он тебе мысли неуместные и супротивные, и нерадение в духовной работе, и все прочее, враждебное спасению души твоей и любви Христовой и Божиему чаянию, по поводу всего, что случается тебе видеть или слышать, ибо живешь ты в мире, нанеси и ты ему и его злым помышлениям ответный удар спасительной внутренней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Пресвятая Богородица, помоги мне.
О монашеском послушании
… Арена и борьба, и путь, и ярмо, и бремя суть сия духовная жизнь. Сколь выше дух плоти, душа тела, мысленное чувственного и бесплотное материи, столь же выше духовная борьба и столь больше необходимо усердия, рвения и внимания, да будет полученное воздаяние достойно трудов и борьбы. Но пусть сии слова не устрашат помыслы наши. Ибо великие битвы приносят великие награды, как говорит мудрый Феотокий, призывая себе в достоверные свидетели Бога, и потому тот, кто усердно боролся доброй борьбой, уготовил себе этим и почетное место среди блаженных. И тем даст Господь, по словам Его «в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям» (Ис. 56:5). Да не смутит нас нисколько ни суровость борьбы, ни искусность и злокозненность нашего противника. Ибо мы, слышавшие зов Божий и последовавшие ему, ощутили, как он стучится во врата душ наших, в которые соблаговолил Он прийти и поселиться в них, и открыли их и приняли Его во благости, став достойным жилищем Ему и получив Благодать Его в помощь против демонов. Но для благости Божией сего недостаточно. Но того, кто победит, того Я вознагражу и в награду дам ему сидеть со Мной на престоле Моем, подобно тому, как и Я победил, и воссел с Отцом Моим на престоле Его.
(Святая Гора, 9 июня 1913 г.)
О чистой исповеди
Возлюбленные и вожделенные мои во Господе чада,
да будут нам Христос и Пресвятая Богородица покровом и помощью против козней врага нашего, и да осветят и укрепят они нас во святой Его воле. Аминь.
Получил я, чадо мое, твой ответ своевременно, и благодарю тебя за то, что написал ты мне яснее, ибо сие есть благоразумно и предпочтительно. Освободимся от излишнего, чтобы явить истинное. Ибо сказав больше, чем есть на самом деле, мы осуждаем себя, как делают и многие кающиеся. Исповедуясь духовному нашему отцу, мы просим дать его нам необходимые лекарства, ибо для каждого недуга есть свое лекарство. Если же не откроем мы ему недуги наши, то с одной стороны, и не произойдет исцеления, а с другой – должны знать мы, что все известно всезнающему Богу, и если хотим мы что скрыть, то разоблачит он нас, как сделал он и с самарянкой, сказавшей, что у нее нет мужа. На это сказал ей Господь, что у нее было пять мужей, и тот, которого ныне имела она, не муж ей. И она сама затем призналась, что сказал Он ей всю правду, все, что она сделала. Видите, что для Бога нет ничего неизвестного. И потому, чадо мое, открой все своему духовному отцу, которого отцом поставил тебе сам Бог, дабы исцелиться и освободиться от бремени, которое независимо от того, мало ли оно, тяжко или легко, есть бремя и вес излишний, способные разрушить здоровье душевное и сделать так, что не сможем мы идти по пути Божию, и потому должны мы сбросить его с себя и шагать легко, твердо и бесстрашно. Правильно сказал ты, что это письмо не первое, но знаем мы и о кознях лукавого, который и добро даже способен обратить на осуждение наше. И потому будьте бдительны.
(Святая Гора, 8/21 декабря 1927 г.)
О любви к ближнему
… Сестра моя во Господе Пенелопа, разум и совесть, которыми наделил Бог человека, налагает на него естественную обязанность и побуждает его вступать в дружбу и в добрые отношения с подобными ему людьми, а также питать благородные чувства, отвечая на благие намерения, которые видит он в ближнем, и в ответ на которые пытается выказать чувства если не большие, то уж по крайней мере равные с чувствами любящих его, исполняя таким образом свою естественную обязанность к подобному ему человеку, как гласит и афоризм: «Каждый любит себе подобного». Мы же, кто по благодати Христовой удостоились получить особое дарование и дар от Господа и Творца нашего быть христианами и законными чадами единой матери – Святой Православной Церкви Христовой, рожденные как из единой утробы из купели Святого Крещения, имеем особую отличительную черту – нашу, христианскую – любовь друг к другу.
Ибо Он научил нас не просто обычной по человеческим понятиям любви, которую каждый испытывает к любящим его, но прибавил и нечто, что отличает именно нас, христиан, непременную любовь даже к самим врагам нашим, и обязанность творить добро ненавидящим нас, и молиться о тех, кто творит вред нам. Такую любовь требует Бог от нас, и без нее не найдем мы спасения, как сказал Христос одному из начальствующих, когда тот спросил Его, что ему надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную. И Он в ответе указал ему на любовь к Богу, которая есть первая и величайшая из заповедей, и к ближнему, которая вторая по порядку, но равная по значению первой. О сем свидетельствует и Иоанн Евангелист в Первом Послании своем (Глава 4, стих 20-21). И все учение Святого Писания учит этой любви, без которой не ублажит человек Господа и не наследует вечную жизнь. Ибо на этих самых двух заповедях держится весь закон и пророки.
(Святая Гора, 5 октября 1915 г.)
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.