День 4 ноября обычно вызывает бурю самых разных эмоций - связанных, в основном, с “Русским Маршем”. Что же, это событие важное, но хочется обратить на другое, служащее ему не противовесом, нет, а, так сказать, контрапунктом - освящение Патриархом Кириллом стелы, посвященной юбилею дома Романовых, в Александровском саду. Стеле был возвращен первоначальный вид после ее осквернения большевиками.
Страхи, которые многие испытывают по отношению к “Русскому Маршу”, выразил известный писатель Борис Акунин: “в стране, где живет много наций, любое политическое движение с этническим уклоном чревато погромами, а то и распадом страны”
Опасения писателя можно понять - самый простой и эффективный способ формирования национальной солидарности - это отторжение чужаков, “мы против них”. Понятно, что созданная таким образом солидарность будет больной, разрушительной и порочной.
Но есть и другая, здоровая, и более того, совершенно необходимая солидарность - “мы друг для друга”. И вот чтобы быть друг для друга своими, нужно определиться с вопросом: а мы - это кто? Что делает нас чем-то большим, чем просто собранием одиночек, случайно оказавшихся на одной территории и говорящих на одном языке? Что является основой наших обязательств по отношению друг ко другу?
Можно огорчаться на “Русский Марш” - и там можно найти, чему огорчаться. Но люди пытаются нащупать эту общность.
Да, там еще много дурного. Действительно, заигрывания с нацистской символикой и исполнение “полета Валькирий” Рихарда Вагнера как-то сложно воспринять как проявление русского национального самосознания. У нас есть богатая национальная традиция классической музыки, в том числе, различных патриотических мелодий, подходящих к случаю, и почему организаторы предпочли им музыку композитора, который прочно ассоциируется с немецким национал-социализмом, непонятно.
Но можно предположить. Национализм марша носит, в основном, негативный характер - людей объединяет то, что им не нравится. Им не нравится массовая иммиграция, этническая преступность, совершенно непонятно в чьих интересах проводимая политика. В этой ситуации, когда речь идет о том, чтобы выплеснуть негатив, толстые намеки на кровавых фашистов как раз понятны - мы тоже страшные, мы тоже ужасные. Не связывайтесь с нами!
Но построить на этом ничего нельзя. Для строительства нужно позитивное содержание. То, что объединят людей не против кого-то, к кому они испытают неприязнь, а вокруг чего-то, что они любят и почитают ценным. И здесь именно мы, русские, находимся в гораздо лучшем положении, чем другие народы восточной Европы. Там пробудителям национального сознания пришлось создавать и эксплуатировать культ национальной обиженности, “мы против наших исторических угнетателей”, не будем говорить кто эти угнетатели, это итак всем понятно. Для нас этот путь закрыт, потому что четко идентифицируемого внешнего обидчика, на которого мы могли бы непрестанно обижаться, у нас просто нет. И слава Богу, что закрыт. У нас есть другое - национальная культура мирового значения. Иконописцы, писатели, композиторы, ученые, имена которых знают во всем мире. Преподобный Андрей Рублев и Мусоргский, Достоевский и Менделеев. Многие и многие другие. Русские - одна из величайших культурных наций Европы.
И эта нация заслуживает того, чтобы она сохранилась и плодоносила дальше. Поэтому не надо стесняться патриотизма. Да, мы великий народ, с великой историей и культурой. Мы много привнесли в сокровищницу человечества и принесем еще. И главная эмоция такого национального переживания - это не огорчение или обида на неких врагов, но благодарность. Благодарность промыслу Божию за Россию и благодарность нашим предкам, которые создали и отстояли нашу страну, наш язык, нашу культуру. В таком отношении нет ничего враждебного к кому бы то ни было, ничего злого и разрушительного. Оно отражает заповедь Божию - “Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Еф.6:2,3).
Как сказал Патриарх при освящении обелиска, “Для чего это нужно? Это сделано для того, чтобы мы основали себя единым народом во времени и пространстве. Мы не можем жить в отрыве от нашей истории. Мы не можем считать, что нашему государству немногим более восьмидесяти (или, как иногда говорят, немногим более двадцати) лет. Мы – наследники тысячелетней истории. И если мы осознаем эту связь с историей и национальными героями, мы проникаемся чувством достоинства, без которого не может существовать народ...
Мы должны собрать воедино сонм тех, кто потрудился ради России и через этот подвиг смотреть на нашу историю. Тогда у нас не будет «иванов, не помнящих родства». У нас не будет людей, пренебрежительно относящихся к этой стране и этому народу. Мы будем чтить прошлое и созидать будущее.
Да хранит Господь Россию!”
Фразами (Поэтому не надо стесняться патриотизма) ничего не решается.
В любом случае патриотизм нужно оценивать с позиции соблюдения христианами Заповедей Иисуса Христа.
Наша задача осмыслить эту ситуацию и объяснить людям позицию православной Церкви по этому сложному вопросу.
Ситуация в данный момент совершенно отлична от событий исторических. Сейчас никто войну не объявил и не напал с мечем, но фактичеки территории отдаются людям иной веры и менталитета. Если в этом промысел Бога, то человеку невозможно будет что либо сделать. Я все более склоняюсь к этой версии. Как говорят - точка невозврата пройдена. Налицо грандиозные изменения в общественно политической жизни общества.