Хозяйственное обустройство жизни людей - это, по сути, и есть наша миссия. И - ответственность. Будучи людьми православными, свою деятельность мы хотим и стараемся соотносить с определенной культурно-исторической ценностной системой. Существование таких систем, как укрупнённых форм жизни сообществ, в своё время было открыто и подробно описано выдающимся отечественным мыслителем Николаем Данилевским. Итак, любая деятельность, в особенности такая житейски важная, как строительная, должна подчиняться определенным культурно-историческим закономерностям развития, объединяющим не только каждого из нас, но и окружающие нас просторы в единое органическое целое жизни страны и народа.
Еще недавно в мире господствовал технократический подход цивилизационного развития, когда акцент делался на внешней культуре и технике, оставляя без внимания целостность жизни человека, его внутренний мир и мораль. Не принес блага и подход, основанный на теории Маркса. А ныне мы видим всеохватное распространение матрицы финансового глобализма, опирающейся на власть денег. Несомненно, и этот выбор не дает счастья и мира, а лишь умножает и обостряет страдания человечества.
Разумеется, люди деятельные и творческие, ищущие пути улучшения жизни народа, не могут принять предлагаемый, а точнее насаждаемый порядок вещей. Понимая, что так называемое «общество свободного потребления» базируется на зыбких, а то и откровенно нездоровых императивах, становится не по себе. Как строитель, могу с уверенностью сказать: фундамент любого здания надёжен и прочен, когда он воздвигается на естественном основании. И не зря из Святого Евангелия к нам пришло предупреждение: дом, построенный на песке, не выдержит бурь и испытаний.
Поэтому сейчас особенно важно вернуться к своим истокам, осмыслить происходящее и постараться найти свою дорогу. Сегодняшний форум как раз посвящен проблеме цивилизационного выбора, а точнее, обращения к собственным культурно-историческим началам. А меня, как конкретного человека, гражданина, интересует цельность моей деятельности и возможность вписать её в общую, как сейчас говорят, парадигму жизни своего народа и своей страны. Только тогда, в полноте общей картины может возникнуть ясное представление градообразующего и смыслового образа архитектуры, строительства поселений, обустройства среды обитания.
Начало нового тысячелетия для России связано с громадными изменениями, в центре которых находится свободное перемещение людей, капиталов, идей и информации. Люди на континентальных просторах пришли в движение, порой входя и поселяясь в местах, не принадлежащие им исторически. Они привносят свою систему ценностей, которая вольно или невольно вступает в конфликт с коренной культурой. Такой кочевой образ жизни – это одна из отличительных черт глобализма. Апологет мондиализма Жак Аттали так и пишет, что «ключевым термином для обозначения культуры потребления и определения стиля жизни» в нынешнем веке будет слово «номад», то есть – кочевник. А кочевнику чуждо понятие культуры – как отличительной особенности людей, ведущих именно оседлый образ жизни.
Возвращаясь к теме солидарности, теме собирания общества, меня, как практика, в первую занимают вопросы: где этот процесс лучше всего начать? На какую часть населения лучше всего опереться? Что положить в основу объединения? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы видим, что создание солидарного общества невозможно, в том числе, и без разработки новых подходов в градостроительстве. Почему именно градостроительство? И причём здесь солидарность общества? На самом деле, наш опыт в строительстве говорит, что между ними существует, хоть и незримая, но очень прочная связь. В чём же она состоит?
Во-первых, Россия – это по сути архипелаг городов. Огромные пространства, суровый климат, малая плотность населения, многолетняя репрессивная политика в отношении деревни и многие другие причины исторически привели к тому, что города вобрали и сконцентрировали в себе большинство ресурсов страны. Причём это ресурсы всех возможных видов: людские, финансовые, культурные, интеллектуальные, нравственные, пассионарные и какие угодно иные.
Во-вторых, процесс урбанизации глобален. Современные города превратились сегодня в некие плавильные котлы. Попадая сюда, в эту агрессивную, кислотные, космополитичную среду человек зачастую не в состоянии противостоять ей. Предоставленная сама себе, эта среда поощряет самые примитивные формы жизни общества. Более того, жители города – «это по сути чужие среди чужих на чужой земле». Что особенно актуально для жителей новых микрорайонов.
Полностью защититься или уклониться от процессов глобализации наша страна не может, да и не должна. Разумно, если бы мы использовали динамику глобализации, не разрушая при этом культурно-историческую среду России. Ведь глобализация как таит в себе колоссальную опасность, о которой было сказано выше, так и предоставляет уникальные возможности. И наша задача ими воспользоваться.
В-третьих, именно в городе возникают, создаются, проходят проверку все новые формы общественной жизни. Это и всевозможные клубы по интересам, родительские сообщества, «третье место», коворкинг, общественные движения и многое другое. Идёт очень активная, насыщенная и напряжённая интеллектуальная жизнь на местном уровне, где небольшие группы людей объединяется по какому-либо признаку. Именно город с его информационной прозрачностью, географической сплочённостью и единообразием жизнеустройства служит катализатором большинства новаторских и творческих идей солидарности.
И, наконец, в-четвертых, города – это узлы, в которых стянуты наиболее важные события в истории страны. Именно, в городах каждый метр земли, пропитан жизнью предыдущих поколений, традицией, материальными следами, преданиями. В качестве примера хочу привести наши подмосковные микрорайоны «Бутово-парк», «Дрожжино», «Боброво», которые со всех сторон окружают Бутовский полигон – место в своём роде уникальное не только для России, но и для всего православного мира. Здесь на небольшом участке земли покоятся останки более 200 новомученников и исповедников российских. Жизнь, мученическая кончина и последующее прославление узников Бутовского полигона разве не может и не должна стать тем стержнем, вокруг которого выстроится общественная, духовная, интеллектуальная жизнь этих микрорайонов? И точно также любой город, любой пригород даёт нам неиссякаемую пищу для возрастания культурной жизни, для объединения людей. Кстати, сейчас мы для всех жителей наших новых районов готовим совместно с областными краеведами своего рода путеводители – введение в историю места будущего проживания.
Итак, приведённые выше доводы (Россия – это страна городов; глобальность процесса урбанизации; города – как катализаторы новых форм общественного жизнеустройства; города – как сосредоточение исторических процессов) на наш взгляд, достаточно обоснованно подтверждают, что создание солидарного общества невозможно без разработки новых подходов в градостроительстве. Оно должно выйти за свои привычные рамки, приобретя черты градоустроительства. Это задача масштабная и долгосрочная.
Мы же, строители-предприниматели, осознавая ответственность за судьбу страны, со своей стороны, по мере наших сил и возможностей уже сейчас предпринимаем ряд шагов в данном направлении, а именно:
Совместно с православным братством «Радонеж» мы ежегодно проводим межрегиональную научно-практическую конференция «Русский человек в современном мегаполисе». Так в рамках предстоящей конференции мы организовали международный архитектурный конкурс «Современный русский стиль в архитектуре».
Также, в каждом нашем микрорайоне мы предусматриваем размещение православного храма и русского культурно-просветительского центра. Мы полагаем, что такая связка: храм – как сосредоточение духовной жизни, и центр – как сосредоточение культурной жизни, помогут сформировать принципиально новый тип общественной жизни в микрорайоне. В результате долгих поисков нами был разработан специальный формат таких культурно-просветительских центров:
Ø Общая площадь здания до 3000 кв.м. ( это в два раза меньше типового д/с).
Ø Земельный участок менее 30 соток.
Ø Многоформатность (многофункциональный концертный зал; коммуникационная зона; спортивное ядро; учебная зона).
Деятельность центров будет охватывать все направления воспитательно-образовательной, досуговой и просветительской работы. В здании каждого центра располагаются не менее 70 секций: художественные и творческие студии, кружки краеведов, ботаников, биологов, туристический клуб, фото и кинокружок, киноклуб, спортивные секции и многое другое. Первые центры расположатся в наших микрорайонах «Бутово» и «Путилково». Также нами разработана большая программа превращения прилегающих к жилью лесных массивов в благоустроенные парки, которые станут своеобразным продолжением на открытом воздухе культурно-просветительских центров.
Уже сейчас работают несколько небольших прототипов таких культурных центров, в которых мы опробируем новые методики и формы работы. Наш первый опыт говорит о нескольких принципиальных форматах, которые должны быть представлены в каждом центре.
Первое – это курсы для детей и взрослых по изучению старо-славянского языка. Ведь язык наших предков – это матрица, которая до сих пор задаёт весь строй наших мыслей, структуру нашей речи, образ нашего мышления. А с другой стороны, это язык богослужения, язык нашего общения с Богом. Ежедневно мы сталкиваемся с надписями на этом языке – на иконах, на фресках, на надгробных камнях и плитах. И можем ли мы говорить о полноценном приобщении к нашей традиции и культуре, если нам остаётся непонятен тот язык, на котором они обращаются к нам из глубины веков?
Второе – наши центры могли бы стать своеобразной дискуссионной площадкой, клубом, объединяющим инициативных людей из интеллектуальных, предпринимательских и творческих кругов, которые ощущают сопричастность судьбе нашей страны и народа. Причем нас вдохновляет не только идея свободного обмена мнениями, но и подвигает многолетний опыт созидательного труда в своей стране, и самое главное – видение того, как можно оттолкнуться от своего прошлого, чтобы проложить надежную дорогу в будущее.
Я надеюсь, что все эти наши инициативы и начинания внесут свой посильный вклад в становление русской цивилизации и в создание солидарного российского общества.
Выступление Александра Ручьева, президента группы компаний «Мортон», на 17-м всемирном русском народном соборе 31.10.13 г.