Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

"Лука": о том, как остаться человеком

5 ноября в Москве в рамках международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» был показан долгожданный фильм «Лука» — о святителе Луке Войно-Ясенецком.

Земский врач Валентин Войно-Ясенецкий был женат на сестре милосердия, с которой познакомился на русско-японской войне. У него росли дети, всего четверо, он трудился, жил в просторной квартире, где, кстати, тоже принимал, а иногда и размещал больных. Однажды, когда Валентин Феликсович сел за написание книги «Очерки гнойной хирургии», его поразила неотвязная мысль. Очень странная в тогдашнем его положении: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

Именно так и случилось…

    

Близкий

Попытки переработать в сценарий биографию незаурядного врача и православного архиепископа, принявшего сан в самые страшные для Русской Церкви годы, предпринимались не раз. Удалось довести дело до конца продюсеру Олегу Стынику и режиссеру Сергею Бржестовскому. Замечательно, что кинопроект, несмотря на границы, объединил в совместной работе российских киношников — в частности, актерскую плеяду во главе с Виталием Безруковым, Екатериной Гусевой, Владимиром Гостюхиным и др. — с украинскими и белорусскими коллегами. Страны, где святитель Лука особенно почитается, как-то объединили свои усилия, что не может не радовать.

    

Отрадно и то, что событие не стало «внутриправославным», сугубо внутрицерковным действом: фильм показали в центре столицы, в большом зале кинотеатра «Художественный» на Арбате.

В таких кинокартинах — о святых, о человеке и Боге — наверное, всегда будет две опасности: или превратить все в слабоузнаваемую, и то лишь по сюжетным линиям, интерпретацию; либо — в неправдоподобный лубочный сказ. Но жизнь святителя Луки так к нам близка — он успел написать автобиографию, а его научными трудами (один из которых получил Сталинскую премию) до сих пор пользуются студенты-медики — что едва ли это возможно.

Хотя начало фильма «Лука» напугало как раз идеальностью картинки: в кадре появился благообразный старец. Показалось, все, провал — дальше сюжет покатится гладко и нежизненно. Но, к счастью, так не случилось.

Неординарность, живость и силу личности главного героя дали понять уже первые строки, вынесенные в заставку фильма — святитель Лука именно так определился в юности с будущей профессией: «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей»…

Страдание

«Страдание – единственное место встречи между добром и злом», — такие слова есть и в фильме. Там вообще много выстраданных мыслей святителя Луки. Главные испытания, постигшие врача и священника в жизни, режиссер уложил в два часа картины, что, безусловно, очень непросто было сделать.

Смерть молодой еще жены (ее играет Екатерина Гусева) от туберкулеза, когда Валентин Феликсович говорит: «Я обнаружил, что имеет значение только теперешний момент, мгновение ока» и «Только смерть может наполнить смыслом все мелочи жизни»…

Революция, попытки расправы без суда и следствия, его протесты против закрытия храма и — принятие священнического сана, когда люди открещивались даже от своих предков-священников…

Арест, пытки, допросы «конвейером», голодовки в тюрьме — в знак протеста…

11 лет ссылок, скитаний, в том числе на Крайний Север, в ужасающие условия. Примечательно, что режиссер ввел и эпизод с крещением младенца в убогой избе, где под ногами путался теленок (согласно воспоминаниям, именно так), а владыка Лука служил в самодельной епитрахили, читая составленные им самим — за неимением требника — молитвы.

Однако очень многое остается за кадром и заставляет любопытствовать: как и когда будущий святитель принял монашество, почему вдруг из отца Валентина стал отцом Лукой? А действительно ли следователь, пытавший его, был сложившим с себя сан священником? Отрекся ли от архиепископа сын святителя Луки? Как сложилась судьба его детей?

Видимо, по причине ограниченности времени прокатной версии кинокартины — создатели признаются, что отснятого материала много больше — не достаточно ясно в фильме прозвучали многие вещи. Например тот факт, что архиепископ был не просто талантливым, а гениальным врачом. Трахеотомию — в фильме он делает ее зэку, используя заточку и другие подручные средства — он «в полевых условиях» делал поперхнувшемуся куском сахара ребенку, введя в его трахею гусиное перо. Он развивал регионарную анестезию — более безопасную для пациента, но требующую необыкновенной точности. Войно-Ясенецкий делает в разы больше операций в год, чем обычный хирург, причем операции любые: и на глаза, и даже на мозг. Когда святитель сам ослеп, за два года до смерти, к нему приводили больных, которым не могли поставить диагноз. И он не ошибался…

Еще один не вполне очевидный по фильму момент: святитель Лука был оратором, и это вкупе с его необыкновенной смелостью позволяло выступать на диспутах с безбожниками в первые годы советской власти. И помогло позже — в противостоянии обновленчеству.

Его архиерейство задето «краешком», но зато очень емко. «Латай, латай. Бедных много» — не разрешал он племяннице шить ему новую рясу, прося без конца чинить старую. В которой, кстати, и к патриарху ездил...

Неверный выбор

Есть момент в его биографии, о котором сам Лука сокрушался и считал его чуть ли не предательством своего призвания, главного призвания.

Гениальный хирург, архиепископ Лука был очень увлечен своей работой и мечтал когда-нибудь создать клинику гнойной хирургии. Однажды, кажется, ему открылась такая перспектива. В 1927 году владыка Лука получил должность консультанта в андижанской больнице и фактически отказался от своих пастырских обязанностей, попросившись на покой, свои священнические одежды, носимые под халатом, сменил на обычную мирскую одежду...

С тех пор многое у него разладилось: пошли ошибки при операциях, чего раньше не было никогда. Переезды с места на место. Понять, что происходит, будущего святителя заставил сон, о котором он подробно рассказал в автобиографии: «Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором… Я с ужасом проснулся…»

После этого Лука никогда не пренебрегал своим служением священника, совмещая его с врачебной практикой.

В фильме этой биографической детали нет (хотя голливудские деятели, наверное, не упустили бы шанса). Но, конечно, разговор о том, чего мы не увидим в «Луке», имеет лишь одну цель: поощрить все-таки прочитать о нем после просмотра.

Святость — не про нас?

Главным достоинством фильма — не могу судить, как эксперт, просто как зритель — мне кажется то, что он в принципе вышел. Был задуман и качественно сделан. «Лука» обещает выйти в прокат весной 2014 года, и очень хотелось бы, чтоб он был замечен и не остался явлением чисто фестивальным.

Для многих, смотревших фильм на фестивале «Лучезарный ангел», очевидно, что это не выдумки. Даже будь эта история выдуманной — она и так поражает. Но это было, и притом все — с одним человеком.

Режиссер не предлагает примерить на себя образ святого, а хотя бы — образ людей, которые оказывались рядом с ним. Или не рядом, а по другую сторону…

Всегда было интересно: а как сложилась судьба тех, кто служил в НКВД, кто пытал, арестовывал, убивал или, во всяком случае, будучи уполномоченными по делам религии, творил явную несправедливость? В финале картины мы видим, что в толпе верующих, на службе, стоит НКВДшник — тот самый, который много лет назад приказал забрать из операционной икону и, развалившись, сидел за столом главврача-архиепископа. Снова хочется обратиться к книгам: правда, а могло так быть, так вот повернуться?…

Еще ближе нам — образ семинариста, которого по сюжету делают доносчиком, запугивают, доводя чуть не до убийства. Это уже 1960-е годы — совсем недалеко, в общем.

И он, семинарист этот, остался верным потом, во всю свою жизнь?

А мы — останемся?.. Кажется, это главный вопрос фильма.

К разговору о том, насколько святость — про нас. Даже если, потупив глаза, сказать, что «нам туда не надо», можно ведь предположить, что святые живут где-то рядом с нами. Может быть, ходят по больничным коридорам. Или служат Литургию…

Валерия Посашко

Источник: Фома.Ru

8 ноября 2013 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Ничего более важного в нашей истории не происходило» «Ничего более важного в нашей истории не происходило»
Интервью о фильме «Крещение» с его создателями
«Ничего более важного в нашей истории не происходило» «Ничего более важного в нашей истории не происходило» - интервью о фильме «Крещение» с его создателями
Елена Гулая
О фильме «Крещение», который получил гран-при XI фестиваля православного кино «Покров», и о том, почему «Интер» снимает православное кино, пресс-центру МФПК «Покров» рассказали руководитель UA Inter Media Group Анна Безлюдная, главный редактор телеканала «ИНТЕР» Антон Никитин, автор сценария Юрий Молчанов, режиссер Алексей Лябах.
«Люди, проснитесь, перестаньте думать только о деньгах!» «Люди, проснитесь, перестаньте думать только о деньгах!» «Люди, проснитесь, перестаньте думать только о деньгах!» «Хочется крикнуть: Люди, проснитесь, перестаньте думать только о деньгах!»
Беседа с кинодокументалистом Еленой Лобачевой-Дворецкой
Ольга Кирьянова
«Мы вам нужны» – фильм о слепоглухих. Это очень интересные, одаренные люди, и очень жаль, что, кроме священников и воспитателей, занимающихся детьми и взрослыми инвалидами, больше никто ими не интересуется.
Молитва кинорежиссера Молитва кинорежиссера
40 дней с кончины А. Германа
Молитва кинорежиссера Молитва кинорежиссера
Диакон Павел Сержантов
В эти дни мне вспоминаются фильмы, снятые режиссером Алексеем Юрьевичем Германом. Перед Великим постом его отпевали. 2 апреля кончается сорокоуст.
Комментарии
Сергий11 ноября 2013, 18:55
Непонятно, почему фильм «Лука» не стал победителем кинофестиваля «Лучезарный ангел»?
Виктория 8 ноября 2013, 15:23
И где же найти этот фильм?
Марина 8 ноября 2013, 15:13
Была на показе этого фильма в Художественном. Фильм не разочаровал — добротный, качественный, сценарий соответствует житию, хорошая игра актеров. Но и не превзошел ожидания. Есть ощущение скомканности, как будто аторы пытались втиснуть в два часа то, что явно требует нескольких серий. Во всяком случае, фильм не производит того катарсиса, который ожидаешь после прочтения книг о святителе Луке, например, Марка Поповского.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Валерия Михайлова

Новые материалы

Выбор читателей

×