Девушка плакала в зале регистрации международного аэропорта. Уже был сдан багаж, уже на руках был посадочный талон, а она плакала. Ничего удивительного. Девушки часто плачут, потому что жизнь непонятна, запутана и несправедлива. Потому что море не переспоришь. Сколько не кричи на него, как Демосфен, оно будет бросать свои безучастные соленые волны на берег и ухать раз за разом о бетонную набережную приморского городка. И часто, когда маленький человек стоит один на один перед непокорной жизненной стихией, слезы, такие же соленые, как морская вода, текут у него из глаз, не спрашивая разрешения.
***
Ее звали Оля, а его Озан. Озан по-турецки – «певец». Где они познакомились? Где и как он вскружил ей голову своими песнями? В социальных сетях, а потом по скайпу. Где ж еще? Жизнь в родном приморском городе такая скучная и однообразная, а турецкий соловей пел такие нежные слова, что смысл их не мог испортить до конца даже переводчик Google. Как сердцу не забиться учащенно! И телевизор, как назло, кормил страну уже не первый месяц турецкими сериалами. Там женщины благородны, а мужчины сильны и трезвы. Там уважают материнское слово и больше смерти боятся позора. Там природа смешала воедино и чаек, и море, и кипарисы, и высокое голубое небо, а история приправила от себя всю эту роскошь храмами, мечетями и крепостями. Это всё недалеко – всего лишь на той стороне моря, которое можно и переплыть, и перелететь, лишь бы была охота. И когда он «пропел»: «Приезжай», разве можно было отказаться?
***
Мать отпустила. А почему нет? Девушке нужно устроить жизнь. С кем ее здесь устроишь? За границей люди культурные, трезвые, работящие. Мелькнула мысль, что и сама она на старости станет «ханум» и будет пить кофе на белой мраморной террасе. «Езжай, дочка. Всюду люди живут».
Озан заказал билеты, и Оля поехала.
***
Когда вернулась домой, сомнений не было: нужно выходить замуж. Семья богатая, все красивые, как в сериале, принимали ее, словно она уже невестка. И дом большой, и чайки кричат, и воздух пахнет лимоном. Озан чуть-чуть говорит по-русски, а Оля за пару дней стала чуть-чуть объясняться по-турецки, как на экзамене, подглядывая в туристический разговорник. Только мама Озана сказала в день отъезда, а Озан перевел, опустив глаза: «Нужно будет ислам принять». После короткой паузы мать добавила: «Принимай ислам, и будешь мне, как дочь».
***
Что такое «принимай ислам»? Это очень просто. Скажи при свидетелях шахаду – и всё. Роксолана, та вот была дочкой священника – и то ислам приняла, а Оля всего лишь дочь рыбака и буфетчицы, никогда не ходившая в церковь, разве что крещенная в детстве. Мать мысли Олины подтвердила. «Чего плохого в исламе? Люди хорошие, Богу молятся. А Христу ты ничего плохого не делаешь. Какой тут грех?» После разговора с матерью последние сомнения испарились. Каждый день Оля с Озаном просиживали в скайпе, обсуждая будущую счастливую жизнь. И она уже учила язык, а он, по-восточному нетерпеливый, требовал, чтоб она приезжала скорее. Вся семья ждет, свадьбу уже готовят. Наконец билет в одну сторону был куплен.
***
Билет в одну сторону. «One way ticket». Была в 1970-х такая песня в стиле диско, текст которой в Союзе переиначили. «Мне за Синей птицей. Еду за тобой», – пел какой-то ВИА. Но Оля родилась позже, и если танцевала, то под другие ритмы.
«Билет в одну сторону…» «Мне за Синей птицей…»
При прощанье слез не было. Мать радовалась за дочь, дочь дрожала от предчувствия невиданных перемен, от ожидания счастья, от женского страха, от чего-то еще, но глаза у обоих были сухи. Слезы появились потом, в аэропорту. Они пришли внезапно, ни с того ни с сего. Вдруг закипело в груди, горячая волна поднялась к горлу и выплеснулась из глаз неудержимым потоком. Были ли это те слезы, которые столетиями лили девицы перед первой ночью с мужем, когда им при сальной свече расплетали косы? Были ли это слезы прощания с родной землей? Да кто ж его знает?! В женских глазах воды много. Женские глаза часто на мокром месте, а объяснить, что да как, слов не хватает. Металлический голос совершенно нечленораздельно, по-русски и по-английски, но равно непонятно, имитировал объявления о посадках на борт и окончании регистрации. А девушка, которую на той стороне моря ждал черноглазый жених, сидела на жестком стуле и выла, как дура, не понимая причины слез.
***
– Вы чего так горько плачете?
Рядом с Олей сел мужчина лет пятидесяти, весь седой и красивый, как голливудский драматический актер.
– Замуж выхожу, – с удивлением для себя самой сквозь слезы ляпнула она.
– Так что ж вы плачете? Радоваться надо.
– Я ислам принимать буду, – опять сказала девушка, удивляясь звукам своего голоса и еще больше – содержанию слов. Можно сказать, что сердце ее до сих пор ни секунды не страдало от будущей перемены веры. Так только – посомневалось чуть-чуть. Да и перемены никакой не было, потому что верующей ее никто бы не назвал. Она скорее принимала впервые чужую веру, нежели меняла свою на другую. Но вот язык заговорил неожиданные слова, и слова эти оказались правильным ответом – свидетельствовали о том вдруг прекратившиеся слезы. Словно от себя самой нежданно услышав ответ о причине горького плача, она вдруг поняла, что случилось, и в последний раз вытерла вдруг высохшие глаза.
– Ислам принимать? – мужчина посмотрел на нее внимательно. – Это нехорошо.
– Я сама знаю, – ответила опухшая от слез девушка и опять удивилась сказанному. Потому что ничего такого она еще минуту назад не знала.
– Я вот вам иконку дам.
Мужчина полез во внутренний карман пиджака.
– Божией Матери. Вы помолитесь ей. Она все управит.
Иконка была маленькая, ламинированная и называлась «Взыскание погибших». Как молиться, Оля толком не знала. Она просто стала смотреть на образок, и опять слезы, только не потоками, а двумя скупыми каплями, вытекли из ее глаз.
***
Мужчина ушел на посадку. Он ушел внезапно и не назвавшись, как и пришел. И Оля тоже через минуту встала с жесткого стула. Но не на посадку, а к выходу повели ее ноги. Как язык ее только что несколько раз кряду произнес правду, не сверяясь с головой, так и ноги понесли ее сами не в сторону дверей, за которыми начиналась взлетная полоса, а в сторону дверей с надписью «В город» и стрелочками, указывающими на остановку рейсовых автобусов.
***
«Русский человек любит подойти к краю и отшатнуться. Ему это надо – хлебом не корми. Русский человек не побежит от пропасти, но подойдет и глянет в нее. А потом, когда голова закружится и ужас охватит, бросится назад и всё поймет сразу, без слов. Вот так: не подойдет к краю – и всю жизнь ребенком проживет. А подойдет – и повзрослеет, упущенные годы в секунду догонит. Только опасно это. Ведь не все отшатываются. Многие падают».
***
Стюардесса, пухлогубая и розовощекая, свеженькая и милая, как сама весна, махала ручками в проходе и показывала – куда бежать в случае аварии. Глядя на нее, казалось, что в случае аварии все будут так же весело и легко бегать по проходам, как она сейчас машет ручками. Мужчина застегнул ремень безопасности и улыбнулся, глядя на стюардессу.
«Подойдет к краю и отшатнется. И всё же опасно. Многие падают».
«Боинг» стал выруливать на взлет. По ту сторону аэровокзала очередной автобус отошел от остановки. Белая, как снег, голова пассажира прислонилась к стеклу иллюминатора.
С русских кресты снимают только с головою"
группа "Соль Земли", песня "Фратрия"
http://www.youtube.com/watch?v=XYimubUM9Fw
Снова и снова его истории пробирают до мурашек и слезы наворачиваются на глаза, когда читаешь их. Слава Богу за все!!!
Православие сделало нас особенными. Русских до революции все нации любили и уважали за широкую душу и человечность. Как только отреклись от веры - и любить перестали... Дай Господи возрождения веры православной, без нее ничего хорошего у нас не будет.
Спасибо всем за интересные комментарии.
https://www.youtube.com/watch?v=cAN3S3vf8IU
Kakie byli HRISTIANKI!, pod ugrozoj smerti naotrez otkasywalis wyhodit zamuzh sa muslymov, "kak ja budu zhit s tem kto hulit na moego GOSPODA IISUSA HRISTA", bezhali is garemov hotja prekrasno snali 4to esli ih pojmajut ih ubjut, a teper 4to??? Eto dazhe ne pozor poehat na juzhnyj kurort k kakomu to Ozanu, mazanu, mahmedu...
"Девушке нужно устроить жизнь" ??? s mahmedom??? russkoj? hristianke? Wy by rasreschili takoe SWOEJ do4eri? S krokodilemi slezami "esli by ja snala kakoj on...", a tebe ne goworili?
Повключайте себе на денек евротелевидение, посмотрите в новостях, как правительственные мужи женятся (или замуж выходят?) на себе подобных, как детей из семей выдергивают как редиску из грядки, как социальные ведомства ведут слежку за тебе подобными... Но после одиннадцати выключите этот ящик, чтобы дети не видели приглащений к тесному общению от особ всех возрастов и полов... А повседневная жизнь не легче, чем там,у нас дома, а намного! тяжелее и скуднее. Поверте мне.
Вы зря думаете, что турецкие мужья не изменяют своим женам. Изменяют и еще как. Почитайте откровения наших соотечественниц, живущих в Турции. Это только здесь кажется, что заграницей все хорошо, а приезжаешь - и там проблемы.
увлеченная южными курортами тоже имела своих "Озанов", которые звали в жаркие страны на теплые моря. Даже билет хотела купить, хотела все бросить и уехать...
... те люди в ту пору мне не были чужды. я разделяла их жизнь, их веру, мне не было страшно, я была в страсти и меня это захватывало, я была "страстно" влюблена...
но Слава Богу! он меня остановил!!!
в мою жизнь пришли скорби!
Господь взыскивал мою погибающую душу, я крестилась, воцерковилась, сейчас служу Господу Богу в храме.
Несколько лет не выезжала за границу специально. Нет там ничего хорошего СЕСТРЫ!
у нас ХРИСТОС, у нас ЦЕРКОВЬ, у нас лучшие мужчины!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!!!!!!!
спасибо о.Андрею за статью.
не очень то "Прекрасно" висеть на кресте...
Ученик не выше своего Учителя...
Если вы внимательно прочтете жития святых вы не увидите там ничего "прекрасного". Там страдания и кровь, предания на смерть и лишения. И в этом было Прекрасное.
И рассчитывать, что за твой выбор -Господа нашего Иисуса Христа, вместо ислама, немедленно последует праздник жизни и принцы на конях в очереди стоящие, не стоит.
Награда наша на небесах есть.
Один из совершенных путей ко Господу, является окончательное принятие возможности факта твоих собственных крестных страданий. Принятие того, что этим путем шел твой Господь и Праздника и Принцев и Награды земной-не будет. Это-мужество.
Мало кто может это вместить, но могущий вместить-вместит.
П. С. Про побег из России,имелось ввиду не предательство родины. У христианина-нет земной родины, настоящая родина на небесах. Никого огорчить не хотела.Но меня огорчает разрушение россиян и России, это просто боль.
Верить надо и жить жизнью церковной тогда не возникнут вопросы кудато сбежать. Кто не любит свою Родину, не будет и Царствие любить. Кому нужны не верные люди. Кому быть верным? Своему нроду своей стране ближнему своей семье.
Упокой, Боже, погибших в Казани
Интересно продолжение Феодоры. Мне представляется другое. Вначале разговор с мамой. Возможно, это будут двоякие чувства со стороны мамы: радость, что дочь вернулась, и непонимание её отказа от любви. Потом девушка может долго глядеть на образ Богородицы, Которая помогла ей. Она придёт в храм, и с этого начнётся новая прекрасная жизнь...
Беда - портят наших детей, с детства прививают страшнейший эгоцентризм - только свои интересы, "ты этого достоин", "бери от жизни все". Прививают мысль, что такая марка машины, такой именно отдых, вообще определенный стиль жизни - это и есть хорошо, к этому надо стремиться. А часто за все это надо заплатить ожесточением души, потерей совести, милосердия, веры...
Бедные обманутые наши дети...
Но верится, что отшатнувшись, уже поумнеешь, повзрослеешь, поймешь, что без Бога ты - никто.
Феодора, надеюсь Вы уже сбежали из России или еще мучаетесь здесь и проклинаете Россию? В Турцию, Феодора, в Турцию, там хорошо, там янычары с турками и минареты и нет ненавистной Вам Святой Православной земли русской, за которую мои прадеды кровь свою проливали и грехом считали на эту землю плюнуть.
Конец правда размыт. Все-таки верится, что не улетела она.
А еще бы вам написать о том, как очередь проходит в США в аэропортах. Это шок просто. Особенно для тех, кто читал пророчества и Апокалипсис. Такое ощущение, как будто скот стоит в очереди:
1. Осмотр вещей много раз.
2. Снять обувь.
3. Пройти рамку
Очередь в 4-5 линий!!! И духота страшная. Дети ревут. Сотовые орут. Офицеры с фашистским криком: Вы сюда! Вы туда! Вы что не поняли?! Бутылки туда! Еду сюда!
Ощущение такое, что ведут на убой.
Так наверное, убивали в Освенциме : Вещи в одну сторону! Обувь в другую! Волосы в третью!
Мир катится в пропасть. Особенно те, кто идет по его законам.
Спаси нас Господи от всего этого.
А философский смысл вопроса «как быть и что делать», осталось за кадром. Как всегда.
Интересно как сложились далее обстоятельства. Наверняка она вышла замуж за Васю сантехника или Петю офис-менеджера, который изредка пьет и все дни проводит на работе, сама устроилась работать в офис, сидит там с скучным лицом, мечтая вернуться домой к детям, родила двоих детей, и пытается бороться с российской серой действительностью псевдо радостными идеями счастья. Потом Вася/Петя случайно ей изменит по неопытности (искушения) и у нее будет два счастливых выбора- тащить одной детей, либо смирить гордость.
А в принципе неважно как кончиться, ясно, что- так как то примерно и будет в итоге.
Великое счастье когда ты обычной серой жизни человек видит красоту и радость, но радость сейчас оскудела.
Принимать ислам плохое дело, измена это Господу, но из России сбежать было бы нелишним.
Храни Господи талант отца Андрея!
Я тоже в своей жизни поступал именно так. Стремясь постичь неизведанное, откладывал дело или решение, в зависимости от масштаба события, до самой последней секунды, минуты, часа, дня,... "до самого края". Но всегда чувствовал, что какая-то невидимая сила, добрая, внимательная и заботливая, постоянно присутствует за моей спиной. И готова в секунды смертельной опасности, отключив моё сознание, на крыльях перенести меня в безопасное место, или подтолкнуть к действию, решению, словам, ... Я говорил об этом чувстве защиты вслух, и часто злоупотреблял этой Помощью. Слава Тебе Господи за твоих терпеливых Святых Ангелов-Хранителей, за их опеку о наших Богоподобных безсмертных душах. Прости меня многогрешного мой Ангел-Хранитель за огорчения, которые я тебе доставлял и доставляю своими не праведными и греховными мыслями, словами, поступками и делами. Я постараюсь исправиться...