Электричка из Харькова до платформы «Спасов скит» идет чуть более часа, через Мерефу, в направлении на Лозовую. Мы подъезжаем к месту, где 125 лет назад произошло крушение императорского поезда. То было воистину чудесное событие, «чудо Божие, которое явилось на Помазаннике Божием»,— спасение августейшего семейства, ведь тогда погибло немало людей. В пути мы беседуем о самом, наверное, любимом русском Государе, Александре III Александровиче. Мои незнакомые попутчики помнят его неувядающие высказывания: «У России есть только два союзника — армия и флот» или «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать».
Название «Спасов скит» возвращено платформе в 2003 г., когда была освящена восстановленная часовня Нерукотворного Спаса — у самого железнодорожного полотна, на склоне насыпи, «в 49 верстах от Харькова», прямо на месте, где в 1888 г., в день памяти преподобномученика Андрея Критского, то есть 17 октября по ст. ст., в 14 часов 14 минут сошел с рельсов поезд, в котором российский Император Александр III с семейством ехал из Крыма в Санкт-Петербург. Неподалеку — станция и поселок Борки, по имени коего и названо это историческое и духовное событие: крушение Царского поезда в Борках.
Находившийся в вагоне-столовой Государь тогда почти не пострадал, как и члены его семьи.
Этот поступок неизменно восхищает: человек недюжинной физической силы, незаурядной силы духа, Император удерживал на плечах потолок сошедшего с рельс вагона, пока его не покинула семья и оказавшаяся в тот момент в столовой прислуга.
Еще раз вспомним, что в вагоне из царских детей в момент крушения находилась лишь Великая княжна Ольга Александровна (впоследствии известная художница), выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний Великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков охраной, при помощи самого Государя.
В память о том событии и был тогда основан Спасов скит, приписанный к находящемуся не столь далеко Свято-Успенскому Святогорскому монастырю (в новейшее время, с 2004 г., Лавра), что на реке Донец.
30 октября с. г. мы прибыли в Спасов скит на освящение нового памятника Государю Александру III, коего благочестивый народ назвал Миротворцем. В православной России хорошо помнили девять евангельских заповедей о блаженствах (Мф. 5, 3-11). «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», — гласит седьмая. Следует помнить, что в ранних славянских текстах вместо слова «миротворцы» стояло «смиряющиеся», и это определение тоже вполне характеризует личность Императора.
На молебен и торжества стеклось около четырехсот православных — как жителей окрестностей, так и более дальних, прибывших на автобусах, автомобилях, по железной дороге.
В замечательный солнечный день, сверкавший синевой небес и золотом последних листьев, мы прошли от враз опустевшей электрички по склону к низинке, в которой на краю поселка Первомайский (по-украински, Першотравневый) был размещен на гранитном постаменте памятник Государю, поначалу сокрытый белым шелком. Думалось о провиденциальности державной привязки, образовавшейся у Дома Романовых с этим конкретным местом, с Харьковщиной в целом, — в связи со страшной аварией (рассматривалась и версия с покушением) и чудесным спасением. В чем здесь послание и поручение для жителей Слобожанщины, для тутошних мест, приобщенных также к чудесному обретению святителем Иоасафом Белгородским здесь, в г. Изюме, на Песках, одной из Слобожанских святынь, иконы Богородицы «Песчанской», — «во времена нашествия иноверных нашей Свободительницы»?
* * *
Столетие с четвертью назад в этот день была совсем другая, если не сказать ужасная погода: лил дождь, и в кромешной слякоти Государь, как указывают историки, сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Императрица, с поврежденной выше локтя рукой, обходила с медицинским персоналом пострадавших, оказывала помощь, всячески стараясь облегчить раненым страдания. Уже в сумерках, когда все убитые были опознаны и пристойно убраны, а раненые получили первую медицинскую помощь и отправлены на санитарном поезде в Харьков, Царская семья отправилась в путь.
Через месяц после катастрофы Император вспоминал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства, от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и доныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
Достаточно быстро у места крушения началось возведение храмового комплекса.
21 мая 1891 г. в присутствии Императрицы Марии Федоровны и Великой Княжны Ксении Александровны состоялась торжественная закладка храма во имя Христа Спасителя. Уверяют, что этот храм по величине, значению и благолепию уступал лишь храму Христа Спасителя в Москве.
Проект был составлен архитектором Р.Р. Марфельдом, а все художественные работы выполнил известный профессор живописи В.Е. Маковский (создавший за два года, до 1894 г., 50 живописных образов, из них для иконостаса 38). Кроме того, Маковский написал четыре образа святых для пещерной часовни, эскизы для некоторых мозаик. Увы, до нас дошли лишь черно-белые репродукции этих изображений.
У подножия насыпи был поставлен деревянный крест с изображением Нерукотворного Спаса — как раз в том месте, куда вышла из-под обломков вагона-столовой Императорская семья; здесь была воздвигнута пещерная часовня, врезанная в железнодорожную насыпь. В проходе между часовней и башней были установлены четыре черные мраморные доски с указанием имен погибших в катастрофе. На том месте, где Императрица с детьми ухаживала за больными, администрацией Курско-Харьково-Азовской железной дороги был разбит сквер — между храмом и часовней.
Сейчас неподалеку от часовни, ближе к новозаложенному храму, мы видим беседку с деревянным Распятием, также поставленным в 2003 г. (Помним, что во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня сильно повреждена.)
Затруднительно бывает читать любые списки, но тут — что ни имя, то веха. Читаешь, и уже знаешь эти судьбы, нередко трагические, мученические. В торжестве освящения храма и часовни Спаса Нерукотворного, состоявшемся 14 июня 1894 г., приняли участие Государь Император Александр III, его супруга Мария Федоровна, Великий Князь Сергей Александрович, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, Великий Князь Михаил Александрович, Великий Князь Александр Михайлович, Великая Княжна Ксения Александровна, а также министр внутренних дел Российской Империи И. Н. Дурново, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев и Харьковский губернатор А. И. Петров. Освящение часовни было совершено епископом Сумским Преосвященным Иоанном (Кратировым), а храм Христа Спасителя при изрядном стечении народа освятил архиепископ Харьковский и Ахтырский Высокопреосвященный Амвросий (Ключарев).
Для увековечивания памяти чудесного спасения Царской семьи тогда по всей стране начались строительства часовен, храмов, открывались благотворительные заведения. В случившемся подданные резонно увидели Божий Покров, пребывающий над семьей Государя.
Тогда же на станции Борки был открыт инвалидный дом для железнодорожных служащих, названный именем Государя Императора. Перед входом 17 октября 1913 г. был открыт памятник Государю Императору Александру III — в виде бюста Императора в сюртуке и фуражке, на постаменте из розового гранита. Деньги на монумент пожертвовали служащие железной дороги.
Отмечалось, что после чудесного спасения Императорской семьи был засвидетельствован подъем патриотизма и любви к монарху.
По всей Империи служились благодарственные молебны. В Харькове был предпринят ряд памятных мероприятий, отлит серебряный колокол для Благовещенской церкви (ныне кафедральный собор города). Воистину своеобразным приношением Государю Императору Александру III стало строительство с 1890 г. по 1892 г. Коммерческого училища. Это был первый харьковский проект молодого архитектора А.Н. Бекетова (сегодня тут размещается Национальная Юридическая Академия им. Ярослава Мудрого).
Считают, что Харьков обязан Государю Александру Александровичу «повышением статуса духовной столицы Слобожанщины путем возведения выдающихся шедевров градостроительства, храмового зодчества и возвышенной архитектуры и резким и быстрым промышленным и торговым строительством. Вследствие необычайно высокого положения Харькова как центра железнодорожного сообщения в огромной Российской Империи, город приобрел статус крупного промышленного и торгового центра».
Судьба насельников этой обители была трагична. Отряд матроса-большевика П. Дыбенко (злодей — родом из черниговских крестьян) после издевательств и пыток расстрелял в Спасовом скиту монахов, включая настоятеля, 75-летнего отца архимандрита Родиона, шестерых настоятелей ближайших храмов, а также офицеров, укрывшихся в монастыре. Известна дата злодеяния — 29 декабря 1918 г.
* * *
В судьбе нового монумента Александру III в Спасом скиту приняли участие Российский фонд «Возрождение культурного наследия» (глава А. Панин), в рамках собственной программы «Романовские святыни», осуществляемой особенно активно в нынешнем году 400-летия Дома Романовых, а также харьковская общественная организация «Русь Триединая» (руководитель С. Моисеев) и настоятель храма Нерукотворного Образа Спасителя с. Первомайское иерей Леонид Побигайленко.
Появление памятника было бы невозможно (и участие отражено на боковых плитах пьедестала) без Президента России В. Путина, руководителя РЖД и Фонда Андрея Первозванного В. Якунина и, разумеется, без благословения архиепископа Изюмского и Купянского Высокопреосвященного Елисея.
Следует понимать сложность общественно-политической атмосферы на Украине, когда на Харьковщине с недавних времен существует две епархии. Причем епархия Харьковская и Богодуховская, возглавляемая архиепископом Онуфрием (Легким) теперь ведет «свою» линию, а паства, видящая себя в неразрывном единстве с Россией, сердцем тянется под окормление архиепископа Елисея (Иванова).
Надо учитывать и немалое политическое давление и противодействие осуществленной акции в условиях украинского «евровыбора» (православные называют это «евросодомом»).
Когда под пресловутым «евроинтеграционным» письмом священствующих лиц разных конфессий, включая раскольников и самосвятов, стоит подпись Предстоятеля УПЦ Владимира (Сабодана), а 17 епископов УПЦ МП свои подписи поставить отказались.
Невозможно игнорировать и общественный контекст события. Например, харьковская газета «Слобiдський край» опубликовала на своем сайте неплохую фотоподборку о событии, дав при этом саркастический заголовок «Путинский памятник Александру III». Читателю намекают, что не только это издание не имеет никакого отношения к «имперской России», но также его не имеет никто, кроме В. Путина. Это манипулирование и ложь. Поскольку народ думает совсем иначе, чем редактора ангажированных изданий и группы антирусски настроенных персон.
Мы скажем благодарственные слова в адрес изготовителей памятника — мастерской Михаила Сердюкова из г. Кропоткина Краснодарского края. Прежде чем попасть в Харьков, переехать через нынешнюю межгосударственную границу, бюст побывал в Николо-Берлюковском монастыре под Москвой. Автор памятника (бюст на постаменте достигает высоты 2,6 м, его вес 1,8 т) — заслуженный художник РФ Александр Аполлонов, скульптор, известный на Кубани такими своими работами, как памятники Императрице Екатерине II и «Морская слава России», бюст Георгия Жукова, мемориалы кубанским казакам.
Взяла на себя ответственность за установку монумента глава администрации Боркского сельсовета Харьковской обл. Татьяна Давиденко. Без широкого оповещения, чтобы не вызывать преждевременного противодействия, памятник 7 октября был доставлен на место установки, где все работы помогли осуществить представители харьковских фондов «Спаси и сохрани» (руководитель В. Картавых) и «Честь и достоинство» (руководитель И. Масалов).
Молебен и церемонию освящения памятника возглавил сам архиепископ Елисей, в сослужении с духовенством Змиевского благочиния. Присутствовали на торжествах также Генеральный консул РФ в Харькове С. Семенов, консул-советник генконсульства В. Мокин, предводитель Харьковского губернского дворянского собрания В. Чернай, начальник управления МВД Украины на ЮЖД генерал-майор А. Мельниченко, представители общественных организаций, деятели культуры, журналисты.
Освятив здесь также фундамент строящегося храма в честь святых Царственных Страстотерпцев, владыка Елисей в прочувствованном и взвешенном пастырском слове подчеркнул: «В царствование Александра III Россия достигла вершины своего могущества.
От Царя, безусловно, требовались титанические усилия, чтобы твердой рукой вести Россию по намеченному курсу.
Как изо всех сил удерживал он рухнувшую крышу вагона, спасая всех, так же, надрываясь, удерживал он Россию от бездны национальной катастрофы, руководствуясь в своем служении Христовыми заповедями и всемерно уповая на помощь Божию».
В своем выступлении А. Панин отметил, что это первый такой памятник на территории Украины ивручил владыке Елисею, С. Семенову, С. Моисееву и Р. Васину Императорские медали «Юбилей Всенародного подвига. 1613—2013», учрежденные Главой Российского Императорского Дома Романовых Е. И. В. Великой Княгиней Марией Владимировной.
По окончании торжеств, исполнив совместно гимн Российской империи «Боже, Царя храни», православные отправились на трапезу. Всех неподалеку угощали спасатели — кулешом из полевой кухни.
Восстановление царского монумента в Спасовом скиту следует, разумеется, понимать не только как дань памяти, но и как один из связующих державных моментов, способствующих воссоединению временно расчлененного русского народа. Внятно выразился у нового памятника С. Моисеев, на груди которого по праву светилась Императорская медаль: «Прошлый фундамент монархической государственности столетиями был основой стабильного развития Отечества.
Наша история лишь на внешнем плане противоречива и фрагментарна, в глубинной сути она непрерывна и едина. Каждая эпоха несла в себе набор отрицательных и положительных черт, наша задача — обобщить положительный опыт прошлого и призвать его в помощь строительству будущего.
Принцип сильной, ответственной власти являлся одной из важнейших скреп тысячелетней русской истории».
Над нами высился бронзовый Государь Александр III в державной короне, и вспоминалось, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, на руках коего Государь почил в Ливадийском дворце близ Ялты, пророчески наставлял нас всех: «…Я предвижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу; и будет по завету св. князя Владимира — как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня!»
В руках мы держали иконки Богородицы «Песчанской», подаренные владыкой Елисеем.
Фото С. Минакова и С. Кочетова
Специально для Столетия
“И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?”
Или вы считаете, что все дети из низших сословий были поголовно дилетанты и лодыри?
Представьте себя в то время и на их месте.
А циркуляр "О кухаркиных детях" очень правильный. Сейчас нашей стране нужен подобный, но к сожалению у нас нет Монарха. Поэтому в университетах учатся на 80% бездарности, которым необходимо было только начальное среднее образование и среднее профессиональное и работать, работать, работать... А они, не учась, получают дипломы и не являются специалистами, а являются банальными дилетантами и лодырями и ещё с претензией на майбах. Говорю как инженер и преподаватель, работаю в университете уже более 10 лет. Действительно у России огромные шансы погибнуть от дилетантизма.
Были ли сделаны какие-то выводы хоть на этот раз? А почитайте-ка у Шолохова в "Тихом Доне" какой гадостью кормили казаков в окопах в Первую Мировую - догадаетесь о сделанных выводах.
Ну а раз так - то, стало быть, нечего и жаловаться на судьбу-злодейку за 1917-й год, верно?
То же самое у нас и сейчас, только вместо благочестивого царя - шпана во главе с "дважды несудимым" президентом. Плюс телевидение и прочие СМИ гнут свою поганую линию - вот и ломятся безумцы в евросодом, как стадо баранов на убой. Их на самом деле не так уж много: когда в Донецк привозили десницу Георгия Победоносца с Афона - тысячи людей по несколько часов стояли в длинной очереди, чтобы приложиться к ней (я сам почти четыре часа простоял на морозе), а вот митинг за евросодом собрал в Донецке всего лишь около двухсот человек. Но шапкозакидательскими настроениями образца 1905-го года успокаивать себя не стоит: в 2004-м эти немногие успешно провернули "помаранчевую революцию".
Но из Библии мы знаем, что господь ни одного чуда не совершил просто так - чудо ради чуда. В каждом чуде был смысл и польза, простирающаяся намного дальше непосредственно самого исцеления или насыщения или оживления...
В чем же может быть смысл этого крушения и чудесного спасения?
Давайте пороемся в причинах крушения - возьмем документ "Крушение царского поезда. Его причины и последствия." на страничке "Харьков экскурсионный" (http://excurskharkov.narod.ru/3/05.htm)
Читаем:
"... По некоторым свидетельствам, после крушения поезда в столовой раздались голоса: «Какой ужас! Покушение! Взрыв!», на что император в сердцах прореагировал резко и неожиданно: «Красть надо меньше!»..."
Тема казнокрадства, откатов, разгильдяйства, подхалимства и наплевательства, халатности и бездарности хорошо раскрыта в этом документе.
Я думаю, что это крушение - это был такой намек свыше нашему Государю: смотри, что будет со страной, если ты не прекратишь весь этот бардак. И в его силах было положить конец тому бардаку, а иначе - зачем бы все это?