Митрополит Иларион: «Православные и католики – не соперники, а союзники»

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента французской газеты «Фигаро».

- Какие ожидания связывает Русская Православная Церковь с визитом В.В. Путина в Ватикан 25 ноября 2013 года? В какой степени Президент Путин может содействовать сближению двух Церквей? Каково Ваше мнение о письме в поддержку мирного разрешения ситуации в Сирии, отправленном Папой Римским Франциском В.В. Путину во время саммита «Большой двадцатки»?

- Визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в Ватикан будет проходить в рамках развития дипломатических отношений между двумя государствами – Россией и Ватиканом (Святым Престолом).

В контексте сложной международной ситуации мы надеемся, что данный визит и встреча на высшем уровне будут, в первую очередь, содействовать поиску путей мирного разрешения продолжающегося военного конфликта в Сирии. Война в этой стране уже унесла жизни сотен тысяч мирных граждан, она угрожает христианскому присутствию как в самой Сирии, так и на всем Ближнем Востоке.

Напомню, что до войны примерно десять процентов всего сирийского населения составляли христиане различных исповеданий. Однако в последнее время их число стремительно сокращается, поскольку они или становятся жертвами исламских экстремистов, воюющих против правительства, или бегут из страны, не чувствуя себя в безопасности. Боюсь, если развитие событий продолжится в том же направлении, то в Сирии повторится ситуация, сложившаяся в Ираке, где после войны 2003 года из полутора миллионов христиан осталось, по разным подсчетам от 150 до 250 тысяч.

К сожалению, нестабильная политическая ситуация и рост экстремизма на Ближнем Востоке самым негативным образом отражаются на положении христиан во всем регионе. Страх и неуверенность в завтрашнем дне охватывают христианское население даже такой казалось бы благополучной для христиан страны, как Ливан. Я недавно посещал эту страну и встречался как с главами различных Церквей, так и с христианскими политиками. Они делились со мной своими опасениями и тревогами, говоря, что Запад оставил без помощи ближневосточных христиан, которые теперь не видят защиты ни в ком, кроме России и Русской Церкви.

Позиция Российской Федерации и Московского Патриархата по ситуации на Ближнем Востоке в полной мере разделяется Святым Престолом, также выступающим за исключительно мирное разрешение конфликта в Сирии. Мы с воодушевлением восприняли заявления Папы Римского Франциска, выступившего против военного удара по Сирии и призвавшего к поиску дипломатических путей для урегулирования конфликта. Большое значение, на мой взгляд, имело и письмо Папы Франциска от 5 сентября, адресованное Президенту В.В. Путину как председательствующему на встрече лидеров «Большой двадцатки» и через него обращенное ко всем участникам саммита. Думаю, оно, наряду с твердой позицией Российского государства и соответствующими действиями Московского Патриархата, способствовало тому, что среди западных политиков возобладал здравый смысл и удар по Сирии не был нанесен.

12 ноября в Ватикане я встречался с Папой Франциском. В беседе с понтификом я поделился впечатлениями от поездки в Ливан и подчеркнул необходимость консолидированных действий христианских Церквей в деле защиты христиан в Сирии. В этой связи я возлагаю большие надежды на предстоящие переговоры между Президентом России и Папой Римским, которые, полагаю, будут иметь значительный международный резонанс и приведут к реальным мерам в поддержку христианского населения Ближнего Востока.

- Можно ли сказать, что атмосфера, сложившаяся после избрания нового Папы Римского, скорее, благоприятна для возможной встречи на высшем уровне между главами двух Церквей? В чем это выражается?

- Нашей Церкви близка позиция Папы Франциска по целому ряду вопросов. Еще до своего избрания Папой кардинал Хорхе Марио Бергольо засвидетельствовал глубокую симпатию к Русской Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В рамках интронизационных торжеств нового Папы я имел возможность лично обсудить с ним актуальное состояние отношений Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Папа Франциск подтвердил свое намерение содействовать достижению взаимопонимания между двумя Церквами. Вторая наша встреча в ноябре также показала, что по многим проблемам современности у нас одинаковые взгляды.

В частности, стремление Папы приблизить Церковь к бедным и обездоленным, его желание реформировать управление Римско-Католической Церкви в направлении большей коллегиальности, его призыв к мировой общественности обратить внимание на положение страждущих и преследуемых христиан Ближнего Востока и других регионов мира вызывают поддержку в Русской Церкви.

Все это, несомненно, делает возможность встречи между Папой и Патриархом все более реальной. Однако чтобы данная встреча не стала лишь протокольным событием, необходимо хорошо подготовить ее с содержательной стороны.

Что же касается места такой встречи, ее времени и различных деталей протокола, то пока такого обсуждения на двустороннем уровне не было.

- Каково на сегодняшний день основное препятствие для организации подобной встречи?

- Основным препятствием остается неурегулированный конфликт между православными и греко-католиками на Украине. В процессе возрождения в конце 1980-х годов структур Украинской Греко-Католической Церкви в Западной Украине у Московского Патриархата были отняты практически все храмы. И до сих пор Украинская Православная Церковь встречается со сложностями при строительстве храмов в западных областях Украины. В то же время ширится миссия УГКЦ на традиционно православных землях Восточной и Южной Украины, что не может не вызывать беспокойства со стороны православных.

- Какими могли бы быть точки соприкосновения для сближения двух Церквей? Возможно, судьба христиан на Ближнем Востоке? Вы разделяете беспокойство Рима по этому поводу?

- Судьба христиан в ближневосточном регионе − сейчас, наверное, самая важная тема для православно-католического взаимодействия. Как и Римско-Католическая Церковь, Русская Православная Церковь неоднократно выражала беспокойство в связи с судьбой христиан на Ближнем Востоке и в других странах, где они подвергаются преследованиям. В мае 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ, в котором наша Церковь не только осудила гонения на верующих во Христа, но и призвала мировую общественность обратить пристальное внимание на эту проблему и сообща выработать меры по борьбе с дискриминацией христиан. В сентябре 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Президенту США Б. Обаме послание, в котором призвал прислушаться к позиции христианских Церквей и воздержаться от военного удара по Сирии. Это лишь несколько примеров, свидетельствующих об общей озабоченности наших Церквей положением христиан в ближневосточном регионе.

Однако это не единственное возможное направление межцерковного взаимодействия. В последнее время становится все более очевидной необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания христианских ценностей в современном секулярном обществе. Позиции наших Церквей совпадают по многим проблемам, которые мир сегодня ставит перед христианством. Среди них − размывание семейных ценностей, подрыв в обществе норм традиционной семейной этики. Наши Церкви вместе выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, несовместимых с нравственным принципом уважения к человеческой личности, приравнивания сожительства людей одного пола к брачному союзу и многих других «достижений» современной либеральной цивилизации, поставившей под угрозу выживание европейских народов.

Ведь именно это размывание основ семейной этики, наносящее прямой и серьезный удар всей системе человеческих взаимоотношений, стало главной причиной тяжелейшего демографического кризиса, охватившего многие страны Европы. Когда во Франции слезоточивым газом разгоняют многотысячные демонстрации противников усыновления детей однополыми парами, это яркое проявление игнорирования властями страны воли значительного числа людей. На мой взгляд, целенаправленная политика по подрыву семьи для стран Европы является самоубийственной, ибо она ведет коренное население Европы к постепенному исчезновению.

Все более актуальной становится проблема ущемления прав христиан из-за их религиозной принадлежности. К сожалению, проявления откровенно антихристианской позиции мы наблюдаем и в современной Европе, где определенные политические силы стараются вытеснить религию из общественной в исключительно индивидуальную сферу жизни. В России мы прошли через горький опыт гонений на Церковь и знаем цену религиозной свободе. И мы уверены в том, что свобода вероисповедания означает не просто свободу носить крестик под воротником рубашки и молиться перед иконами у себя в квартире. Это и свобода открыто говорить о своих христианских взглядах, и воспитывать детей в вере, и отказываться от поступков, противоречащих христианским нравственным нормам.

По всем этим темам между православными и католиками имеется очень много точек соприкосновения. И мы будем развивать наше сотрудничество, помня о том, что мы – православные и католики – не соперники, а союзники. У нас общее миссионерское поле, перед нами общие вызовы, и у нас общая вера во Христа как Бога и Спасителя. Из этой веры и должны проистекать все наши совместные усилия по сохранению в современном секулярном мире христианских ценностей.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Илья 11 сентября 2020, 22:38
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня – не Церковь, а следовательно, и не христиане, ибо христианства нет без Церкви. священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
Андрей20 декабря 2019, 21:05
Екатерина, для Православной Церкви католичество - ересь независимо от того, есть у вас родственники-католики или нет. Хотите узнать мнение современных святых о католиках, почитайте преподобного Иустина Поповича. И если кто-то из называющих себя православным христианином считает, что ради мира нужно признать католиков братьями, а не еретиками, то это значит, что те отверглись веры, и земное для них стало важнее чем Небесное. Прискорбно.
Фотиния21 июля 2014, 22:57
Овцы без пастыря рассеиваются. Но это был бы лучший выход. Нас же, бедных, ведут прямо в ад.
Преподобный Кукша Одесский ( 1964 г.): «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши».
А начало уже положено - в приучении нас к мысли, что общение с католиками не несет никакого вреда, что это необходимо для социального служения. Уже нас приучают к мысли (через радио и телевидение), что присутствие католиков за богослужением - это вполне допустимо и т.д. Хотя Святые Отцы давно нас предупреждают о непоправимом вреде в деле спасения от молитвенного общения с еретиками.
Марина 7 апреля 2014, 16:53
Василий Н., а разве изменение Символа Веры уже не является ересью? Простите.
Василий Н. 5 апреля 2014, 23:53
Марина, католики не еретики, а схизматики. Еретиками являются протестанты.
Марина 8 февраля 2014, 11:31
Разве возможен союз с еретиками?
Екатерина 8 февраля 2014, 03:29
Замечательно рассуждают многие комментаторы - вторая половина христианского мира (католики), получается, еретики - не многовато ли? Такое чувство, что люди никогда в глаза не видели католиков. Некорректно приводить цитаты из прошлых веков - неизвестно, что, сказали бы сегодня святые авторы этих слов... В моей семье много католиков, сейчас я живу в католической стране - я не вижу ничего еретического и противного своим взглядам в этой вере. Да, многое иначе, но от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.... Люди не виноваты, что родились католиками и не в России. Я вижу среди католиков множество по-настоящему благочестивых, честных и просветленных людей. Пока будем делиться - я православный, ты католик, я умный, а ты ... и т.д., пока будем осуждать наших братьев по вере - наши враги завоюют нас, уничтожат сначала духовно, а потом и физически, и в мире вообще не останется христиан. Посмотрите, люди, что творится вокруг - терроризм, войны, содомия, аборты, пропаганда и навязывание аморального образа жизни - не буду продолжать, можно до бесконечности - а вы что пишите - католик, не католик.... как будто начитались газет конца 19 века....
Виктор Колесник 7 февраля 2014, 14:09
К сожалению, владыка Иларион говорит не как пастырь Православной Церкви, а как политик. Называть католическую организацию, которая практически как 1000 лет откололась от Церкви Христовой, впала в ересь, "Церковью" - это большое заблуждение, и соблазн для простых верующих, которые не разбираются во всех хитросплетениях политики. Полностью согласен с Романом и Ниной. На мой взгляд, используя мировые проблемы, католики намеренно втягивают нашу Церковь в свою орбиту. Их цель - не покаяние и достижения единства через отвержение своих заблуждений, а подчинение нашей Церкви под власть папы.
Наталья26 декабря 2013, 16:45
Согласна с Еленой - очень тревожно!
Роман14 декабря 2013, 18:21

«О единой и неделимой Церкви Христовой, - подчеркивает преподобный Иустин (Попович), - в разное время отделялись и отпадали еретики и раскольники и тем самым переставали быть членами Церкви и сотелесниками ее Богочеловеческого тела. Так, сначала отпали гностики, потом, ариане, потом духоборцы ... потом римо-католики, потом протестанты, потому униаты, потом ... друг за другом все остальные приверженцы еретическо-раскольнического легиона». (Догматика Православной Церкви. Экклесиология. М. 2005. С. 215).

святитель Василий Великий:
«Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа . Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство . Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали…»
РОман14 декабря 2013, 18:18
Многие сторонники "восстановления единства" с католиками говорят, что судить целую поместную церковь на предмет ереси может только Собор.
Это в корне противоречит постановлениям Седьмого Вселенского Собора, это юридический, светский подход. ? Вселенский Собор уже осудил на будущее все ереси, поскольку окончательно сформировал и утвердил догматы Православия. А все, кто прибавит или убавит - уже еретики без всяких дополнительных Соборов. И называть сборище еретиков церковью может только оно само в самообольщении.
Нина 2 декабря 2013, 04:17
Преподобный Паисий (Величковский)о латинстве пишет, что оно откололось от Церкви и «пало...в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без вся­кой надежды восстания».
и ниже: латиняне - «не суть христиане». Не христиане.

Об этом же свидетельствуют и множество других святых православной Церкви. Мы лжецы, а не христиане, если говорим, что католики нам - "союзники", у нас - общая вера во Христа, общее миссионерское поле. Как сохранять христианские ценности с "христианами" лишь по названию? Модернизируя себя и ценности? Нет большей ценности чем истина. Зачем вводить в заблуждение людей?

Св. Иоанн Кронштадтский: «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Хри­ста: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12:30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церк­ви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа"

Св. Марк Эфесский о католиках: - "совершенно неправильно объединяться с ними".

Св. Амвросий Оптинский; «Рим­ская Церковь...так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в ново­введения и неправые мудрования, то совсем не при­надлежит к Единой, Святой и Апостольской Церк­ви».

Вот откровенно антихристианская позиция - входить с еретиками - в союз. Стали ли бы Св. Апостолы отстаивать в союзе с еретиками - христианские ценности?
Ирина29 ноября 2013, 11:33
1) непонятно, что удивительного в том, что Папа Римский выступает в поддержку мирного разрешения ситуации в Сирии. Было бы странно, если он выступал против или никак не реагировал. Но об этом так много говорят.
2) "...встреча в ноябре также показала, что по многим проблемам современности у нас одинаковые взгляды.
В частности, стремление Папы приблизить Церковь к бедным и обездоленным, его желание реформировать управление Римско-Католической Церкви в направлении большей коллегиальности, его призыв к мировой общественности обратить внимание на положение страждущих и преследуемых христиан Ближнего Востока и других регионов мира вызывают поддержку в Русской Церкви."
А раньше у нас были разные взгляды на стремление помогать бедным и обездоленным, страждующим и преследуемым? Или все-таки проблема "достижения взаимопонимания между двумя Церквами" лежала в другой плоскости? В делах милосердия и понимать-то друг друга нечего - это даже простым людям понятно. В чем же тогда будет состоять "содействие достижению взаимопонимания"?
3) Еще смутило "общее миссионерское поле" и "общая вера"
Речь не идет о каком-то недоверии к действиям наших пастырей. Может быть есть какая-то сложная политическая подоплека или мягкий, милый шантаж "союзников"? Но я тоже член Церкви и хотела бы понимать эти процессы.
Простите мое недоразумение.
просто человек28 ноября 2013, 23:33
КАК НАДОЕЛА ВСЯ ЭТА ПОЛИТИКА!!!!!!!!!!
Николай28 ноября 2013, 14:47
Очень правильный подход. Видеть главную объединяющую ценность и не поворачиваться к брату спиной, если у него есть инокомыслие по второстепенным вопросам. Но при этом важно знать тот предел, за которым главная ценность (наша Вера в понимании Символа Веры) тоже понимается по разному, это забота профессионалов Церкви.
Лично мне деятельность высшего руководства православной Церкви в решении этих вопросов видится очень верной.
Лишь бы о нашем существовании, простых членов Церкви они тоже не забыли. Желаю помощи Господа нашего Иисуса Христа в делах их праведных.
Виктор28 ноября 2013, 14:02
Уважаемый Владыка митрополит Иларион, если католики нам союзники, то попросите у них ликвидировать Брестскую УНИЮ, а то она нам на Зап.Украине жить не даёт.Православные храмы практически исчезли из территории Зап.Украины. Будьте добры.Спаси Господь.
Елена28 ноября 2013, 13:04
При всех "точках соприкосновения", "совместные усилия"--это тревожно...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×