Москва, 14 декабря 2013 г.
Одному из самых чтимых на Руси святых посвящена выставка «Преподобный Сергий и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве». Авторы экспозиции напоминают о том, что в истории русской религиозной мысли Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле.
В череде запланированных торжеств эта выставка – первое приближение к личности человека, значение которого для всей русской истории невозможно переоценить. Авторы экспозиции не стали пытаться объять необъятное, и рассказать сразу все о Сергии Радонежском, а выбрали одну, но ключевую тему – образ Троицы. Именно Сергий Радонежский построил в ее честь первую церковь, которая потом и стала Троице-Сергиевой Лаврой. И, наконец, именно идея Сергия Радонежского о Троице легла в основу знаменитой иконы Андрея Рублева.
Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле.
«Когда писалась икона Троицы, Сергия Радонежского уже не было в живых. Андрей Рублев писал эту икону в похвалу Сергию, – рассказывает куратор выставки Наталья Комашко. – Этот извод называется иначе символическим. Он нам показывает не столько событие, сколько идею, которая в этом событии заложена».
Авраам и Сарра гостеприимно встречают в тени дерева трех Ангелов, явившихся под видом юношей. Это историческое событие, описанное в книге Бытия, произошло в Хевроне, куда и сегодня паломники приезжают посмотреть на тот самый каменный палестинский дуб. Этот сюжет был известен в Иконописи и до Андрея Рублева, но именно он при помощи красок передал то, что увидел в этом историческом факте преподобный Сергий – за внешней стороной святому открылась истина о предвечном Совете Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого о мире.
«Годуновы просто обмирали от этой темы, – говорит директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов – Они заказывали массу икон именно этой редакции иконографической. И сделали еще копию, которую поставили около 1600 года в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, и она там до сих пор стоит, вот недавно она была раскрыта».
И хотя образ Рублева был признан на стоглавом соборе эталонным и обязательным для всех иконописцев, Авраам и Сарра в последующие годы не исчезли с икон. Параллельно существовали традиции как символических образов Троицы, наподобие вот этой иконы Симона Ушакова, так и иллюстративно-описательных, где главным было внимание к деталям.
«Рублевский вариант Пресвятой Троицы стал доминирующим, но он не отменил и не прекратил другой традиции толкования этого сюжета, которая была очень приближена к библейской книге Бытия», – отмечает научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Елена Саенкова.
Троицы Андрея Рублева на этой выставке нет, но ее всегда можно увидеть в Третьяковской галерее, стены которой она давно не покидает. А вот так – в одном месте окинуть взглядом три века русской Иконописи и увидеть, как по-разному мастера XV и XVIII веков изображали Святую Троицу, другого случая, возможно, не представится.