Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.

О государственной идеологии

Разговор об идеологии, связан с многими, как говорят врачи, “коленными рефлексами”. Как нога непроизвольно дергается от легкого удара молоточком под коленом, так участники дискуссии почти непроизвольно реагируют на определенные словесные раздражители. “Идеология” - это КПСС, жесткая цензура, единственно верное (и потому всесильное) мировоззрение, набор бессмысленных лозунгов, которые нужно заучить и выдавать в нужных случаях - когда все знают, что это чушь, но соблюдают формальности. У многих эта картина вызывает понятное отвращение, у некоторых, напротив, ностальгию.

Был контроль и порядок, фильмы учили хорошему - патриотизму, дружбе, уважению к старшим, порок прятался и не смел нагло демонстрировать себя по всем каналам, люди знали, что такое хорошо и что такое плохо, потому что те, кому положено, им это заботливо объясняли.

“Идеология”, так или иначе, ассоциируется советским прошлым - и принимается или отвергается именно с оглядкой на советский опыт. При этом многие люди, обжегшись на молоке, дуют на воду - советская идеология была ложной, пагубной и принудительной, следовательно, никакой идеологии в обществе быть не должно.

Между тем, не бывает такого явления, как общество без идеологии; нам может не нравиться сам термин, но, похоже, его нечем заменить. В любом обществе есть формирующие ценности, установки, повествования, в рамках которых люди осмысляют свое место в мире и свои обязательства по отношению друг ко другу, в которых общественные и культурные установления черпают свою легитимность.

Бросающийся в глаза пример идеологии являют США. Можно, конечно, употреблять другие термины - политическая мифология, или что-то еще - но у США определенно есть четко заявленный (и провозглашаемый как некое священное благовестие) набор идей и принципов, которые определяют, как жители этой страны видят свое место в истории, почему они считают себя обязанными соблюдать законы своей страны, доверять ее правительству, гордиться ее флагом, платить налоги, служить в армии и умирать по приказу. Вполне внятная идеология есть и у Евросоюза - люди подробно объясняют, в чем они видят смысл существования своего сообщества. Есть национальные идеологии - системы символов, образов, повествований, установок, которые учат людей ценить свою принадлежность к национальному телу и трудиться на общее благо.

Идеология отвечает на вопрос “почему я должен”. Почему страна, в которой я живу, по праву может требовать моей преданности, соблюдения ее законов, солидарности с ее гражданами? Почему я должен ставить интересы моих сограждан выше моих личных? Почему бы мне не употребить мой пост на личное обогащение? Почему мне вообще уважать моих ближних и чтить их права?

Можно было видеть ряд публикаций, в которых решительно утверждалось, что высшей целью существования государства является человек, индивидуум, как это написано в Конституции - высшая ценность это человек, его права и свободы. А идеология - никогда! Пафос этих публикация отчасти понятен - особенно в свете советского опыта, о котором мы говорили. Но отметим две важные вещи - заявление о высшей ценности прав и свобод человека уже идеологично, оно уже задает некие нормативные рамки для всего общества. Второе - права и свободы не могут существовать без обязательств и ограничений. Если у Вас есть право на жизнь - у меня есть обязательство не вредить ни вашей жизни, ни Вашему здоровью. Если у Вас есть право на собственность - у меня есть меня обязательство не пытаться отнять ее насилием или обманом. Если у Вас есть право на справедливый суд - у государственных служащих есть обязанность этот суд обеспечить. Правовое государство предполагает людей, следующих своим обязательствам. И оно предполагает определенную мотивацию это делать - выходящую за рамки страха перед наказанием и желания вовремя получить зарплату. Потому что очень скоро выясняется, что деньги можно получить и другими путям, а от наказания спастись, поделившись ими с кем следует. Если эта страна не достойна уважения и преданной службы, то почему бы просто не наворовать в ней денег и не уехать сними жить в какую-нибудь “приличную страну”, где мои личные права и свободы будут обеспечены лучше, чем здесь?

Мотивацию для служения и создает идеология. Другое дело, что здесь возникает один интересный парадокс - государственная идеология не должна быть государственной. Она действует только до тех пор, пока находится над государством - когда государственные деятели, включая самых высоких, ей подсудны, когда их поведение оценивается в ее рамках. Это значит, что они не могут ее формулировать или редактировать в своих интересах. Иначе идеология становится просто инструментом правящей элиты, теряет доверие и перестает иметь какой-либо смысл.

Как же возникает и как формируется национальная идея, если нам уклониться от слова “идеология”? Национальная идея связана со смыслом существования нации - зачем она существует? Почему она достойна служения? Почему у меня есть обязательства по отношению к ней? Этот смысл не может быть придуман - как и смысл жизни отдельного человека, он может быть только открыт.

И открыт он может быть только в рамках определенного взгляда на мир. Взгляда, который предполагает, что мир вообще осмыслен, в нем есть цель и предназначение. Предназначение есть у отдельных людей, и сообществ, и у наций. Этот взгляд предполагает веру в Бога - поскольку атеистическая вселенная фундаментально и полностью бессмысленна. Зачем Богу нужна Россия? Каков Его замысел о ней? Поиск национальной идеи есть поиск воли Божией о нации. Таким поиском не может заниматься государство как таковое - и его миссия состоит не в этом. Тут нужно духовное прозрение, а не государев указ.

И это духовное прозрение будет относиться к очень земным и конкретным вещам - к тому, как нам следует относиться друг ко другу, к стране, в которой мы живем, к тому, как благая и спасительная воля Божия должна проявиться в наших повседневных решениях. Оно будет включать в себя обличение нынешнего положения дел и осознание того, что нам следует делать. И оно не будет исходить от государства - оно будет исходить от Бога.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

16 декабря 2013 г.

Рейтинг: 8.2 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр13 января 2014, 16:57
Вы подняли очень важный вопрос - об идеологии и национальной идеи. Удивляет незначительное количество комментариев - не ужели никому не интересно? Вопрос то важнейший! До революции была формула: "За Веру, Царя и Отечество". Мы были понятны и сами себе и другим. До переворота начала 90-х прошлого века идея была ложной, но она была: "построение светлого будущего, бесклассового общества (без эксплуататоров)...". Это была идея тупиковая, но она была понятна и в России и за рубежом. Сейчас Россия борется за восстановление утраченного влияния в мире. Но как это может быть сделано, если мы не можем понять самих себя? В течение последних 25-ти лет что только не предлагали в качестве нац. идеи - абсурд на абсурде! А ведь национальную идею действительно не возможно выдумать, как невозможно выбрать символ России посредством интернет голосования. А эта идея существует. Существует "независимо от нашего сознания". И без этой идеи нет смысла в истории нашего Государства. Если кратко, то идею эту можно сформулировать так: "Христос и Православная вера".
Кафолик19 декабря 2013, 01:37
Ядро русского смысла изложено в тропаре новомученикам и исповедникам российским. Господь нелицемерен,а идеология - это человеческое. Если ее отделить от послушания Ему,то она превратится в антихристово шоу человеческого самопоклонения. Поэтому недостаточно всемирного коммунистического братства - это антихрист. Необходимо это братство подчинять Христу. Это безпредельная человечность Бога,вмещающая и "большую игру" человеческих сообществ. Все мыслящие народы приходят к одному,выражая это по-своему,а именно всемирной человечности под эгидой одного из них. Скажем арабизм,но ислам - не истина,поэтому Господь попускает альтернативу - американизм,но и протестантизм не Апостольская вера; наш Третий Рим тоже потерял Истину в 20-м веке. Но и арабизм и американизм и коммунизм - похожие явления и рано или поздно все это поймут и откроется возможность к антихристову объединению. Здесь и должен сказать свое слово модернизированный Третий Рим,принимающий всю мировую человечность,но отказывающийся поклоняться антихристу,во-всеуслышание объявляя его узурпатором человечности Христа,воплотившегося Бога Слова.
Alexader Seregin17 декабря 2013, 06:54
Пора работать-Строить Вселенский Русский Собор.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×