В последнее время из Татарстана стали поступать зловещие новости. Поджоги православных храмов, попытка обстрела гигантского химического предприятия самодельными ракетами…
В тихой и богатой республике кем-то заваривается горькая каша - это видно даже издалека. Корреспонденты «КП» выехали в Татарстан, чтобы разобраться вблизи.
Последнюю (седьмую по счету) церковь ваххабиты спалили в кряшенском (кряшены - крещеные татары) селе со знаковым названием Крещеные Казыли. Это пара часов езды от Казани.
Бородачей поймали на днях. Целую группу поджигателей из Чистопольского района, исповедующих, как скромно сказано в пресс-релизе республиканского МВД, «нетрадиционный ислам». На место их преступления мы и ползем на полном приводе по заваленному снегом проселку.
Еще две недели назад здесь была непролазная грязь, в которой и застряла машина поджигателей. В ту ночь местные жители не увязали встающее над горизонтом огненное зарево и двух молодых бородачей, толкавших засевшую по самые оси «Ладу»-«пятнашку».
Центральная улица Казылей. Нас встречает огромный портрет ветерана Великой Отечественной на стене закрытого сельского магазина. Становится теплее на душе. Подкатывает старенький, но ухоженный трактор. За рулем - церковный староста Анатолий Харитонов. Трактор опускает ковш и ледоколом пробивает для нас сквозь сугробы дорогу к храму.
От него, храма Живоначальной Троицы, остался лишь кирпичный фундамент. Да еще старинный алтарный камень от первой церкви 1904 года постройки. В 2000-х ее разобрали, и не спеша всем миром стали складывать новую.
- Подожгли?
- Подожгли, - соглашается Анатолий. - Электричества в храме не было, печки не было. Само не могло загореться.
- За что?
- За то, что здесь живет народ кряшены. Мы разговариваем по-татарски, а сами христиане. Нас почти 200 тысяч по всей России.
ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ
За сутки до поимки поджигателей выяснилось, что мусульмане республики собрали православным землякам деньги на восстановление семи сожженных церквей (три из них - кряшенские). А правительство республики распорядилось выделить лес и рабочих. Но не все проблемы можно решить субсидиями. В селе Албай, где в ту ноябрьскую ночь тоже сожгли церковь, мы в полной мере это почувствовали. Остался только старинный алтарный камень и огромное черное пятно среди белоснежных сугробов. Жар пожарища так прогрел землю, что снег даже спустя неделю сюда так и не лег.
Мы хотели поговорить здесь о непростой ситуации, в которой оказались кряшены. Но не смогли найти ни одного собеседника. Женщина из почтового отделения, что рядом с пожарищем, спросила:
- Татарский не знаете? Вам будет сложно найти человека, знающего русский язык...
Она лукавила. Русский язык здесь многие знают. Но самый распространенный ответ: «Ничего не видел… Спал, ничего не знаю…»
В Татарстане нередко можно услышать: «Кряшенский вопрос созрел». Корни его уходят в 90-е годы, в знаменитое ельцинское «берите суверенитета, сколько проглотите». Республика тогда пыталась обособиться. Мешали 40 процентов русского населения и никому неведомая за пределами республики народность - кряшены.
- В середине 90-х годов про нас внезапно вспомнили, - рассказывает Аркадий Фокин, председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани. - Тогда жестко противостояли Шаймиев и теневое правительство, претендовавшее на власть. Вопрос стоял - кто кого. Кряшены выступили на стороне законной власти. И она, в свою очередь, была очень лояльна к малым этническим группам. А во время Всероссийской переписи-2002 этноним «кряшены» был даже признан официально, строкой в отчете.
Так у татарских нацио-налистов-сепаратистов в республике появился принципиальный противник.
- Вот вы говорите, сотни лет мы жили вместе, - продолжает Аркадий Фомин. - Но для татар-националистов наличие кряшенов и сегодня психическая травма. Они говорят: «Кряшены, вы продали веру отцов!» И в националистических СМИ против нас была развернута оголтелая кампания.
- В чем вас обвиняли?
- В получении денег от Москвы, в насильственном крещении татар. Понятно, церкви жгли националисты и экстремисты, но я думаю, что не обошлось и без вмешательства извне. Со стороны «южного мусульманства», которое неуклонно проникает в Татарстан.
ИСЛАМСКИЙ «РЕНЕССАНС»
Казанская епархия долго призывала «не нагнетать» и «не разжигать». Но когда игнорировать акции поджигателей стало уже невозможно - о них трубили все СМИ, - православное и мусульманское духовенства выступили с совместным заявлением. А республиканские власти поспешили сгладить недовольство верующих.
- Было поручение президента Минниханова помочь в восстановлении сожженных храмов, - рассказывает нам секретарь Казанской епархии отец Александр. - Недавно провели по этому поводу специальное совещание. Мы предложили несколько эскизных проектов. По срокам строительства говорить сложно, сами понимаете - зима. Но в одном из районов уже завезли бревна.
На Кавказе тоже долгие годы отмахивались: «Какой ваххабизм? У нас единый и неделимый ислам». А сейчас только разводят руками: мол, молодежь не признает традиционных религиозных авторитетов. Безусому юнцу предлагают самому трактовать Коран и сунну так, как ему хочется. И опытные психологи лепят из него то, что нужно «мировому джихаду». Чечня это прошла и переварила. У Дагестана эта кость застряла в горле. В Татарстане же блюдо еще только подают к столу. Хотя ингредиенты готовились давно.
- Это варварство, нацеленное на попытку разрушить многовековой межконфессиональный мир, - сокрушается первый зам. муфтия Татарстана Рустам Батров. - Мы все здесь братья и сестры. Наши деды проливали кровь, плечом к плечу защищая общую отчизну. Может, кто-то пытался таким образом бросить тень на одну из крупнейших конфессий не только в республике, но и в России. Мы не должны идти у них на поводу.
- В 90-е у нас был такой исламский ренессанс, - вспоминает доктор социологических наук Александр Салагаев, активист русской общественности. - По указанию Шаймиева и его окружения строились мечети в селах и городах. Приглашались проповедники из Саудовской Аравии, Эмиратов. Посылали туда учиться шакирдов (ученики медресе. - Авт.). Они и принесли ваххабизм. Он у нас пока не такой воинственный, как в Дагестане, но все же... На границе с Кировской областью они подорвали газопровод низкого давления. Потом скважину в Альметьевском районе. Потом было убийство Валиулы Якупова, зампредседателя Духовного управленя мусульман, боровшегося с ваххабизмом, и подрыв машины муфтия. А сейчас пошел новый этап - наступление на православие. Первая ласточка - в 2010 году в Базарных Матаках подожгли дом священника. В августе этого года сожгли часовню у родника в селе Ленино Новошешминского района. Потом еще две церкви сожгли - в Ленине и Чистополе. И в конце ноября еще две. У них есть и оружие, и боевые группы. Если в конце 90-х наши исламисты из Набережных Челнов отправлялись в Чечню в лагеря подготовки боевиков, то теперь ездят в Сирию. И привозят оттуда «передовые технологии».
СИРИЙСКИЙ СЛЕД
Пробу пера боевики провели 16 ноября, запустив самодельные ракеты по одному из крупнейших предприятий республики - Нижнекамскому нефтехиму. Заряды не взорвались, а некий «амир Татарстана Абдуллах» в своем видеообращении заявил: это всего лишь предупреждение и демонстрация силы. Всего лишь… Раньше российские террористы подобными способами доставки не пользовались даже на искушенном в диверсионном деле Кавказе. Неудивительно, что все детали происшествия и его расследование тут же были засекречены.
- Шум поднялся, когда одна ракета упала на территорию колонии ИТУ-1, - рассказывает местный чиновник, знакомый с ситуацией. - Ее сначала зеки нашли, показали офицерам. Те за головы похватались и вызвали чекистов.
…Объезжаем по периметру территорию Нижнекамскнефтехима, занимающего площадь стандартного городского микрорайона. Надо очень верить в свои силы, чтобы рассчитывать попасть неуправляемым зарядом в какое-нибудь уязвимое место. Даже если со 100-процентной уверенностью знаешь, где оно находится.
- Они и не целились в завод, - развеивает наши сомнения чиновник. - Ракеты были направлены на железнодорожную станцию Соболеково, где стоят составы с цистернами химикатов. Всего было шесть полутораметровых ракет типа «кассам» - как у палестинцев. Установили их ночью на таймер. В 7.40, когда люди шли на работу, стартанули четыре ракеты. Еще две почему-то не сработали, так и лежали на снегу прямо между вагонами.
На следующий день закрытым общереспубликанским указом была усилена охрана всех стратегических объектов. Но оппоненты власти - местные националисты и исламисты - в террористическую подоплеку нижнекамской истории лукаво не верят.
- Есть несколько информационных структур, напрямую подчиненных Москве, которыми руководят бывшие спецслужбисты, - убеждает нас лидер татарских националистов из организации «Алтын Урды» («Золотая орда») Данис Сафаргали. - Именно они и распускают о Татарстане разные небылицы. Мол, в наших лесах якобы прячутся 3000 боевиков-ваххабитов.
- И зачем кому-то распускать небылицы?
- Чтобы объявить республику ваххабитской, ввести прямое правление. Понимаете, у татар есть единственная среда выживания - их республика. Поэтому мы за нее будем зубами держаться. И найдем в себе силы ее отстоять.
…С Данисом можно согласиться: лесов в Татарстане действительно немного - экстремистам в них было бы тесновато. Поэтому большинство бородачей предпочитают жить в городском комфорте. И спокойно посещать пятничные намазы в своих мечетях, в самом центре столицы республики. На один из таких намазов и приехали ваши корреспонденты...
А В ЭТО ВРЕМЯ
Кряшены просят защиты Патриарха
«Террористы жгут наши церкви. Слава Богу, поджигателей нашли, но мы не уверены, что это не случится вновь, - говорится в обращении главы Казанской общественной организации кряшен Марии Семеновой к предстоятелю Русской православной церкви. - Уже были случаи, когда к православным священникам приезжали ваххабиты, агитировали принять ислам. Кому жаловаться, они не знают, боятся, что их тут же обвинят в исламофобии. И к исламу мы отношения не имеем, вся наша история связана только с православием, с нашей Русской православной церковью, в лоне которой мы были и хотим оставаться навечно. Халифаты и эмираты нам не нужны, нам нужна сильная Россия. Просим Вас заступиться за православных кряшен в Татарстане».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Современные кряшены себя татарами не считают, позиционируясь как отдельная национальность, уходящая корнями в древнетюркские и финно-угорские племена. И православие они приняли, по преданиям предков из язычества, в отличие от тех татар, которых крестили насильно, - те со временем вернулись обратно в ислам.
У кряшенов есть свой язык, который ученые называют «средним диалектом татарского языка».
В своих храмах настоятели проводят службы на церковнокряшенском языке.
Окончание в следующем номере.
Ранее также в социальных сетях прошла информация о том, что по распоряжению из Казанского Кремля был выкуплен и уничтожен весь тираж регионального номера «Комсомольской правды» со статьёй «Татарстан: огненное крещение». Если это правда, то большего признания своей неправоты и политического бессилия трудно даже придумать. Вряд ли, впрочем, подобная топорная административная цензура способна остановить набирающую силу волну общественного негодования. Шила в мешке (и, тем более, в Интернете), как известно, не утаишь.
http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/26/pravda_glaza_kolet/
Очень бы хотелось, чтобы РПЦ не забросила этот вопрос и были сделаны определенные практические шаги.Сейчас еще больше усугубляется вопрос изучения русского языка в Татартсане, уже принудительно заставляют детей в детских садах изучать его.Воспитатели детских садов говорят, что русские родители ругаются. Министр образования Татарстана поставил задачу обучать двум языкам с детского сада
http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1750066...
Я приведу слова великого русского писателя Ф. М. Достоевского:"Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде." Вопросы русских в Татарстане не решает и федеральный центр и ГД РФ, они ждут помощи от РПЦ.
http://pravovrns.ru/?p=5343
"Всемирный русский народный собор готов представлять интересы русского народа и тех народов, которые попросят его об этом, на всех уровнях - от муниципального до международного, заявил Правозащитного центра ВРНС и член бюро организации Роман Силантьев.
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=53765
В Казани митрополии разрешили по праздникам пользоваться Богоявленской колокольней
Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1749313.html
Там есть такая очень мерзкая фраза бывшего чиновника, призывы которого до сих пор воплощены в жизнь."бывшего министра культуры Татарстана Марселя Таишева в 1996 году. В ответ Таишев заявил, что "ему, как татарину, неприятно, если в центре столицы его республики будут звонить колокола". Хотя это заявление министра прозвучало в эфире, реакции на пещерный национализм не последовало, а ситуация не изменилась."
Я живу в спальном районе, гле находится мечеть и каждый день слышу как поет мулла( очень громко). Этими словами, бывшего министра , все сказано. вот такая жизнь в толерантной Татарии. а здесь власти республики по праздникам разрешили( а каждый день почему нет?), как мулла? получается как в пословице. "не было бы счастья, да несчастье помогло".А еще В. Чаплина приглашают, что-то показть хотят. Вот такая национальная политика в Татарстане, ее истинное лицо. Слов нет . им не стыдно?
Здесь говорили о Кавказе,но эти все проблемы применимы и к Татарстану, тоже самое происходит. Татарстан находится в центре России, но здесь не соблюдаются законы РФ, здесь нет возможности для русских детей полноценно изучать русский язык, здесь просто идет дискриминация русского населения!
Федеральным властям нужно срочно принимать меры, руководство Татарстана этого делать не будет.
Резолюция II Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора.
"Среди региональных проблем особое беспокойство вызывает снижение социальной значимости русского языка и культуры. Русский народ не должен быть исключен из процессов этнокультурного развития. Отсутствие системного подхода к обучению русскому языку в ряде республик" "
Отток славянского населения, отчуждение русской молодежи от государственных структур и бизнеса в республиках становятся крупнейшими факторами нестабильности на Кавказе. Эти процессы не только порождают кризисные явления в духовной жизни, культуре, правовой сфере и экономике региона, но и несут в себе прямую угрозу территориальной целостности государства."
http://www.vrns.ru/news/2441/
Из интервью о.Виталия Беляева, настоятеля прихода св.Николая в селе Куюки Пестречинского района Татарстана
Ссылка:
http://nash-prihod.livejournal.com/17797.html
http://vk.com/rusculture
Подпишите обращение Общества русской культуры Республики Татарстан и подписавшихся к Президенту России, правительству РФ, Государственной Думе РФ и российскому обществу
http://www.change.org/ru/петиции/требуем-признания-ру..
Требуем признания русского народа как государствообразующего и русского языка как родного для русскоязычных граждан и единственного государственного языка на всей территории Российской Федерации!
Показать полностью..
___________________________________________
Внимание! Основное обсуждение важности вопросов поднятых в обращении к Президенту, Правительству, Государственной Думе и РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ будет происходить в специально созданной для этого встрече "Подпиши петицию за русский язык и русский народ!"
https://vk.com/podpishipeticiuzarusskii
Там же будут выкладываться комментарии подписантов.
Просим максимально возможного Вашего участия в распространении данного документа среди ваших друзей, родственников и знакомых!
С благодарностью Ваше Общество русской культуры РТ.
Очень интересно читать комментарии-мнение людей
23 декабря в 12:00 Правозащитный центр Всемирного Русского Народного Собора проводит круглый стол «Откуда исходит угроза православным Татарстана?» (Москва, гостиница «Даниловская», Б. Староданиловский пер., 5/1), на котором будут обсуждаться вопросы недавних террористических атак в отношении православных храмов Республики Татарстан и положение православного кряшенского народа.
http://www.vrns.ru/news/2398/
На нем необходимо поднять и тему изучения русского языка как родного для тех граждан, которые считают, что русский язык для них родной. Татарстан многонациональная республика, там много разных народов. Все они общаются между собой на русском языке. Много детей от смешанных браков, которые также считают , что русский язык для них родной. Эта тема неудобная для властей Татарстана, она их нервирует, но ее необходимо поднимать. Русский язык -это объединяющая сила , от которой зависит целостность России и сохранение ее как государства.
Там Президент РТ Минниханов сравнивает сожженные церкви с мобильными телефонами.
"Комментируя недавние криминальные события – поджоги церквей, запуск ракет в Нижнекамске – президент сказал, что, по его мнению, это никак не говорит об ухудшении общественной обстановке в регионе. «Если в магазине мобильник украли, ничего же не поменялось… Читать полностью: http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/17/12/2013/895342.shtml
Оказывается, по мнению главы региона церви уже стоят наряду с мобильниками.
Для крящен ( маленького этноса) каждый храм дорог. Вот бы Патриарх Кирилл почитал сравнения Минниханова. Из этого высказывания мы видим, как власти Татарстана относятся к православным, к русским, русскому языку,крященам, к их культуре, вере,их сохранению.
Прочитал комментарии: люди говорят о русском языке, пока такое отношение у властей Татарстана к русским, русский язык в Татарстане так и останется изгоем. Чтобы решить эту проблему, нужно решение сверху, от Президента РФ.И в новом году депутаты Думы Рф не должны медлить с принятием закона о русском родном языке.
Но есть на сайте репортаж:
Татарстан: огненное крещение. часть1
www.kp.ru/daily/26173/3061988/
Татарстан: огненное крещение. часть2
kazan.kp.ru/daily/26174.4/3062539/
http://www.regnum.ru/news/1747911.html
Но есть на сайте репортаж:
Татарстан: огненное крещение. часть1
www.kp.ru/daily/26173/3061988/
Татарстан: огненное крещение. часть2
kazan.kp.ru/daily/26174.4/3062539/
--
Михаил Юрьевич Щеглов
Но есть на сайте репортаж:
Татарстан: огненное крещение. часть1
www.kp.ru/daily/26173/3061988/
Татарстан: огненное крещение. часть2
kazan.kp.ru/daily/26174.4/3062539/
--
http://goo.gl/dC0hig
1. Наличие каких-то ещё "государственных" языков в государстве "Россия" наряду с русским государственным - нонсенс!
2. Отсутствие у русского языка статуса "родной язык" в России - нонсенс!
3. Отсутствие у русского народа юридического статуса в России и международном праве - нонсенс!
Не многовато ли "нонсенсов" для моей страны, где мы, а не какие-то дядьки-чужаки, должны быть хозяевами?!
--
Михаил Юрьевич Щеглов
--------------------------------------------------------------------------------
Несколько лет назад при получении нового паспорта вставляли татарстанский вкладышах в паспорт, на котором было гражданство татарстана. Это было совсем недавно. Нужно было специально заявлять при получении паспорта, что подобный вкладыш тебе не нужен. Сам это делал
И государственность в скобочках, и гражданство во вкладышах, а столько из-за этого наворочено. И детей на второй год оставляют, и лишением родительских прав угрожают, и по 282 судят,……
В татарстане, родителей, пытающихся отстоять полноценное изучение русского языка, называют нацистами, фашистами, оккупантами, но нами движет не имперский менталитет и не желание раскачать, противопоставить, расколоть, разжечь.... Нами движет простая житейская мудрость и желание счастливого будущего нашим детям. А будущее ребёнка зависит, в том числе, от хорошего и полноценного образования.
Учебный план с « русским языком образования», русский язык – 5 уроков в неделю, литературное чтение – 4 урока в неделю. В общеобразовательных школах на территории татарстана учебный план с "русским языком обучения" запрещён.Разрешён только уч. план с «родным не русским языком обучения», русский язык 3 урока, чтение – 2 урока, плюс тат. язык 3 урока, чтение на тат. языке – 2 урока. Количество уроков русского языка сокращено на 40%, количество уроков литературы сокращено на 50%.
//Хотелось бы поинтересоваться у г-на Минниханова, политическое руководство Татарии допускает эту ошибку по недомыслию? Или же сознательно нагнетает ситуацию, провоцируя тем самым эскалацию социальной напряженности в регионе //
Помогите нашим детям. Верните полноценное изучение русского языка в школы татарстана.
Мы, жители Татарстана, граждане России, требуем восстановления наших законных прав. Мы хотим учить русский язык и русскую литературу в объемах не меньших, чем в других регионах России. Мы хотим добровольности в изучении региональных языков. Эти права нам даны Конституцией и законами России, но отняты местными законами.
Мы хотим жить в правовом поле России – и не бежать со своей земли в Тамбов или Рязань. Верните нам уверенность в том, что мы живем в единой стране, а Татарстан – это Россия!
Защитите право русских детей на полноценное изучение русского языка в татарстане.
Очень много знакомых и друзей ( русских по национальности) уезжают в другие регионы России с детьми. Причин несколько. Во первых это принудительное( в больших объемах) изучение татарского языка. Во вторых люди не могут найти хорошую работу, имея высокий профессионализм . Расти по карьерной лестнице( фамилия не та)в республике невозможно. Я уверена, что мой комментарий вызовет негодование определенных лиц, но это правда и не надо от нее бегать и закрывать глаза. Проблем еще больше, только написать обо всех здесь нет возможности. Такое впечатление, что федеральные власти совершенно не волнуют проблемы русского населения и всех православных в республике. Они так и говорят, что их просто бросили, предали.
Русский Альянс Казань
Хиджаб для русских Из Татарстана начали поступать сообщения о том, что в некоторых школах русских девочек заставляют носить хиджабы. В частности родители, чьи дети учатся в казанских лицеях и гимназиях №18 и №149, были вынуждены обратиться в прокуратуру, чтобы от их дочерей преподаватели перестали требовать носить хиджабы на уроках.Показать полностью..
http://vk.com/rusculture#/rusalliance_kazan
лучше написать не то что "не верят", а "лукаво не признают".
а заодно давайте разберем как власть "честно признает" наличие проблемы и так "эффективно борется" что эти отморозки с каждым годом все больше наглеют