Татарстан: огненное крещение. Часть 2

Намаз в снегу

Три принципа и три основные части ваххабизма в России. 1. Не можешь отжать традиционную мечеть для своих нужд - строй новую. 2. Не можешь построить мечеть - сделай молельную комнату. 3. Нет молельной комнаты - молись так.

Пятничный намаз у строящейся мечети Аль-Ихлас. После громких спецопераций в Казани приверженцев салафизма не отличить от последователей традиционного ислама. Ваххабитов с бородами, без усов теперь можно встретить разве что в глухой татарской провинции. Пятничный намаз у строящейся мечети Аль-Ихлас. После громких спецопераций в Казани приверженцев салафизма не отличить от последователей традиционного ислама. Ваххабитов с бородами, без усов теперь можно встретить разве что в глухой татарской провинции.
    

Наша машина согласно самому расхожему третьему принципу втиснута в снежный сугроб в одном из казанских дворов. Жарит печка, и дворники молотят без остановки, пытаясь победить совершенно полярную метель. В ста метрах от нас прямо на снегу расстелены коврики, и несколько бородатых мужчин стоически совершают пятничный намаз возле строительного забора. Правда, жителей ближних казанских дворов это приводит отнюдь не в восхищение. Они, мягко говоря, в легком бешенстве, стоит только заговорить о мечети Аль-Ихлас; она стоит здесь же, но сейчас, после последних бурных событий, закрыта.

Первый имам мечети Миргазиян Салаватов ее и построил, реконструировав здание заброшенной котельной и превратив трубу в минарет. Необходимость это сделать пришла к нему во сне - покойная супруга подсказала. Деньги собирали всем миром, в 2005 году храм заработал. Но после смерти подвижника на молельный дом обратили внимание приверженцы «чистого ислама», умудрившиеся организовать здесь ячейку «Хизб-ут-Тахрир» (террористическая организация, запрещенная в России). И у местных жителей началась веселая жизнь. А после прошлогоднего покушения на муфтия республики «спецоперации» во дворах стали проходить регулярно. И не беспричинно. Имам мечети Рустам Сафин осужден за «разжигание» и на днях этапирован в колонию. Но его паства - приверженцы «нетрадиционного ислама» покидать мечеть не собираются. Вон и местный активист трясет на ветру пачкой обращений во всевозможные органы власти:

- Нет, ну у нас уже как в Дагестане. Как пятница или праздник, по дворам то бородатые бегают, то «космонавты», автобусы с ОМОНом, ну зачем нам это надо?!

Отважный активист тем не менее попросил стереть все снимки, на которые он попал, и лично проконтролировал процесс. Объяснил просто: «Боюсь, мне много раз угрожали».

А вот в республиканском Духовном управлении мусульман - свое, куда более безобидное видение ситуации.

- Корень проблемы в том, что местные ребята хотят поставить на месте мечети автостоянку. И науськивают местных жителей, - говорит Рустам Батров, первый заместитель муфтия Татарстана. - Но коли уже мечеть там существовала, то разрушить ее - святотатство. Я понимаю беспокойство людей, но представьте, что найдется оголтелый националист, который скажет: «Ах, вы мечети уже сносите? Так давайте теперь снесем церковь!» И что начнется?

Называя вещи своими именами, мечеть осталась за ваххабитами, Духовное управление мусульман Татарстана не собирается «накалять» и «разжигать». Как нам мудро заметили в кулуарах, «ситуация сложная» и «на все воля Аллаха». Не иначе как по этой воле новым имамом мечети стал юный Айрат Шакиров, ближайший сподвижник осужденного Сафина. Несмотря на свою молодость, он незаурядный проповедник и не боится говорить от имени всей уммы:

- Негативное отношение к мечети Аль-Ихлас - это заслуга правоохранительных органов. Чуть ли не каждый день по дворам вокруг мечети ходят люди в касках с автоматами и собаками. Они и сформировали общественное мнение.

- За что они так с вами?

- Мечеть Аль-Ихлас не боялась говорить правду. А правда бывает горькой и колет глаза.

- А говорят, что радикальные исламисты поджигают церкви, обстреливают заводы...

- Мне непонятно, что значит «радикальный ислам»? Меня тоже называли его представителем. Так вот, я трактую радикализм, как желание жить полностью по исламу в государстве с шариатским правом. И запретить это желание нельзя.

Картина, знакомая по Дагестану: штурм квартиры, в которой засели ваххабиты, на казанской улице Химиков. Картина, знакомая по Дагестану: штурм квартиры, в которой засели ваххабиты, на казанской улице Химиков.
    

И в этой, параллельной реальности Татарстана живут несколько тысяч последователей ваххабизма. Не все они, конечно, готовы прямо сегодня схватиться за оружие и начать расшатывать государственный строй. Но очевидно, что радикалы неуклонно расширяют сферу своего влияния на умы.

Над Иерусалимом тучи ходят хмуро

- Естественно, после репрессий 2012 года люди возмутились и вышли на совместный митинг. - Лидер националистов из «Золотой орды» Данис Сафаргали по-своему трактует реакцию властей на покушения, случившиеся в 2012 году, когда пострадали духовные лидеры республики. - Татары - нация, принявшая ислам очень давно. Он у нас традиционный, без экстремистских течений. У нас дружно живут люди разных конфессий. Арабы приезжали, радовались, говорили: «У вас тут прямо Северный Иерусалим!»

Соседство православных и мусульманских молельных домов в России часто выдается за главный аргумент в пользу мирного сосуществования двух религий. Хотя исторические примеры 15-летней войны в Ливане или уже трехлетней в Сирии камня на камне не оставляют от этой позиции. Чтобы «раскачать» межрелигиозный конфликт, достаточен небольшой процент радикалов - и цепная реакция запускает страшный механизм разрушения.

Недооценка этого на Северном Кавказе уже привела к тотальной ваххабизации отдельных республик. Лишь благодаря почти аномальной концентрации силовиков ситуацию там удается удерживать под условным контролем. И даже систематически прореживать исламистское подполье. Однако военная машина вряд ли остановит отток русскоязычного населения с Кавказа. В Татарстане «русский вопрос» пока стоит не так остро, но все предпосылки для этого налицо.

- Я нормальный националист, я занимаюсь сохранением своей культуры и истории, - заверяет нас Данис Сафаргали. - И никому ничего не навязываю. Я не против кого-то, я хочу сохранить себя в рамках своей республики.

Впрочем, националисты других наций почему-то вызывают у нашего собеседника лютую неприязнь. Им он в нормальности отказывает по определению. Не может быть нормальных русских националистов:

- У нас существуют карманные нацистские организации. Типа «Общества русской культуры» - мы их орками называем (смеется). Орки не русской культурой занимаются, а противодействуют преподаванию татарского языка в школе. Но этой фашни у нас не так много, это маргинальная среда.

Этнократия половины

С предводителем «маргиналов» мы встретились в его скромной квартире в спальном районе Казани. Шкафы уставлены книгами по социологии и философии. На стеллаже в зале - огромная коллекция колокольчиков. «Это я привозил из каждой страны, в которой побывал в командировке», - поясняет председатель «Общества русской культуры» Александр Салагаев. Он же - профессор, доктор социологических наук, эксперт ОНН по проблемам молодежи.

- Русским у нас очень трудно устроиться в органы государственной власти, - признается Салагаев. - При Шаймиеве все-таки треть портфелей в правительстве было у русских. Сейчас из 18 министров только трое русских. Сложно устроиться в полицию, прокуратуру, избраться судьей. Ущемлены права русских на изучение языка в полном объеме. Наши дети, у меня дочь в 9-м классе, изучают язык по третьему базовому плану - для школ с родным нерусским языком обучения. Родителям приходится нанимать репетиторов, чтобы недополученные знания восполнить.

- А сколько русских сейчас в республике?

- Около 40 процентов, тех, кто себя таковым считает.

- Татарские националисты считают кряшен предателями, а вас - «фашней»...

- Это риторика. Перепись 2010 года показала вдруг, что «предателей» около 200 тысяч человек. Националистам бы лучше о своей дружбе с исламистами рассказывать. На самом деле все решают деньги. Сейчас очень много пооткрывалось халяльных кафе, магазинов, ателье, парикмахерских. Пять процентов прибыли из них идут мечетям. Еще один источник пополнения кадров - тюремная система. Ваххабитам удалось невозможное - сломать воровскую иерархию. В свою умму они принимают всех, в том числе и «опущенных». Мне рассказывал один сиделец, что ваххабитская литература в камере лежит открыто на столе. Это такая ползучая зараза, с которой государство не знает, что делать.

После поджогов на защиту храмов встало немногочисленное татарстанское казачество. После поджогов на защиту храмов встало немногочисленное татарстанское казачество.
    

Спасаться от наступления ваххабитов людям приходится самим, формируя систему сдержек и противовесов. В «трудных» районах Татарстана - Алексеевском, Спасском, Чистопольском - храмы в деревнях берут под охрану казаки.

- Видите, церковь на отшибе, лес со всех сторон, место уязвимое, - показывал нам небольшой храм в стиле старинного русского деревянного зодчества атаман станицы «Старый город» Ярослав Захаров. И тут же добавлял: - Но проблем межнациональных у нас нет. Жгут-то церкви отморозки. Я не думаю, что это как-то связано с верой.

Давно заметили: подчеркнутая политкорректность характерна для людей, находящихся в недружественном окружении. Там, где уже дошли до края, называют вещи своими именами. Как в деревне Базарные Матаки, где на улицах уже появились «шариатские патрули». «Дружинники» с бородами без усов отлавливают нетрезвых односельчан, отрабатывают на них приемы восточных единоборств, а после за благочестивой беседой о вреде алкоголя призывают вернуться к «чистому исламу».

Агитация, впрочем, ведется открыто и с непьющими - прямо перед православными храмами.

- Недавно ко мне двое приезжали. Один кавказец молчаливый, другой - русак, бодрый такой, лет 50, - рассказывал нам глава одного из приходов. - Прямо возле церкви стояли и людей агитировали. Нам постоянно здесь говорят, что мы тут лишние. Сейчас запретили в домах культуры и школах отмечать религиозные праздники. По бумагам - для всех конфессий. Но мусульманские праздники как отмечали, так и отмечают. Создали при каждом районе антитеррористические комитеты. В них входят и священнослужители, муллы. Некоторые открыто исповедуют ваххабизм. Как эти комитеты могут бороться со своей же паствой? Как дальше нам в такой компании сосуществовать? Остается только молиться…

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Политологи уже называют ваххабизм «троцкизмом XXI века», чья цель - «перманентная революция» до полной победы на всем земном шаре. Ради ее достижения ваххабиты готовы вступить в любой тактический союз. Как в Сирии, где израильская авиация несколько раз, по сути, помогала ваххабитам авиаударами по государственным объектам. «О чем вы?! Татарстан - не Чечня и не Сирия» - эту фразу мы слышали в республике даже от самых радикальных собеседников. Действительно, пока у республики есть множество стабилизирующих факторов. Во-первых, большая доля русских и русскоязычных, которые из республики никуда еще бежать не собираются. Во-вторых, историческая и культурная близость русских и татар плюс огромная традиционная исламская умма. Ну а в-третьих, множество межнациональных браков.

Последние - самый лучший огнетушитель во всех межнациональных конфликтах. Задумаются об этом всерьез государственные и религиозные руководители, от которых зависит будущее Татарстана, - и, как знать, придет пора нам, репортерам, писать не о сожженных православных храмах, а о хлебосольных татарско-российских свадьбах.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Millia22 декабря 2013, 08:42
Господи помоги защити
пошли силу ТВОЮ спаси людей православных и церкви
от погибели,и жители объединяйтесь спасайте охраняйте церкви.
ГОСПОДИ дай мудрости Президенту России вмешаться и принять срочные меры.
Давайте все будем молиться все мы в воле БОЖИЕЙ !
Евгений20 декабря 2013, 23:44
Да, есть ещё условия и время задушить эту болезнь (выххабизм) на начальном этапе. Как? - надо поинтересоваться опытом Ивана Грозного и современных ему епископов. Как универсальное же начало, которое уже было озвучено, надо узаконить то исключительное положение Православной Церкви, которое она фактически занимает в России (а также в Украине и в Белоруссии). Все остальные духовные образования должны быть всего навсего только ТЕРПИМЫ, пока ведут себя тихо. И это тоже должен отразить закон государства Российского. Иначе существующее словоблудие равенства и равноправия рано или поздно доведёт до беды. Нет равенства, даже звёзды разнятся в славе.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×