Старец Порфирий в последние годы своей земной жизни часто покидал Исихастирий, где он находился на лечении, и отправлялся в уединенное местечко на Эвбее, что со стороны Эгейского моря, в сопровождении одного-двух человек, которые ему помогали, потому что он был уже слеп и немощен. Там он оставался два-три дня, редко дольше. Поскольку места для ночлега не было, он по обыкновению ночевал в заброшенной церквушке или в машине. Со своими спутниками старец часто беседовал о духовной жизни во Христе, и они, имея рвение и любовь, записывали его слова на магнитофон. Часто в этих магнитофонных записях недостает начала или конца, потому что не всегда записывающее устройство находилось под рукой. Один из таких замечательных отрывков, сохранивших нам голос старца, был издан Исихастирием на кассете. Ниже предлагается расшифровка этой записи. Беседа состоялась в июле 1988 года, в 3 часа утра, в заброшенной церквушке.
Геронда: …Он повсюду. Теперь объясните мне. Я сам не могу этого объяснить. Только говорю вам, где бы ты ни подумал о святом Антонии – и сейчас мы можем думать о нем тут, другие – в Фиваиде, другие – в Египте, другие – в Иерусалиме, другие – на Синае, и он в этот миг находится и тут, и там, и там, и там, и там. Что вы на это скажете?
Собеседник: Он повсюду, потому что он – в благодати Божией.
Геронда: Да, он находится в духовном мире. А мы, хотя мы и христиане, мы ничего не знаем, ничего. Мы ничего не знаем о жизни во Христе!
Собеседник: В самом деле так.
Геронда: И мы живем, бедные, читаем книги. Я произнес проповедь, хорошую. «А отец то-то хорошо сказал, а отец то-то хорошо сказал… как его зовут?» – «Так-то». – «А, ну хорошо, очень хорошо». И при этом сами продолжаем оставаться в своей расслабленности, в своей безрассудности, живем без Христа.
Христос – это другое. Когда Христос придет к человеку, когда Он войдет в его душу, душа изменится. Она живет везде, она живет на звездах, она живет в мире духовном, она живет в хаосе, она живет во Вселенной, она живет. Вы понимаете?
Так вот, жизнь без Христа – это не жизнь. Прошла, закончилась. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, ты – без Христа. Понятно? Я вспоминаю слова одной песенки: «Со Христом ты везде, страху нет нигде». Вы слышали ее? А? Ее поют дети, целиком слова не помню.
Значит, вот так мы должны на самом деле смотреть на Христа. Он наш друг, Он наш брат, Он всё доброе и прекрасное. Он всё. Он друг, и Он зовет: «Я считаю вас Своими друзьями, неужели вы этого не понимаете? Мы – братья. Я ведь не держу в руках круги адовы, Я вас не запугиваю, Я вас люблю. Я хочу, чтобы вы вместе со Мной радовались жизни». Понимаешь?
Таков Христос. Он не бывает ни угрюмым, ни в тоске, ни замкнутым, как человек, который думает и мучается от разных помыслов и притеснений, которые когда-то травмировали его в жизни.
Христос есть новая жизнь. Как я вам сказал? Христос есть всё. Он есть радость. Он есть жизнь. Он есть свет, свет истинный, который позволяет человеку радоваться, летать, видеть всё и всех, болеть о всех, желать, чтобы все вместе были рядом с ним, чтобы все были рядом со Христом.
Когда мы находим некое сокровище или нечто подобное, мы не хотим рассказывать об этом никому. А когда христианин находит Христа, когда он познает Христа, когда Христос вселится в его душеньке и он ощутит Христа, то хочет кричать и трубить повсюду, он хочет всем говорить о Христе – что такое Христос. Возлюбите Христа и ничего не предпочитайте Его любви. Христос есть всё, Он есть источник жизни, Он есть всё. Во Христе – всё самое прекрасное.
И далёко от Христа: уныние, тоска, нервы, беспокойство, воспоминания о ранах жизни, притеснениях, мучительных часах. Мы все переживаем подобное здесь, в земной жизни. Мы снуем туда-сюда и ничего не находим, и нигде не останавливаемся. Там же, где мы обретаем Христа, хотя бы это была маленькая пещерка, садимся и боимся уйти из нее, чтобы не потерять Христа. Почитайте: подвижники, которые узнали Христа, не хотели ни покидать пещеру, ни выходить наружу и идти куда-то дальше, они хотели оставаться там, где чувствовали, что рядом с ними Христос.
Христос есть всё. Христос есть источник жизни, радости. Всё. Как ты думаешь, Никос?
Собеседник: То, что вы сказали, Геронда, золотые слова.
Переведено по: Κλείτου Ιωαννίδη. Ο γερων Πορφυριος: Μαρτυρίες και εμπειρίες. Έκδοση Ιερού Γυναικείου Ησυχαστηρίου Η Μεταμόρφωσις του Σωτήρος. 8η εκδ. Αθήνα, 2001. Σ. 49–50 // www.agioritikovima.gr.
"Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов,- много суеты; но ты бойся Бога."(Екл.5,6)
"Пустые и ложные надежды - у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых.
Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям.
Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица.
От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного?
Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей.
Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего.
Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению."(Сир.34:1-7)
Дорогая Елена, я Вас прекрасно понимаю - сам видел подобный сон или явь и, если честно, тоже крайне сильно возмущался когда слышал подобные слова по поводу моего видения! Но, прошу обратить внимание, я не высказал тут своего мнения, а привёл Вам всего лишь цитату из Творений Святителя Игнатия (Брянчанинова). Есть на эту тему много интересного у отца Серафима (Роуза). Вот хорошее наставление про сны преподобного Иоанна Лествичника (Степень 3, §28), оно как раз и ответит Вам на вопрос "какова цель этих Демонов": "Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и в образ мучеников, и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знАком прелести; ибо Ангелы показывают нам муки, Страшный Суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покорятся бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов."
Действительно, радостно найти Христа, страшно потерять Христа. Трудно найти снова, когда потерял.
Преступление - разрушать чужой храм, лишать другого радости пребывания в Боге. Травмированным остается "пещерка". В ней есть надежда.
Уважаемый Виталий! Благодарю Вас за заботу, только ведь я пересказала всего лишь сон, удивительный сон, в котором старец внешне был похож на Сергия Радонежского и юноша на Трифона, а второй старец, я даже сейчас затрудняюсь сказать на кого был похож. Если Вы считаете, что сон - это тоже демоны, что ж, считайте. Я так не считаю.Кроме того, я не вижу ничего плохого в том, что мне приснился этот сон, какова же была цель этих, по-Вашему, демонов? Чем же они мне навредили?А в Евангелии, кстати, говорится еще и о том, что , несмотря на всё наше общечеловеческое падение, всё-таки будут люди, которым будет дано видеть больше, чем другим.Я, конечно, не о себе, а о тех, кто не во сне будет способен видеть больше других.С уважением, Елена М
Святые духи уклонились от общения с людьми, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтобы удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами. Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою, - что чувственно являющиеся духи людям, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. (святитель Игнатий Брянчанинов, собрание творений, т. III, М.: Ковчег, 2010 - с.11).