20 декабря 2013 года состоялось ежегодное епархиальное собрание духовенства города Москвы, на котором Патриарх Кирилл представил обширный доклад. В частности было сказано, что Церковь вне политики, но ее политическая нейтральность не означает, что "священнослужители и миряне могут индифферентно относиться к безнравственным идеологиям, насаждаемым в современном обществе". Как понимать эти слова? Комментирует протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма г. Москвы.
На Епархиальном собрании Святейший Патриарх Кирилл сказал об этом так: "Идеология, которая отрицает объективные границы добра и зла… это яд для человеческого социума, и яд смертельный". За этими словами Патриарха стоит вера Церкви в то, что границы добра и зла – это не субъективная норма, целиком зависящая от общественного договора, а некая объективная реальность, открытая миру Христом.
Не следует забывать, что слова Патриарха про «индифферентность» были сказаны духовенству. Это не значит, что они перестают быть призывом, обращенным и ко всему обществу в целом, но в них заложено нечто большее. Индифферентность, равнодушие – одна из самых страшных болезней современного общества. Человека, находящегося на расстоянии «одного клика» от любой информации о том, что творится в мире, очень трудно удивить, испугать или разжалобить. Современный человек ко всему привык, он становится равнодушным в самом главном – в различении добра и зла. Это равнодушие и есть тот «смертельный яд», который может уничтожить общество. Важно то, что этот яд становится просто убийственным, когда равнодушие поражает священников. Потому что по канонам Церкви священник должен самой своей жизнью являть эту разницу между добром и злом очевидным образом. О такой ответственности духовенства перед лицом общества и народа Божьего как раз и говорил Патриарх Кирилл и слова, относящиеся к политическому контексту, были лишь малой частью этой важной темы.
И что делать, если приходится с такими "мертвецами" иметь дело?
Хорошо бы, если бы правила для священства предусматривали ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ИСПОВЕДЬ, и не только раз в год, а по возможности перед каждым причащением, и не только для батюшек, но и для членов их семей.