Турин, 1 января 2014 г.
Картина относится к раннему, флорентийскому, периоду творчества художника. Изображая Марию, Младенца Христа и св. Иосифа, Рафаэль отступил от традиционной иконографии Иосифа, которого он представил его без бороды, - отсюда второе название картины.
До появления в 1772 г. (благодаря императрице Екатерины II) этого полотна в собрании Эрмитажа, картина принадлежала французу Пьеру Кроза, чья коллекция во времена Людовика XVI была одной лучших частных коллекций Парижа. В свою очередь, Кроза купил эту картину у Шарля де Бурбона (1686 —1714), герцога Беррийского и Алансонского.
В свое время Александр Сергеевич Пушкин, вдохновленный результатами успешной реставрации, вернувшей картине "Мадонна с безбородым Иосифом" первоначальный вид, написал свою элегию "Возрождение":
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.