Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Святочные рассказики

«Rahu kõigile!»

    

Отец Владимир решил выучить эстонский язык. «А то, – говорит, – стыдно: столько лет здесь живем, и ничегошеньки по-эстонски и сказать не умеем. Удивляемся, почему наши церкви пустуют, – а как же им не пустовать, если мы не говорим по-эстонски? На нас даже внимания не обращают!»

За дело отец Владимир взялся горячо, и через несколько месяцев отважился даже служить на эстонском. И – кто бы мог подумать – через некоторое время в храм действительно стали приходить многие из тех, которые раньше никак не интересовались Православием, а уж тем более – русским Православием. Стоят, между собой не разговаривают, присматриваются. Больше всего впечатляло воодушевление эстонцев, когда батюшка произносил: «Мир всем!» – «Rahu kõigile!» Они дружно склоняли головы и, чувствовалось, что радуются. Мы были счастливы. А батюшка поведал нам секрет своего миссионерского успеха в трапезной за кружкой кофе с печенюшкой: «Вся сила в языке! Логос! От оно, как!» – и служил дальше по-эстонски.

Но дело оказалось не в языке, не в словах, а всего в одной букве. Через некоторое время немногословный старый дядя Мярт, оставшийся в нашем приходе садовником, пролил свет на миссионерский почин отца Владимира: «Вот, вы правильно думаете, что эстонцам здесь нравится. Особенно, когда батюшка говорит: “Rahu kõigile!”. Он должен “rahu” говорить, а получается у него почему-то “Raha kõigile”, а “raha” – это “деньги”. Конечно, практичные эстонцы подумали, что вы тут деньги раздаете. Потом, когда присмотрелись, поняли, что ошибочка вышла – самые практичные ушли, а те, кто за мир, остались. Я, например, за мир, за “rahu”, а не за “raha”. Давайте жить дружно».

«За “аз” умирать не стоит!» – сказал отец Владимир, посмеявшись над своей ошибкой. И стал произносить все правильно. И все были рады.

***

Молиться кротко за врагов

    

Когда отец Владимир жил в деревне, у него появился личный недруг. Такое бывает в наших деревнях. В городах, впрочем, тоже бывает, но в деревнях особенно неприятно: никак встречи не избежать, и личный недруг случая не упустит, чтобы нехорошую гримасу не скорчить. Даже прозвал отца Владимира «четырехглазым» из-за того, что тот очки носил. Гримасничал, обзывался и считал себя очень остроумным. Что делать, отец Владимир смирялся.

Как-то мы шли с ним после службы в сельском храме обратно в деревню. Идти-то вроде бы не далеко – километра 2-3, но по нашим проселочным дорогам, да в непогодицу – все 20 покажется. Грязища, небо пасмурное, ветер – а мы идем довольные и тоже смиряемся, хоть и устали.

Вдруг сзади шум мотора. Обрадовались: сейчас до дома подбросят. В жизни такого не бывало, чтобы не подбросили. А это личный недруг оказался на своем «Уазике»: газу прибавил и со всего размаху мимо нас проехал. Облил всех грязью – только его улыбка торжествующая сверкнула в окне.

«Батюшка, давайте мы огонь, что ли, с неба сведем, как Елисей или Илия?» – предложили мы бедному отцу Владимиру, который, беспомощно озираясь, вытирал лицо и искал в кармане чистую тряпочку, чтобы протереть свои очки. Но он строго сказал: «Нет, ребята. Нельзя!» Мы и не стали.

Прошли полпути и благословили наше всегдашнее российское несчастье: «Уазик» личного недруга отца Владимира намертво впаялся в грязюку – ни назад, ни вперед ехать не может. А личный недруг в кабине сидит, пригорюнившись.

«Четыре глаза – четыре колеса», – произнес отец Владимир и, подойдя к «Уазику», начал его раскачивать. Мы к нему присоединились. Личный недруг дал газу – выехал из грязи. Отъехал немного, потом вернулся, дверь приоткрыл: «Вы меня, – говорит, – уж простите, пожалуйста!» Мы простили. И с тех пор отец Владимир очки носил без нареканий.

***

Есть такая программа!

Это было в те годы, когда все воспряли духом. И отец Василий тоже воспрял духом: как-никак – второе крещение Руси! Люди очень мало знали о Церкви, но не стеснялись этого и не прятали своего незнания за умным выражением лица, а просто и доверчиво обращались к священнику. Особенно к такому, который улыбаться умеет, а также говорить связно. Поэтому отец Василий часто бывал в институтах, училищах, школах: на эти встречи больше всего не учеников, а учителей с профессорами приходило.

    

Отца Василия и его выступления любили – многое узнавали о христианстве. Любили, но не все. Потерявший вдруг практику и остатки авторитета преподаватель марксизма-ленинизма все время старался помешать, подыскивая что-нибудь этакое, чем бы можно было поставить в тупик священника.

На одной из встреч, когда речь шла о Декалоге, марксист-ленинист спросил отца Василия с кривой ухмылочкой: «Эти заповеди ваши, конечно, очень благочестивенькие, но уж больно розовато-водянистые какие-то. А вот, скажите, – что, например, говорит ваш Христос и ваша Церковь про новую экономическую политику п… (тут запнулся, чуть не сказал «партии») правительства? Какая есть у Церкви экономическая программа? Ведь нет же такой программы!» – и победоносно взглянул на ответчика. Залу было не все равно: есть тогда всем сильно хотелось – талоны, очереди, банки с помидорами, консервы – так что ответа ждали всерьез.

А отец Василий даже обрадовался, воспрял духом: «Есть такая программа! – чуть не повторил вслед за одним печально известным историческим персонажем. – Есть такая программа! Она называется: “Не укради!” Между прочим, восьмая заповедь». «И все? – разочарованно спросил марксист. – Так примитивно?» – «Да, примитивно, – согласился отец Василий. – Только не всеми исполнимо. Настолько неисполнимо, что даже некоторые государства рушатся». Как показала практика, отец Василий был прав. А марксист потом перешел в филиал «Газпрома».

***

Славяне –­ и в Израиле славяне

Как мы, русские, относимся друг к другу? На этот вопрос можно было бы ответить словами пословиц, сложенных народом: «С родимой сторонушки и ворона мила», «Ворон ворону глаз не выклюет», ну и так далее… Только сейчас все вроде бы поменялось, и отношение к своим соотечественникам – тоже.

Те, кто часто покидает пределы родной сторонушки, почти всегда, по моим наблюдениям, возвращаются с чувством этакой брезгливости, неприязни: «Ой, на русских там насмотрелся, фу!» Какое уж тут: «Ворон ворону глаз не выклюет»? Живьем сожрет!

Съездил – проверил. Пришел к выводу: самые яростные русофобы, самые люто ненавидящие русских ­– это сами русские. И отворачиваются демонстративно друг от друга на улицах, в магазинах, поездах, автобусах, и делают вид, будто родной язык для них непонятен, предпочитая пользоваться обломками школьного английского… Насмотрелся и на откровенное хамство в отношении друг друга. Стыдно. Смотришь на незнакомых немцев­-французов-­евреев, случайно встретившихся в каком-­нибудь парке: то-­то у них радости да разговоров, да смеха с танцами – своих же встретили! У наших же – тотальное отчуждение, серые, бетонные лица. Или брань, если «своих» все же пришлось признать: «Чё встал?! Вали дальше!»

Многие мои друзья и знакомые немцы, финны, шведы, итальянцы и прочие, с любовью относящиеся к России, имеющие действительно хорошее образование (а потому и отношение к нашей стране), с изумлением спрашивают меня: «Мы одного не можем понять, как вы войну­-то выиграть могли?! Ведь трупов на все танки не хватит, числом врага не победишь. Или это у вас самобичевание такое? Унижать друг друга, да и свою страну так, чтобы всем видно было, какие вы плохие? Так ведь видно, и давно уже. Может, хватит?»

Недавно я все-­таки понял, что вся эта унизительная, брезгливая, самобичевательная чушь не только может быть преодолима, но и обязательно преодолевается. К сожалению, пока только в одном случае: когда всех вместе сильно, что называется, «накроет». Были случаи в истории ­ с теми же немцами, кстати…

Так вот, съездили мы с семьей в Израиль. На Святую землю. Иерусалим, Вифлеем, Иудейская пустыня, море, наводнение…­ Впечатлений столько, что Средиземное море позавидует! Дочки в восторге, жена в восхищении. Последний день. Самолет вылетал в 5 утра, поэтому в аэропорту надо было оказаться аж за 3 часа до вылета. Встав ночью, поймали такси, доехали до аэропорта вовремя. Все, успели. Успели даже прочитать небольшое объявление на табло в зале вылета: «Рейс такой-то отменяется, так как авиакомпания, выполняющая его, прекратила свое существование». Дочки, к счастью, по-английски читают плохо. Мне пришлось. Прочитал. Понял: рейс­-то и авиакомпания ­наши, те самые.

Многие, наверное, знают эту историю по новостям начала года. Но многие ли видели, как в зале вылета начали падать люди? В обморок, конечно. Звук стукающихся об пол тел, скажу вам, не из приятных. Поэтому своих я предусмотрительно усадил в кресла. Присел и сам, сделал попытку вдуматься.

Ощущение такое, будто ты со всего размаху влепился в бульдозер. Лежи себе теперь и не квакай. Да и «квакать»-­то особой возможности не было: нет ни одного представителя этой самой любимой авиакомпании, который бы помог тебе, объяснил, гостиницу предоставил: нет никого! Пассажиры счастливые есть, улетающие, правда, не в Россию, а в Южную Африку, например. А это в другую сторону, говорят.

Таких, как мы, набралось человек сто. Все должны были лететь именно нашим рейсом. С одной молодой девчонкой, только очухавшейся от обморока и дрожащими руками набравшей номер, случилась истерика: «Ма­-а-ма, я домой хочу, а у меня денег не осталось вообще!» На этих словах она снова отключилась. Тут первое потрясение у пассажиров начало проходить. Раздался голос: «Хлопцi, шо будемо робыты?» Не панический, нет, а очень спокойный и деловой. Ответ с питерским акцентом последовал незамедлительно: «Так, ребята, у кого на телефоне деньги есть, начинаем вызванивать своих. Достаем «мобилы», компьютеры, связываемся. Пусть немедленно переводят деньги на наши карты, попробуем купить билеты на те рейсы, которые еще есть!» ­– «Ша! Таки у меня тоже ж есть, мы же ж тоже ж люди», – это уже понятно, кто. «Не забывайце пра Брэшчыну!» –­ слышим мы. Это еще один рослый парень достает свой «лэп­топ» и начинает печатать… Кто­-то уже передает кому­-то (незнакомому) деньги: «Потом отдашь, адрес-­то мой есть. Отдашь, когда сможешь!»

    

В течение примерно часа все звонки, все письма были написаны. «Если будут проблемы, я тебе эти деньги, когда приеду, верну. Не приеду – проблемы будут у тебя», –­ послышалось откуда-то. Но это так, напоследок, шутки ради. Еще через час решительно у всех появилась возможность не только купить валерьянки и валидола, но и так необходимые всем билеты. Кому ­– в Киев, кому – в Питер, кому – в Минск. Разумеется, все перезнакомились, обменялись адресами и поцелуями. Поцелуями обменивались уже в ресторане, после тоста за «дружбу народов». Честно говоря, впервые в жизни я и к этому тосту отнесся серьезно, и в эту самую дружбу поверил по-настоящему.

Вот так и получилось, что не просто помогли друг другу славяне, а попросту друг друга спасли. Из самого что ни на есть неприятного положения. Напоследок, когда слово для тоста дали мне, я повторил вопрос моего знакомого немца: мол, что же мы в обычной­-то жизни друг к другу так относимся, что стыдно становится? Ответ не замедлил: «Мы в себя начинаем приходить только тогда, когда нам сильно неприятно. Вот, приперлись немцы в 41-­м. Кому ж это приятно? Пришлось собираться. Вот, обокрали нас сегодня олигархи… (дальше ­ слово, понятное всем славянам), пришлось собираться». ­ Что ж мы не всегда такие собранные­-то?» – подумалось мне...

Улетали мы в Питер следующим утром, успев полюбоваться бушующим Средиземным морем. Дочки, кажется, так и не поняли, зачем мы лишний раз в аэропорт ездили. А нам с женой до сих пор непонятно, почему мы не можем раз и навсегда избавить самих себя от большинства трудностей, вспомнив собственную способность к сплоченности, желание помочь друг другу. Ведь тогда бы ни враги не шастали, ни олигархи не обманывали. Да и не было бы их, олигархов­-то, вообще.

Так что Святки удались на славу: мы получили замечательный рождественский подарок. Мы поняли, своими глазами увидели, что наш народ умеет любить и уважать себя, а не только плевать друг в друга. Дорого стоит такой подарочек, уверяю.

Петр Давыдов

10 января 2014 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 31 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О друге, дружбе и общности О друге, дружбе и общности
В. Духанин
О друге, дружбе и общности О друге, дружбе и общности
Валерий Духанин
Друзья – это тоже проявление Божией заботы о нас. Господь показывает, что мы все-таки не одиноки в этом безжалостном мире. Но все-таки дружба не есть самоценность.
Уроки эстонского благочестия Уроки эстонского благочестия
Записки паломника
Уроки эстонского благочестия Уроки эстонского благочестия
Записки паломника
Петр Давыдов
«Перед нами стоит та же задача, что и перед нашими предками: показать не только русским, но и эстонцам, что Православие – не моноэтническая резервация, а вселенская вера», – говорит настоятель православного храма в Раквере протоиерей Александр Лебедев.
Архиепископ Егорьевский Марк: На Святой Земле Евангелие оживает Архиепископ Егорьевский Марк: На Святой Земле Евангелие оживает
5 июня в "Манеже" открылась выставка "Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока". Архиепископ Егорьевский Марк поделился впечатлениями от экспозиции и рассказал о том, как впервые оказался на Святой Земле, служил Литургию в храме Гроба Господня, и чем путешествие по Израилю и Палестине может помочь понять Евангелие.
«Ответить на любовь Божию» «Ответить на любовь Божию»
Беседа с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Тихоном (Зайцевым)
Многогранная деятельность Русской духовной миссии – это, в первую очередь, молитвенное предстательство Русской Православной Церкви у Живоносного Гроба Господня, Божественной Голгофы и других святынь на Святой Земле, совершение богослужений в русских храмах и монастырях, духовное окормление паломников и немногочисленной русскоязычной паствы, являющей собой пример твердости в вере и упования на Господа.
Комментарии
Елена 5 декабря 2014, 05:37
Понравился рассказ "Славяне-и в Израиле славяне". Все зависит от культуры и от пропаганды. Наши ненавидят всех почему-то. До сих пор идет дележ на национальности (пережитки Совка). Ненавидят своих же. Ненавидят целую страну (например Штаты), хотя большинство там никогда не было и понятия не имеет чем живут люди в той стране. Нельзя так. Европейцы и американцы действительно более позитивны к другим и более открыты. Есть там и свои "чудики", но в Росси их больше. Нельзя ненавидеть ни своих ни чужих. Планета и наш мир слишком мал и тесен, чтобы драться и толкаться. Если уж не любить, то конкретных людей и за конкретные поступки, а не всю нацию, только потому что тебе так правительство указало. А ведь Россия, жившая в Православии когда-то, была одной из самых дружелюбных стран. Берегите себя, соотечественники. Нас и так очень мало. Если мы друг друга ненавидим, как можем требовать остальных любить нас?
Наталья Богоявленская13 января 2014, 21:15
Вспоминается Николай Японский (Касаткин). Приехав в Японию, он шесть лет изучал не только язык, но и обычаи страны, присматривался к людям. И только после этого занялся проповеднической деятельностью. И вот результат: в стране, где не принимались никакие "пришлые" религии, процветает христианство, а Николаи-До почитается всеми японцами.
Лариса Воронина13 января 2014, 14:39
Кто же автор?
Наталья13 января 2014, 12:26
Почему отворачиваются от своих в случае, если встречаются туристы? На мой взгляд потому, что наши некоторые туристы ведут себя за границей так, что не хочется признавать себя их соотечественниками. А в остальных случаях нет никаких причин и не нужно это делать. А так как на себя обращают внимание именно люди с хамским поведением, то к сожалению эти люди и запоминаются в первую очередь как представители нашей страны остальным гражданам.
Василий12 января 2014, 12:26
Благодарю! Своего рода через пессимизм к оптимизму.
lyudmila 11 января 2014, 05:48
С Рождеством Христовым .
спаси Господи всех вас и нас!
рассказ о дружбе очень понравился
я знала что русские такие --широкая душа-- а
про изучение языка скажу что это надо в законе прописать
напрямую требовать чтобы обучали народ
языку -- государственному
при советском союзе --
я прожила пол жизни в Ташкенте,по молодости я искренне желала
говорить и понимать узбекский язык но в институте
нам русским просто ставили 4 но не преподавали- эти часы мы
другим предметом занимали
а сейчас я живу в Aмерике говорю по английски стараюсь учить и учить язык
батюшка точно сказал ЛОГОС ! это самое важное в стране где живешь
для себя конечно в первую очередь и для уважения людей с кем приходится общаться.
jurassow10 января 2014, 19:45
Набоков жил 20 лет в Германии в эмиграции. Немецкий язык ненавидел. Принципиально его не учил. Знал английский и французский. Обходил им.Он что нерусский! Чувствуйте подтекст.
Иоанна10 января 2014, 16:06
Мы русские, должны знать, что если мы живем много лет заграницей, то мы обязаны, слышите? обязаны знать тот язык, на котором разговаривает народ этой страны. В этом проявляется наше уважение к этому народу. Я знаю много примеров, таких например, что народы Прибалтики, и не только, жалуются на русских, что, дескать, они живут по 20 и больше лет, а язык учить не хотят.
Ксения Мерещенкова10 января 2014, 15:56
Спасибо большое за статью, очень позитивно.
ТаняСем10 января 2014, 13:29
Какие замечательные рассказы! И ведь все о нас,родимых,особенно последний впечатлил,про дружбу народов в "экстремальных ситуациях"!Ведь и правда,когда ж мы,наконец встряхнемся как следует?Или обязательно надо дожидаться "пока разбудят олигархи"?Может все же начать жить по Божьим заповедям,хоть чуточку?И постараться по совести помнить про "не укради" и т.д,и т.п....
Дмитрий10 января 2014, 12:53
Очень позитивные весёлые и поучительные рассказы!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×