Еще пару месяцев назад я на дух не переносил песню «Натали». Теперь я ее готов терпеть и даже любить, как любят тещу, которая все-таки добрая внутри и за эти долгие годы успела стать фактом твоей биографии, от которого так просто не избавишься. Песня «Натали» стала фактом моей биографии после того, как я посмотрел фильм «Горько!» Жоры Крыжовникова. Самый отечественный фильм за последние 25 лет.
Я уже давно не ранжирую произведения искусства по качеству. Номинально хороших фильмов, текстов, картин, фотографий — как грязи. Ну, появится еще один — что мне делать с ним? К какой извилине приткнуть? Я уже давно сузил зону своего внимания. Великое множество качественных произведений я делю по более наивным критериям: добрые и злые, точные и ни о чем, про то, как спастись, и о том, как сдохнуть.
Наш современный качественный кинематограф — очень злой, эгоистичный и расфокусированный. А главное — он слишком не отечественный. Даже если это патриотическое кино, снятое на бюджетные деньги. Даже если авторы не стесняются публично любить страну. Любовь для них — не метод познания. А раз так — что бы они не сняли, у них получается все та же колючая проволока: «Вы слышите меня, бандерлоги?!»
Наши неотечественные фильмы снимают мальчики из хороших семей или те, кто стараются под них косить. В этом главная причина всех промахов. Мальчик или девочка из хорошей семьи никогда не снимет настоящий фильм про Родину, никогда не напишет настоящую книгу про Родину, никогда не споет настоящую песню про Родину. Этот мальчик слишком хорош для своей страны, у него нет с ней критического совместного опыта, на поле патриотизма он вечный Сальери, и тут уж ничего не поделаешь.
Такие мальчики тоже нужны, но пусть они занимаются другими вещами. Пусть открывают новые законы физики, создают группы «Тату», становятся нефтяными миллиардерами, получают нобелевские премии по литературе. Но сделать что-то настоящее про Родину могут только пацаны. Сегодня их катастрофически не хватает в нашей культуре.
Я прочитал несколько интервью с автором фильма «Горько!» Жорой Крыжовниковым. Он, безусловно, пацан. И фильм у него получился пацанский.
Падчерица крупного районного чиновника с ВДВшным прошлым и начинающий журналист из простой семьи решили пожениться. У девочки блажь — сыграть продвинутую свадьбу на берегу моря, в стиле голливудских фильмов про русалок. Жених из любви к невесте не перечит. Но для отчима, который искренне любит свою приемную дочь, свадьба — это еще и вопрос, как люди посмотрят. Когда становится понятно, что от ресторана «Золотой», казачьего хора и танца живота не отвертеться, молодые, продав подаренную отчимом машину, тайком заказывают свадьбу в гламурном яхт-клубе. Гулянка в «Золотом» превращается в душевный пьяный угар. Отсидев на «быдлячьей свадьбе» ровно до тех пор, когда о молодых уже все забыли, Ромео и Джульетта с избранной публикой сбегают в свой яхт-клуб. Но там их ждет разочарование: хитроумный администратор фактически устроил за счет брачующихся вечеринку для «нужных людей», молодожены чувствуют себя чужими. Невеста готова сама вернуться в «Золотой», но тут выясняется, что теперь уже любимая, но изрядно выпившая родня все-таки увязалась за ними на берег моря. Попытка совместного веселья жлобов и пижонов очень скоро перерастает в драку и стрельбу, причем сначала своих с чужими, а потом — всех со всеми. Отчим получает от жениха в морду, а от его брата — пулю в ногу. Невеста совершает попытку самосожжения и чудом остается в живых. Если бы не подоспевший ОМОН, комедия переросла бы в трагедию.
Последняя сцена достойна Гоголя: задержанная до выяснения родня хмуро сидит в пазике. Невеста виновато оглядывается, дрожащими руками надевает подаренные свекровью отстойные сережки и сквозь слезы заводит песню «Натали», которую еще накануне отказывалась петь наотрез. Ее постепенно подхватывают все сидящие в автобусе, и катастрофа мгновенно превращается в торжество. В форточку рвется трезвеющий тамада Сергей Светлаков, который в фильме сыграл самого себя. Он кричит, что это была лучшая свадьба в его жизни, и желает вернуть гонорар. Кстати, по собственному признанию, сценарий фильма так понравился актеру, что за свою роль он тоже не потребовал гонорара и заработал лишь в результате невероятного кассового успеха, которого мало кто ожидал. Сергей вырос в Свердловске, отец — помощник машиниста, мать — служащий в дорожном управлении. Пацан.
Как и всегда бывает с хорошими фильмами, попытка транскрибировать смысл увиденного в плоскость морали и этики оборачивается грубой банальностью. Согласие и примирение? Отцы и дети? Шансон и айфон? О чем этот фильм? Да ни о чем! Просто история одной грандиозной пьянки с едва не упущенным хэппи-эндом. Тем не менее аудитория раскололась по отношению к этому фильму надвое. Одни убегали из кинозала, а потом в соцсетях упражнялись в словообразовании от корня «быдл». Другие смеялись, плакали и уносили с собой колоссальный заряд какого-то великого гражданского просветления: наконец-то нас поняли!
И граница между первыми и вторыми прошла вовсе не по признаку наличия или отсутствия высшего образования и высоких моральных устоев. Внимание, сейчас будет самое страшное. Этот фильм, снятый в стиле чернушного хоумвидео, фильм, который начинается словами «Главное — не нажраться!», а заканчивается гимноподобным «Утоли мои печали, Натали!», фильм, в котором живописно и даже без особого осуждения представлены все семь смертных грехов — безусловно, христианский. По глубине понимания природы веры он может поспорить, пожалуй, лишь с «Островом» и «Попом». Несколько священников, которые по моей просьбе его посмотрели, согласились с этим на все сто. Наверное, они тоже пацаны.
"Облако-Рай" фильм православный, в этом смысле, в каком вы говорите, хотя там ничего казалось бы христианского нет. Я смотрел только первую часть. Есть ещё один фильм, о том, как парень этот, гг в кепочке вернулся. "Горько!" не смотрел, "Поп" мне не понравился, не досмотрел, выключил после первых десяти минут. "Остров" - хороший фильм, вполне христианский, но Мамонов личность сложная, многоуровневая и глубокая. И в то же время он актер - т.е. лицедей. И хочется воспринять человека серьезно и не получается. Лучше всего смотреть "Остров" о Петре Мамонове не зная ничего.
Я не профи, как вы выразились, напротив - кино мало смотрю, редко, но так сложилось, что "Облако Рай" один из самых моих нежно любимых фильмов. За поэтичность люблю, за детскую незамысловатость.
"Облако-Рай", он сам по себе, не в ряду. И он про доброе.
Не смотрел данного фильма. "Остров" и "Поп" смотрел.
Стесняюсь спросить, потому что не по теме, - уважаемые профессионалы, фильм "Облако-рай" далек от глубины или нет? Почему он "цепляет"? Просто интересно.
Вообще удивительно что такая статья появилась на Этом официальном сайте.
От слов современная русская комедия просто тошнит.
Но это совсем другое. Наверное ничего лучшего из современного русского кино не смотрел (фильм "Остров" не в счет, думаю нет смысла сравнивать с ним). Вот кто-то пишет, что в фильме не почитаются родные. Главный герой говорит: "Ты променяла свою бабушку на эту шваль". Мне кажется в этом фильме ярко показана разница между простым Русским человеком со всеми его пороками (которые он видит в себе) и откровенной швалью, которую никогда не примет Русский человек. Думаю тут и проходит основная граница, кому фильм понравился а кому нет из невоцерковленных людей. Кому из воцерковленных людей этот фильм не понравился, советую отнестись к нему спокойно и просто забыть. Некоторые в комментариях пишут про слово "Пацаны". Мне это слово тоже не нравится, но я отношусь к нему спокойно. Многие слова, символы, события, изначально имеющие негативный смысл, Русский народ своим духом исправляет. Как, например, множество советских символов, навязанных после октябрьского переворота. Самый яркий пример-пятиконечная звезда.
23:52
Милый запальчивый Гость! "По букве" Вы верно пишите,а по сути понимаете ли глубину и всю Божественную иронию слов Христа: "Не праведников пришел спасти, но грешников призвать к покаянию"? Грешны-то мы все, но большинство при этом искренне считает себя праведными (не убил, мол, не украл и т.д.). И нам, таким вот, не видящим себя истинных, нет нужды и каяться. А сколько было примеров, когда из бездны греха восставали люди, и даже до великой святости (вспомните Марию Магдалину). Никто не может судить людей, только один Господь, ибо лишь Он видит душу человеческую. Простите.
Ну,увидел автор в этом,с позволения сказать,шЫдевре христианский смысл. Это для него христианство. Не спорю.
Не запишет ли журналист "Свадьбу" Паши Лунгина в разряд фильмов с христианским смыслом? Посмотрев лунгинский "шедевр",пошла мыться. Простите за откровение. Мерзость и грязь. Поспорила с подругой,которая не русская по национальности,я доказывала ей,что это грязь. В ответ услышала:Все русские ТАК справляют свадьбы".
"Дух творит форму". Режиссер новой "Свадьбы" сотворил свою.
Лет 12-13 назад были на свадьбе у племянника:двоюродный брат женил сына. Никогда до этого не была на свадьбе в России. Они живут в маленьком городке Калужской области. Была мысль:что там будет? Свадьба,да не одна,а ДВЕ!!!были в тот день,так как в Доме Торжеств было два зала,там в субботу 2 семьи играли 2 свадьбы.
Я такой веселой свадьбы НЕ ВИДЕЛА!!! Замечательная,веселая свадьба! Соседская свадьба судя по смеху из соседнего зала тоже удалась на славу! Гуляли мы 2 дня,на второй день в соседнем зале веселились те же люди. Мы поздравляли друг друга,желали счастья и любви. Вот так отмечают свадьбы в России!
Г-н журналист,не ищите смысла там,где его не может быть по определению!
Если бы статья вышла не на православном сайте,какой бы смысл нашел автор? Тут главное - привязать? Так получается?
А Вы кто - кающаяся грешница? А может быть и не кающаяся, а самооправдывающаяся? А, нет. Вы - Сердцеведец! И Cудия! Ибо решаете, кто фарисействует, а кто нет.Особенно в удаленном доступе это легко делать,через ин-нет,всё известно о всех аки Богу. Конкретно я не берусь судить ни Светлаковых, ни Михалковых,ни Кураевых,которых иные в своих комментах приплетают,ни автора статьи.Меня интересует ряд вопросов
Кого же автор считает "хорошими мальчиками и девочками"?Пусть пояснит.Если "золотую молодежь" и типичные образы пижончиков и мажорчиков,то большинство согласится,что никакой "хорошести" в привычном понимании обычного грешного человека они и не являют.Если он под этим подразумевает человека у кот-го была хорошая семья,образованные родители,то почему автор считает,что обязательно должно получиться аморфное существо?Вот Павел Лунгин,из интеллигентной семьи,но сам далеко не "инфузория туфелька",в своем фильме Такси-блюз он тоже не высший свет показал.А уровень фильма другой."Горько" же типичная комедия из разряда Елок,палок и золотых яиц Чингисхана.С таким же успехом и в Доме-2 христианские смыслы можно отыскивать.Или к бомжам в подвал спуститься,таких смыслов почерпаешь,но это ж не значит что всем надо ровняться на бомжатник.И почему всех у кого другое мнение Вы записываете в фарисеи.
Не боитесь уподобиться тем, кто тоже "не читал Пастернака, но осуждает"?
Фильм-то отличный. Надо его просмотреть от начала до конца. Фильм безусловно талантливый. В нем за исключением Светлакова нет ни одного известного актера. И в этом смысле он похож на фильмы Кустурицы.
Сделайте усилие над собой, посмотрите.
Татьяне 2014-01-20 21:34
Вы лихо всё ставите с ног на голову. Христос пришёл к грешникам , чтобы они исправились, а не продолжали грешить. И Христос НЕ грешил вместе с людьми, НЕ был соучастником в грехах людей. Христос не пропагандировал грех.
Любовь к людям совсем не означает, что мы с умилением должны смотреть на всякие мерзости человеческие.
Сам Христос некоторых людей выгнал из храма, и про некоторых сказал -- не мечите бисер перед свиньями и не давайте святыни псам.
Цитата: " Мальчик или девочка из хорошей семьи никогда не снимет настоящий фильм про Родину... Но сделать что-то настоящее про Родину могут только пацаны."
Всё это уже проходили. Ещё Ленин заявлял ,что интеллигенция -- это, мягко говоря, навоз. И социально близкими для большевиков были уголовники. Автор статьи -- патриот ленинского образца.
Очень мне фильм понравился именно своей жизненностью, без попыток приукрасить.
Действительно, фильм христианский, особенно остро это понимаешь в момент, когда отчим задаёт вопрос невесте о том, на кого (в смысле на гламурную тусовку) ты нас променяла?
Вот тут и думаешь: с надменными "фарисеями" ты, у которых всё красиво и гламурно или с грешными, но любимыми "грешниками". И кто тебя действительно любит. И кого ты сможешь любить со всеми их недостатками.
Возмутило то, что на Православном сайте в принципе могла появиться статья к такому пошлому фильму, да еще и в хвалебном виде!
Так же вызывает "праведный гнев" мнение будто русские в действительности такие как показаны в этом фильме. Это же просто глумление над русскими!
Испокон веков русский православный человек - это человек высоконравственный и высокой духовной морали!
А получается что одна гнилая овца все стадо портит!
И эту "гнилую овцу" в изобилии показали в этом фильме.
А автор статьи еще и подначивает, мол, смотрите вот мы на самом деле какие, вот наше истинное лицо.
КЛЕВЕТА!!!
Может быть он себя и узнал среди них,но здравомыслящий человек ни в коей мере себя не отнесет к этому стаду поганых овец. И, самое главное, не только не отнесет себя к ним, но и не соответствует им.
Русский народ не быдло!!!
И хватит уже пытаться нам вдалбливать обратное!
Никто этому уже давно не верит.
"Нам нужны ПАЦАНЫ!"(это кто простите?по расшифровке - гопники и невежды?но зато с карактером!) ...хорошие мальчики и девочки из хороших семей не могут сказать о Родине...ничего не могут Ей дать... Да уж...Вот только в Отечественную войну полно мальчиков и девочек и из хороших семей задницу свою рвали за Родину и души отдавали,а не только штрафбатники и урки.А кто выживал потом так могли о Родине сказать и о человеке в ней, что авторам всяких "горек" и не снилось. "пусть хорошие мальчики и девочки...создают группы типа Тату"...да уж,если для автора это значит хорошие.А фильм примитивный.И пошлый.Пьянь,невежество,трясущая титьками на свадебных плясках бабина,типичный портрет "быдла",который наша "креативная" интеллигенция так и хочет привязать ко всему русскому народу в массе своей.И этот фильм на православное Рождество показывали в Америке,Англии,и люди вместо того,чтобы почтить роджегося Спасителя в церкви,тупо сидели и тупо ржали над тупым фильмом.Ха-ха-ха.А потом во всех новостях об этом еще с такой гордостью трезвонили.Пустое смехотворство неуемное.Никакой глубины.Типичная комедия.И ничего более.
"Вдоль обрыва по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю..."
Только не всегда нам удается пройти по краю...
Не всегда история завершается пусть едва, но все же не упущенным хэппи-эндом...
Да ничего он не формирует. Не для Канн или др. именитых фестивалей его снимали, думаю. Просто показывает все как есть, про нашу среднероссийсккю, постсоветскую действительность немного приключений. Пусть, как в зеркале, каждый узнает себя, даже если в его жизни ничего подобного не случалось)))
От этого фильма и еще может Елок, у меня о Светлакове мнение гораздо повысилось. В нем определенно что-то есть)))
"Горько" - отличная терапия для принятия себя. Даже если ты никогда не напивался на свадьбах :)
Мне фильм понравился, хотя и показался страшным. Жизненно страшным. Стало страшно, что вот так могут поступать все, и я в первую очередь. Фильм заставляет задуматься. Там рядом и смех, и слезы. Все вместе, все рядом, как в жизни.
Бездарный и глупый фильм, формирующий негативный образ русского человека. Смотрите, вот мы дебилы, пьяницы, не почитающие своих родных, а подраться, так это мы всегда рады. А Светлаков получил удовольствие от съёмок, так это его мир.
Собрали в кучу всё .....