Москва, 30 января 2014 г.
26 января 2014 года в Москве состоялся круглый стол на тему «Голос Церкви в современных медиа. Почему и как он должен звучать?», организованный Синодальным информационным отделом в рамках направления «Церковь и СМИ» XXII Международных Рождественских чтений.
В мероприятии приняли участие викарий Киевской епархии, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи епископ Обуховский Иона, председатель Синодального информационно- просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко, главный редактор Интернет-издания «Православие и мир» Анна Данилова, директор АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь» Роман Торгашин, представители епархий Русской Православной Церкви, церковных и светских СМИ. Модератором круглого стола выступил главный редактор Интернет-портала «Религия и СМИ» Александр Щипков.
Тема, вынесенная в заглавие круглого стола, была рассмотрена разносторонне.
По наблюдению А.В. Щипкова, сегодня в Церкви происходят два взаимосвязанных процесса. Первый — «социализация Церкви», обращение Церкви к внешнему миру, взаимодействие с внешним миром. Второй — постепенное собирание и складывание единой информационной политики Церкви.
«Если посмотреть на медийную составляющую, то в разрезе этих двух тем необходимо четко разделять два института: институт церковных спикеров и журналистский пул, который работает в церковных СМИ, — говорит Александр Владимирович. — Спикеры озвучивают и высказывают общецерковную позицию, а пул профессиональных журналистов занимается разъяснением этой позиции».
Однако, по словам эксперта, сегодня бывает наоборот: журналисты высказывают позицию, а спикеры начинают спорить между собой.
«Официальные спикеры не всегда являются носителями абсолютно безукоризненной позиции, и мы к этому относимся спокойно, — отмечает протоиерей Георгий Коваленко. — То есть мы не предполагаем, что кто-то имеет право на обладание истиной в тех вопросах, по которым нет официальных церковных документов или официальных заявлений Священноначалия».
Кроме того, современное информационное общество часто не дает возможности согласовать позицию. И в этой ситуации может помочь принцип пост-цензуры.
«Принцип пост-цензуры предполагает, что, если моя позиция расходится, или не нравится Священноначалию, или является неправильной, что я не исключаю, я всегда готов услышать голос Священноначалия, голос своих братьев, а иногда даже и не братьев», — поясняет председатель Синодального информационно- просветительского отдела Украинской Православной Церкви.
Если в главном нужно стремиться к единству, то по второстепенным вопросам в Церкви и в церковных СМИ возможна дискуссия, соглашаются участники круглого стола. Однако на практике и здесь возникают трудности. О некоторых ситуациях можно сказать, что у нас отсутствует культура дискуссий по второстепенным вопросам. Мы их сразу превращаем в вопросы догматические, канонические, религиозные, начинаем разбрасываться анафемами друг в друга. И в этом смысле важно, «чтобы дискуссии не переходили во вражду», подчеркнул епископ Иона.
Роман Торгашин поднял в своем выступлении тему влияния современных технологий на восприятие информации и поделился опытом работы радио «Вера» в новой информационной среде.
Со своей стороны Анна Данилова обратила внимание на содержательную сторону церковной информационной работы.
«Если честно посмотреть на опыт взаимодействия со СМИ, если посмотреть на людей, которые их читают, придется признать: искусственно созданные информационные поводы плохо работают, повестки дня не создают. Кенгуру при монастыре, батюшки-рокеры, батюшки-хипстеры, батюшки-капитаны дальнего плавания, облеты и обплывы с чудотворными иконами не вызывают сильной и внятной реакции широкой аудитории», — убеждена Анна Александровна.
Такая искусственно созданная повестка дня работает, по сути, по принципам светского пиара. А пиар-технологии христианства до читателя донести не могут, считает главный редактор портала «Православие и мир».
«Мне кажется, что жажда по простому христианству, по простым, внятным, ясным поступкам по вере колоссальная у людей, — говорит А. Данилова. — И когда такое христианство есть, ему дополнительный пиар не нужен. Оно будет задавать повестку дня, и будет лучшим ответом о нашем уповании».