12 декабря в одном из главных выставочных залов Рима – музее Корсо – открылась выставка, приуроченная ко дню престольного праздника храма святой великомученицы Екатерины при посольстве России в Италии. Выставка подготовлена на основе фотоматериалов из собраний Издательского совета Русской Православной Церкви, информационных агентств ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Рейтерс», газет «Труд» и «КоммерсантЪ».
Корреспондент «Православия.ru» побывал на пресс-конференции, которую дали организаторы выставки перед ее открытием.
Перед журналистами выступили заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк и председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев
Протоиерей Владимир Силовьев:Выставка «Церковь и духовное возрождение России» уже экспонировалась в прошлом году в Париже, в здании ЮНЕСКО, и вызвала интерес не только у наших соотечественников, но и у широкой общественности вообще. Выставка сопровождалась обширной культурной программой.
Нечто подобное мы подготовили и для выставки в Риме. Экспозиция в зале музея Корсо связана с престольным праздником нашего посольского храма великомученицы Екатерины. Кроме выставки мы везем в Рим уже достаточно известный хоровой коллектив – Хор под управлением Алексея Пузакова, который поет в храме святого Николая при Третьяковской галерее в Москве.
Экспозицию составляют материалы, представленные в 2005 году в музее храма Христа Спасителя. Эту выставку посетило более 500 тысяч человек. Основа выставки – уникальные фотографии, демонстрирующие духовное возрождение России. Мы надеемся, что в Риме эта выставка вызовет не меньший интерес, чем в свое время в Париже. Религиозное возрождение в России – явление уникальное. Строительство огромного количества новых храмов, восстановление старых, увеличение числа верующих, развитие системы духовного образования – все это, действительно, феномен для мира на рубеже ХХ – XXI веков.
Епископ Егорьевский Марк:Несмотря на то, что иногда мы слышим разговоры о трудностях в отношениях между Православной и Католической Церквами, диалог между православными и католиками очень интенсивен. Кроме того, в Италии сейчас живет много наших соотечественников и граждан из стран СНГ. Их сейчас на территории Аппенинского полуострова такое количество, какого не было никогда за всю его историю. Конечно же, все они нуждаются в духовном окормлении, потому-то на территории Италии сейчас так много приходов Православной Церкви.
Святейший Патриарх регулярно принимает у себя и иерархов Римской Католической Церкви, и паломников из Италии. Также расширяются контакты и по линии гражданского общества, цель которых – показать значение церковной и духовной культуры в российском и итальянском обществах.
Но, к сожалению, еще нельзя сказать, что жизнь Русской Православной Церкви хорошо известна христианам-католикам за рубежом. Конечно, в Италии многие очень тепло относятся к Русской Православной Церкви, любят нашу иконопись, церковное пение, русское искусство, русскую культуру вообще. При этом существует расхожее представление о православии как о совершенно непонятной религии, как о религии далекой даже от христианства. Это связано, конечно, с нехваткой самой элементарной информации, и потому наша главная цель – дать людям возможность получить эту информацию из первых рук.
После выступления организаторы выставки ответили на вопросы журналистов.
Протоиерей Владимир Силовьев:– Какие самые значительные экспонаты будут представлены на этой выставке?
– Главное, с чем мы едем в Европу, – это информация, рассказ о самой жизни Русской Православной Церкви. Кроме того, мы везем богослужебные предметы, которые изготовлены в церковных мастерских «Софрино».
– Расскажите о библиотеке, которую вы передаете храму великомученицы Екатерины.
– Любой приход Русской Православной Церкви всегда ориентирован не только на мистическую часть, на богослужение, но и на просвещение. И воскресная школа, и неразрывно связанная с ней библиотека должны быть при каждом храме, тем более при храме, который находится в Риме. Поэтому мы и везем в Рим библиотеку, составленную из самых разнообразных книг духовного содержания, а также художественную, историческую и образовательную литературу.
Епископ Егорьевский Марк:– Подобные мероприятия проходили в странах традиционно нехристианских?
– Подобного рода выставки имеют смысл в тех странах, где для людей такое понятие, как христианская культура, хотя бы что-то значит. Как правило, в организации этих выставок мы ориентируемся на страны, где христианское присутствие является более или менее значительным. Пока особо активная работа в нехристианских странах не ведется, правда полтора года назад в Сирии прошли мероприятия, связанные с открытием недалеко от Дамаска памятника апостолу Павлу. Выставка, приуроченная к открытию памятника, носила культурный характер, рассказывала о религии в России.
– Расскажите о современном состоянии православно-католических отношений.
– На минувшем епархиальном собрании Святейший Патриарх лишь кратко прокомментировал состояние православно-католических взаимоотношений, сказав, что трудно отметить в них какие-то существенные позитивные перемены. Когда мы говорим о трудностях, мы имеем в виду прежде всего Западную Украину, где, безусловно, ситуация трудная, а в некоторых регионах критическая. До сих пор во Львове православная епархия не имеет возможности получить, как все другие религиозные организации, место для строительства православного храма. Приведу один пример, который позволит понять атмосферу, царящую там сейчас. Некоторое время назад один губернатор, которого уже сняли, сказал православному архиерею: «Вы являетесь для меня самым главным врагом. Я все сделаю, чтобы вас здесь не было». Вот в таких условиях порой приходится трудиться православным на Западной Украине. И, безусловно, Ватикан имеет возможность повлиять на позицию униатов по отношению к Православной Церкви, но, к сожалению, этого не делается.
Вспоминаю высказывание архиепископа Львовского Августина, когда его спросили о покойном Папе Римском Иоанне Павле II. Он сказал: «Папе очень просто было помочь нам, скажи он только слово, чтобы нам выделили участок земли, – и это было бы сделано, но он почему-то этого слова не сказал».
Если раньше представители Католической Церкви говорили о том, что они сохраняют католическую религию в России среди, скажем, поляков и немцев, которые у нас живут, то теперь зачастую мы слышим такие высказывания: на территории России живет большое количество украинцев, и если на Украине количество униатов такое-то, то и в России оно может быть таким же. Подобные высказывания мы рассматриваем уже как прозелитизм, как стремление обратить в свою веру.
Вместе с тем со многими католическими иерархами мы поддерживаем прекрасные отношения. Сотрудничество со многими епархиями, действительно, бывает удивительно братским, замечательным. Например, некоторое время назад в Ирландии проходила конференция, в которой была и религиозная секция, ее вел Архиепископ Дублинский, очень открытый человек, с ним сложились дружеские отношения. Во многих странах у нас нет никаких проблем с католиками, и наши отношения можно назвать просто превосходными.