Православный христианин не делает различия межу людьми на религиозной почве. Безгрешен только Бог, папа не может быть ни «непогрешимым», ни «наместником» Бога, говорит Владыка.
— Ваше Высокопреосвященство, многие люди не понимают, почему Болгарская Православная Церковь (БПЦ) в лице своего высшего клира против посещения папы. Не могли бы вы объяснить ясно и точно, о чем здесь речь?
— Прежде всего хочу сделать уточнение, что высший клир не против посещения папой католиков Болгарии, но он не может принять участия в его приглашении. Кроме того, в Церкви имеется не только высший клир, но и верующий народ — миряне. Проблема тут сложная и многосторонняя. В одном интервью ее невозможно разъяснить. По этому вопросу велось много разговоров, но некоторые люди еще не определились.
Просто и ясно бывает только тогда, когда человек знает истины веры, знает учение Христово, чувствует себя живым членом Православной Церкви и деятельно участвует в ее жизни. Тогда человеку ясно, что после отпадения Римских пап от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви в 1054 году они являются еретиками. У нас нет церковно-канонического единства и евхаристического общения с ними. С ними мы не можем ни иметь общего богослужения, ни молиться вместе, и это продиктовано незыблемостью нашей веры.
Позиция Священного Синода такова, что если папа приедет в Болгарию и пожелает выразить свое уважение БПЦ и ее предстоятелю, Болгарскому Патриарху и Софийскому митрополиту Максиму, он примет его в Синодальной палате, как принимают всех глав государств и других официальных гостей, изъявивших подобное желание.
О себе скажу, что не могу согласиться послужить поводом к соблазну для паствы, пастырем которой Господь по крайнему Своему снисхождению дозволил мне быть и заботиться о душевном спасении ее. Иисус Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Истина только у Него и в том, кто преподает ее так, как оставил нам ее Сам Христос. Только Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Нововведения после отпадения римо-католиков от церковного единства — это огромная пропасть, которая разделяет нас. Новые догматы, которые они вводят в свою доктрину после разделения, особенно о первенстве (не только по чести) и главенстве папы в Церкви как «наместника» Бога на земле, так же как и о его непогрешимости, никогда не смогут быть приняты здравомыслящим и знакомым с Христовым учением верующим человеком. Только Бог безгрешен.
Отстаивать истину — похвально и достойно (это не фанатизм), но насильно навязывать что-то кому бы то ни было — предосудительно. Православный христианин не делает различия между людьми на религиозной почве. Он видит ближнего во всяком человеке, особенно попавшем в нужду, потому что всегда помнит притчу о попавшем в руки разбойников человеке и добром самарянине[1]. Он не интересуется, какую веру исповедует нуждающийся в его помощи, и с радостью помогает. Но когда встает вопрос о вере в истину, он всегда отстаивает ее, даже, если нужно, платит за нее своей жизнью.
Итак, если папа как человек нуждается в нашей помощи, мы предоставим ее ему, но согласиться принять его как носителя истины — Боже, упаси нас, от такого неразумного и поверхностного поступка.
— Который из болгарских премьеров несет персонально наибольшую вину в расколе и последующих трудностях перед Болгарской Православной Церковью?
— Только Бог может сказать категорично, кто персонально несет вину. Однако факт то, что пагубный раскол образовался, когда правительство возглавлял г-н Филипп Димитров. Актом № 92 от 25 мая 1992 года тогдашнего директора Дирекции по вероисповеданиям при Совете министров г-на Мефодия Спасова посягнули на нашу родную Святую Церковь. Этим Актом — в полном противоречии со статьей 13, пункт 2, Конституции Республики Болгария и статьей 16 Закона о вероисповеданиях — объявили избрание Болгарского Патриарха и Софийского митрополита Максима, а также митрополитов, совершённым в противоречие с Уставом БПЦ и утвердили «новый Синод», состоящий из архиереев и иеромонаха Христофора (Сыбева).
Жаль, что в продолжение десяти лет в общественной и правовой жизни повторяется рефрен, что БПЦ не зарегистрирована по статье 16 Закона о исповеданиях, вопреки тому что БПЦ имеет статус юридического лица с момента регистрации ее Устава согласно статье 6, а согласно статье 9 управляющие и представительные органы и способ их избрания или назначения устанавливается исключительно и только ее Уставом.
Следовательно, государство, однажды зарегистрировав Устав БПЦ и тем самым признав ее субъектом права, — а через нормативное делегирование статьи 9 предоставив этой самоуправляющейся институции руководствоваться своим Уставом, — не имеет никакого правового (а еще менее канонического) основания высказывать сомнения относительно руководящих органов БПЦ.
Дирекция по вероисповеданиям должна перестать манипулировать общественным мнением, перестать играть главную роль в поддержании раскола БПЦ юридическими и политическими средствами, а исполнять свой долг. Вся вина в кризисных отношениях между БПЦ и государством лежит на Дирекции по вероисповеданиям.
В последнее время опять спекулируют письмом № 344 от 15 июня 1994 года, подписанным главным прокурором, министром внутренних дел и директором по вероисповеданиям. Толкуется это так, будто этим письмом чуть ли делится церковное имущество между «двумя синодами». Да будет известно всем, что в Болгарии есть только один Священный Синод БПЦ; что ни Патриарх, ни митрополит, даже уполномоченные Священным Синодом, не могут ставить своей подписи за раздел церковного имущества или какой бы то ни было церковной собственности, поскольку она не является их личной. Никто не может и не имеет права, согласно священным канонам, распылять то, чего он не собирал.
— Нельзя ли избежать раскола каким-нибудь образом?
— Разумеется, можно, если бы духовники, которые поддались нажиму политиков, помнили обеты, которые давали перед тем, как быть рукоположенными, если бы они были тверды в вере и отстаивали церковное единство. Тогда политикам самим не удалось бы сделать ничего и не совершилось бы это преступное деяние против веры и Святой Болгарской Православной Церкви.
— В храмах, где служат раскольники, совершаются Святые Таинства — венчания, крещения… Что бы вы сказали людям, которые прибегают к требам в этих храмах?
— Ничего от себя не скажу этим людям, потому что от имени всех глав поместных Православных Церквей это сказал Вселенский Патриарх Варфоломей в своем послании к болгарскому народу[2]. Все Святые Таинства, совершённые раскольниками до Всеправославного Собора, состоявшегося в Софии 30 сентября — 1 октября 1998 года с целью прекращения раскола, по крайнему снисхождению были признаны. Оставшиеся в грехе раскола духовники и миряне, не принявшие прощения, говорится в послании, поставили себя не только вне Болгарской Православной Церкви, но и вне всего вселенского Православия.
— Старче Нафанаиле, как бы вы обобщили отношения «государство — Церковь» за минувшие 12 лет?
— В эти годы мы видим почти одно и то же отношение — отрицательное. Политики не хотят признать свою вину перед БПЦ.
Три власти в Болгарии, по принципу независимости друг от друга, вместе разрушали единство нашей Церкви, забыв, что она является институцией вне их полномочий. Они всячески, разными способами старались подчинить ее, но Церковь — это богочеловеческий организм, и она неподвластна ни времени, ни преходящим светским властям. Она — мистическое Тело Христово и находится во всем мире. Позволю себе дать совет людям, незнакомым с сущностью Церкви, чтобы они не вмешивались в ее жизнь, поскольку возмездие Божие простирается до девятого колена…
Слава Богу, в последнее время заметны изменения, имеет место развитие, но существенных результатов мы еще не достигли. Большое значение имеет тот факт, что депутаты проголосовали за то, чтобы Его Святейшество Патриарх Болгарский и митрополит Софийский Максим присутствовал на принесении клятвы Его Величества г-на министра-председателя Симеона Саксобургготского[3]. Это повторилось и при принесении клятвы при вступлении в должность г-на президента Республики Болгария Георги Пырванова. Надеемся, что в скором времени мы станем свидетелями существенных перемен, и правда и истина восторжествуют.
— Как бы вы описали нынешнее состояние БПЦ?
— На нынешнее состояние БПЦ повлияли многие факторы. В тоталитарные времена у БПЦ не было большого выбора кадров. Ее ограничивали. Сразу же после перемен 1989 года и наступления демократии БПЦ направила свои справедливые требования в Народное собрание. Подготовила учебники по вероучению, пыталась восстановить братскую жизнь на приходах; восстановила Софийскую и Пловдивскую семинарии в их исконных зданиях. После упомянутых перемен народ пошел в храмы. Однако раскол разъединил верующий народ, который не был, да и сейчас еще недостаточно знаком с истинами веры.
Несмотря на созданные трудности, связанные с расколом, БПЦ продолжает исполнять свою душеспасительную и полезную для народа миссию, хоть и при нехватке священнослужителей, потому что знает, что когда народ духовно просвещен и знает свою веру, тогда мало людей будет поверхностно смотреть на жизнь. Когда человек знает, что за ним постоянно наблюдает Божие всевидящее око и что от него не может скрыться ничего, он подумает, делать ли что-нибудь в ущерб своему брату.
Не следует забывать, что на земле мы должны пройти через трудности. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33), — говорит Иисус Христос. Церковь на земле — воинствующая, она воюет с грехом и «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), следовательно, проблемы будут.
1 марта 2002 года