Люди негодовали на то, что власти оказались ворами и коррупционерами, на то, что представители политической элиты нагло нарушали правила и законы, не опасаясь наказания, на то, что милиция не ловила преступников, а сама совершала преступления, что суды отпускали виновных за взятки... Стало ли лучше со всем этим со времен победы "Оранжевой революции"? Если верить сторонникам "майдана", то нет. Стало совсем, невыносимо плохо. Но тогда - позвольте задать этот неприятный вопрос - есть ли какие-либо основания полагать, что после нынешней революции станет лучше?
Каким образом политическая элита сделается честной, воздержанной и попечительной об общем благе? Каким прекрасным волшебством милиционеры - которых обвиняют в чудовищной жестокости и развращенности - сделаются честны и добры? Куда денутся продажные судьи и как на их месте окажутся бескорыстные служители справедливости? Было ли такое, чтобы революционная смута (причем не просто волнения, а драки и смертоубийства) приводила к улучшению нравов, к повышению уровня честности и человеколюбия? Хотя бы просто к повышению достатка? Рядовые участники революционных выступлений, насколько с ними возможно беседовать в интернете, избегают задумываться об этом - их достало положение дел, сложившееся за десять лет, прошедших со времен "оранжевой революции", они хотят излить свою горечь и гнев, выразить свое возмущение и нежелание терпеть такую жизнь дальше. Хорошо, выразили, десятки людей уже погибло. Что дальше?
Люди, которые поднялись из толщи народной и выбились если не в элиту, то хотя бы в вахтеры с некоторыми полномочиями, начинают вести себя в точности как ненавистные им прежние властители. Увы, часто негодование относится не к воровству, насилию, пренебрежению к правам и достоинству людей, а к тому, что человек оказывается в числе притесненных, а не притеснителей. Дайте ему возможность - и он сделается точно таким же притеснителем. Посадите его на должность, где он сможет воровать - и он сам этим с радостью займется.
Это не вопрос того, какие именно персоналии сидят в президентском кресле, райотделах милиции или в судах - это вопрос общего состояния нравов. Культуры как совокупности привычек, обычаев, представлений о мире, действий, которые человек полагает само собой разумеющимися в тех или иных - прежде всего, конфликтных - ситуациях. Того, насколько высоко ценится человеческая жизнь, насколько легко люди прибегают к насилию, насколько сильное отвращение они питают к убийству друг друга.
И тут состояние государства уже вторично по отношению к состоянию этой культуры. Украинская культура оказалась терпимой к насилию - взаимное убийство десятков сограждан на улицах столицы воспринимается не как ужас и позор, а как нечто славное и героическое. Глядя на такое бедствие, можно только повторить "Дякую Тоби, Боже, що я москаль", но причины этой благодарности не в том, что у нас нравы мягче - это, увы, не так - а в том, что у нас пока есть государство, способное пресекать смуту и мятеж. Государство - это очень важно, но нам необходимо и другое. Нам, в России, необходимы глубокие изменения в культуре - в отношениях друг с другом, в восприятии ценности человеческой жизни и достоинства. Покаяние в смысле "обращение", "перемена путей".
И прежде всего, это изменение отношения к человеческой жизни и достоинству, и, соответственно, в отношении к насилию против людей. Наша вера говорит о том, что человек создан по образу Божию, что его жизнь ценна в очах Бога и что человекоубийство является тяжким грехом. Что нельзя убивать, соучаствовать в убийстве, подстрекать к убийству, одобрять убийство.
То, что человек создан по образу Божию, означает также, что люди обладают достоинством, которое мы должны признавать - даже в дурных людях, потому что и они созданы по образу Божию, и они ценны в Его очах, и они призваны к покаянию и вечному спасению.
Христиане призваны быть закваской, меняющей все общество в целом, задавать нравственный тон - и поэтому очень важно выделяться из общей культуры и привычек, и выделяться сильно.
Не призывать к насилию, не поощрять насилие, не восторгаться насилием, не использовать оскорбительных и уничижительных слов по отношению к кому бы то ни было - короче говоря, следовать нашей давно известной православной этике. Наша страна, чтобы отвратить угрозу революции кровавой, нуждается в нравственной революции - и если какое-то массовое движение могло бы этому помочь, то это движение за исправление нравов, за повышение цены человеческой жизни в общем восприятии, за уважение к человеческому достоинству.
Татьяна. г. Луганск.
перестаньте писать высокоумные статьи которые "дышат" высокомерием и разделяют нас- русских, на "хохлов и москалей".
Надо просто учиться деятельно (каждый на своем месте) любить и молиться за всех.
Простите.
предприятия закрываются, студентов распускают...
пока немного постреливают (татары, к стати), и в горячую фазу все может перейти достаточно быстро.
Не прощаюсь.