В завершение периода подготовительных недель к Святому и Великому посту, т.е. в период Триоди Постной, Церковь устанавливает, чтобы чтение Евангелия в последнее воскресенье перед постом (Мф. 6, 14-21) содержало набор простых и практических предложений об истинном значении поста и воздержания. Действительно, мы видим в этом евангельском чтении Господа, учащего Своих слушателей – а с ними и благочестивых во все времена верующих – тому, как должны вести себя люди в период поста.
Прежде всего, подчеркивается основополагающее значение прощения. Если человек хочет подготовиться к получению прощения своих грехов, он должен хорошо знать, что, в первую очередь, ему надлежит самому простить несправедливые поступки, совершенные против него. Если он не в состоянии отпустить грехи своему ближнему, тогда пусть не надеется на то, что Бог услышит его молитвы и простит его беззакония. Ведь Христос ясно говорил Своим ученикам, что осуждение расценивается как тягчайший грех перед Богом. И далее, на протяжении всей христианской традиции, утверждалось, что прощение есть один из основных истинных принципов христианской морали. Действительно, Авва Маркос говорил, что истинное знание вещей находится в терпении приходящих временами невзгод, а также в необвинении других в личном несчастье.
Также не придается значения внешнему виду тех, кто пребывает в борьбе поста. Поскольку некоторые благочестивые люди, возможно, окажутся тщеславными, Христос подчеркивает здесь, что те, кто живет умеренной жизнью, не должны выглядеть огорченными и утомленными, чтобы произвести впечатление на окружающих. Борьба человека касается исключительно его самого и его отношений с Богом. Таким образом, в этом деле не должно быть места лицемерию и гордости. Верующему следует стремиться не к приобретению восхищения и похвал других, а к подлинному и значимому общению с Богом.
Также должно всегда – особенно в этот период – все бытие обращать к Небу. И лучший способ такого обращения нашего к Небесной родине – перестать заниматься исключительно самими собой и своими повседневными делами, а заботиться больше о страждущих братьях наших. Таким образом, мы “вкладываем” в Небо, в сокровища вечности, которые защищены от угрозы мирского распада, разрушительно влияющего на стяжание мирских благ в нашей повседневной жизни. Совершая угодные Богу поступки, мы получаем доступ в Царство Божие, в то время как заботы о мирских благах оказываются тщетными, потому что всемогущее время и условия жизни распоряжаются так, что мирские ценности имеют временный и тленный характер.
Наконец, Церковь предоставляет нам еще одну прекрасную возможность для вхождения в “период добродетели”. В это воскресенье на Вечерню собираются все верующие, чтобы просить прощения друг у друга. Очистить, по возможности, сердца свои, прежде чем приступить к очищению постом.
Давайте претворять все эти советы и наставления в жизнь. Давайте прислушаемся к ним, чтобы выправить свою жизнь в согласии с ними, не позволяя страстям нашим сбивать нас с пути добродетели, чтобы вмести с Господом нашим идти по дороге к Воскресению.