Москва, 23 марта 2014 г.
«На Кресте совершилось нечто другое – Господь явил Свое бессилие, Свою человеческую уязвимость, – отметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди в Храме Христа Спасителя 23 марта, – Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить незаслуженно к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегодня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества. Их просто зверски прибивали к крестам. Это была не просто казнь – это была казнь и издевательство одновременно. Это была казнь и пытка. Это была казнь и свидетельство о полной безвластности, никчемности, слабости человека. Это была позорная казнь».
«Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту бесславную казнь? Для того чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди – тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто защищает родину, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, – как они обращались бы к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти?»
«Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, – чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи – искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает: воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет», – подчеркнул Предстоятель.