Аномия Христианства

Неискушенному зрителю покажется, что «Ной» – переложение известной ветхозаветной истории на современный язык. Действительно, первая половина эпического двухчасового полотна Даррена Аронофски не слишком отходит от библейского канона.

    

Однако чем дольше смотришь картину, тем отчетливее проявляется религиозный диссонанс и тем яснее проступает подмена ключевых понятий.

Из-под легкой руки американских кинопромышленников вышло отнюдь не христианское кино и даже не плоская голливудская сказка о борьбе за экологию и чистоту окружающей среды. Наоборот, на суд зрителя вынесено переписывание Библии, чистейшей воды постхристианский апокриф. «Ной» – это не только антирелигиозное и антигуманистическое кино, это ярчайший пример размытия и искажения библейских сюжетов и смыслов.

Возьмем историю самого Ноя. В Библии он описан праведником, который помимо прочего «ходил пред Богом» . Такого лестного отзыва, для справки, удостаивается лишь один из предков Ноя – Енох. Переводя на современный язык, Ной не просто соблюдал законы, а доверял Богу, другими словами, следовал не букве, но духу истины. Когда Бог напрямую обратился к нему с предупреждением о потопе и указаниями по строительству ковчега, со стороны праотца никак не могло возникнуть и тени недопонимания и сомнения.

Что же в фильме? Вместо вполне четких указаний, Ною снятся неясные видения.

Некоторым образом истолковав их, он с небывалым остервенением бросается исполнять данное ему поручение. В строительстве ковчега, помимо сыновей (которые почему-то не имеют жен, из-за чего, кстати, и возникает один из основных драматургических конфликтов картины), ему помогают каменные гиганты, некие «падшие» духи, заключенные на Земле за то, что они пожалели людей, а мешают – «потомки Каина», сборище джексоновских орков, с остервенением кидающихся грудью на амбразуру в попытке силой захватить ковчег. В общем, откровенную несуразность некоторых сцен в фильме сложно описать словами.

    

Вместо того, чтобы пустить несчастных людей на ковчег, Ной истолковывает видения почти в логике теории о расовом превосходстве и решает, что есть «чистые» потомки Сифа и «нечистые», пораженные грехом потомки Каина. Одним на ковчег можно, а другим – нельзя. Более того, внезапно осознав, что и сам не до конца принадлежит к «белой» расе (т.е. что и сам частично грешен), решает, что Бог собрался окончательно истребить человечество и оставить на Земле только «непорочных» животных. В итоге, не получив никакого внятного уточнения свыше, экранный Ной при помощи големов-ангелов (падших ангелов?) убивает толпы людей, виновных и невинных, и чуть не зарезает собственных внучек.

При этом необходимо заметить, что в отличие от первоисточника, сам Бог совершенно не является действующим лицом в картине. Это «сверхразум», понять мотивы которого невозможно, и который вмешивается в основные события только постфактум. В фильме полностью отсутствует персонификация Творца: «и сказал Бог», «Бог повелел», «и вспомнил Бог», «и сказал Господь в сердце Своем». Кроме того, по логике сценаристов получается, что Бог отчасти виноват в том, что ввел Ноя в сомнение и заблуждение, а значит, повлек за собой тысячи и миллионы безвинных жертв. А сцена военного штурма ковчега «каинитами» поражает своей концептуальностью, особенно если вспомнить первоисточник. В ковчег не то что не рвались с боем – даже смеялись над Ноем, который строил огромный корабль посреди материка. Более того, каиниты «во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф 24, 38-39), то есть не Бог их отверг, а они сами Его отвергли.

Списать все эти и многие другие неточности и слишком вольные интерпретации на творческое переосмысление можно. Однако следует признать, что это антирелигиозное переосмысление.

Свежий голливудский блокбастер искажает не только «сюжетную» составляющую (например, у каждого из сыновей библейского Ноя уже были жены к моменту потопа, а у Хама, сверх того, точно родился сын Ханаан), но что более важно – духовно-смысловую. Из праведника Ной превращается в мятущегося грешника, защитника окружающей среды и расовой чистоты, а его сыновья – в стереотипных американских подростков; потомки Каина – в злобных орков; падшие ангелы оказываются не только несправедливо наказанными, но и вообще не падшими; а Шестоднев легко и непринужденно трансформируется в дарвиновскую эволюционистскую теорию – все это, видимо, сделано для более простого восприятия материала современной аудиторией.

Но любое переосмысление имеет свои пределы. Когда Тарковский снял, к примеру, свой «Солярис» – получился вывернутый наизнанку роман Лема. Нет, это отнюдь не умаляет талант самого Тарковского, однако ставит под сомнение возможность назвать фильм прямой экранизацией. С «Ноем» – схожая ситуация. Всемирный Потоп, Ной, да и сама Библия – все это лишь большая рекламная вывеска для фильма, имеющая с ветхозаветным преданием мало общего. Картина Даррена Аронофски не что иное, как выражение незамысловатых религиозных представлений и переживаний режиссера, заявка на «глубокое» кино в масштабе киноблокбастера. Великолепный визуальный ряд – оболочка – совершенно не стоит своего откровенно пустого внутреннего содержания.

Режиссер фильма "Ной" - Аронофски Режиссер фильма "Ной" - Аронофски
    

«Ной» Аронофски – это полная инверсия библейских смыслов, находящаяся в шаге от кощунства. Библейская история – простая, понятная, поучительная – воспитывает универсальную систему нравственных ценностей. Язык Священного Писания, как известно, носит притчевый характер. Голливуд же пересказал не притчу, а предложил её сомнительную авторскую трактовку, попросту исказил, вложив противоположные смыслы. Это уже не просто прочтение ветхозаветного текста, а пропаганда расового превосходства и нравственного релятивизма в библейских декорациях.

Некоторые скажут, что фильм хорош уже тем, что «заставляет думать», что это фильм-«диспут», фильм-«высказывание». Это не более чем оправдательный трюк: «заставить думать» само по себе не является ценностью. Ценность – это предельно ясная библейская история Ноя, история о смирении, чистоте и нравственном подвиге.

Николай Щипков

Источник: Православие.Fm

31 марта 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Илларион 1 октября 2014, 17:09
Да, сняли однако полнейшую чушь. Но вот что мне непонятно: Аронофски - еврей. А для него эта история такая же священная как и для нас, если не более. Так почему он так ее коверкает???
Руслан 1 апреля 2014, 16:07
Скажите, а как америкосы могут снять фильм который совпадал бы с нашими понятиями о христианстве в целом, сначала им самим нужно принять христианство и второе что бы они не делали,всё ровно будет лоск! и без души!
Владислав 1 апреля 2014, 08:59
Евгений, предлагаете детям читать еретиков?
Это, конечно, сарказм. Но он сам по себе отражает двойственность человеческой природы. Как так: еретик и вдруг пишет Богодуховные вещи?
Проблема современных людей в том, что они не хотят признаться в том, что они несут бремя Адама. Адам совершил грехопадение и теперь его потомки несут на себе печать греха. Иисус Христос был безгрешен. Ной нет. Я нет. Вы нет.
Но в то же время человек создан по образу и подобию Божию и поэтому люди стремяться к добру.
Я еще раз говорю - нет праведников, нет грешников, в том плане, что в каждом человеке есть порок и в каждом человеке есть добродетель. Но есть греховные поступки и есть праведные поступки. Поэтому мы не можем осуждать людей, но зато очень даже можем осуждать их поступки. Я не в коей мере не утверждаю, что мы не должны поступать праведно. Должны. Это долг человека стремиться к праведности. Но Вы никогда не достигните безгрешности.
Если человек не примет того, что он грешен, он будет подобен фарисею который не имеет ни одного греха, кроме одного - гордыни.
Но вернемся к фильму: Ной считает себя праведным, а потомков Каина - грешниками. И только поняв, что он тоже потомок Адама и тоже грешен, он обретает настоящее смирение.
Может, это, конечно, не совсем правильно показывать патриарха в таком свете. Но сама мысль, которой пропитан фильм, точно не чужда Православию.







Евгений31 марта 2014, 23:39
Православие само по себе есть четкий критерий духовной жизни. Четкое определение добра и зла, праведников и грешников. Понятия эти не смешиваются. Смешать это хочет только сатана для обмана и погибели человека. Тот, кто так не считает, может ли он себя считать православным? На все ваши, Владислав, вопросы, уже давно даны ответы святыми отцами. На каждой исповеди человек должен желать из грешного стать более чистым и праведным, все больше очистить душу, чтобы она более воспринимала Бога. Священное Писание вообще читается в трактовке святых отцов, признанных Церковью и на толковании которых верующие воспитываются в духе Истины уже более полутора тысяч лет.
Потом и случаются евромайданы со всеми вытекающими. Принимаются законы в духе гуманизма о лгбт, ювенальной юстиции.
Детей надо подальше держать от такой мерзости. Пусть лучше рассуждают на платформе, которая выстроена Истиной уже две тысячи лет. Хроники Нарнии им покажите, там все на евангельских моментах.
Вадислав31 марта 2014, 17:42
Когда увидел Ноя - подумал, что этот фильм не поймут. Та и случилось.
Фильм "Ной" не о потопе. Потоп лишь событие, вокруг которого строится повествование и рассуждения режиссера.
Фильм затрагивает много вопросов, но главных из них два:
1. Люди, всегда остаются людьми. А человек после грехоподения - не злой и не добрый. Он человек со своими достоинствами и недостатками. Мы привыкли делить людей на грешников и праведников. Но это абсурд. Нет ни одного человека до конца праведного, который бы мог сказать, что он безгрешен.
2. Как понять волю Бога? Не знаю, может, конечно, с автором статьи Господь лично общается за чашкой чая после обеда и говорит, что Ему угодно, но мне лично с Богом разговаривать не приходилось. И это второй вопрос, который поднимает режиссер. Чем мы должны руководствоваться в принятии решений? Режиссер отвечает - любовью. Попутно режиссер показывает, что нежелание слушать и слышать других в слепом желание следовать своему понятию, что такое хорошо - это путь к прелести и гордыни.
Да фильм Ной не о безгрешном святом. Он о человеке. Так что в этом плохого?
Фотиния31 марта 2014, 12:25
Спасибо за объяснение! Прочитаю еще раз с детьми. Их надо учить анализировать все то, что идет из СМИ. А они пока, к сожалению, наивно верят всему тому, что показывают по телевизору.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×