В этом твердо убеждена игумения Елисавета (Жегалова) – настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. И более двадцати лет назад, когда только начиналось возрождение древней обители, матушка понимала, что выполнение богослужебного молитвенного устава должно быть на первом месте. И сегодня, когда число насельниц обители достигает почти 90 человек, а саму обитель не узнать (благолепные храмы; ухоженная территория, которую с любовью называют «кусочком Крыма»; современное подсобное хозяйство; детский приют), молитва по-прежнему остается стержнем монашеской жизни, ее незыблемым фундаментом. Времени у сестер хватает на все: и на ответственное выполнение послушаний, и на участие в богослужениях, и на келейное правило. А еще – на чтение духовной литературы, которая не пылится на полках большой монастырской библиотеки, а очень даже востребована. О многих проблемах современного монастыря и жизни монашествующих мы говорили с игуменией Елисаветой. Но первый вопрос был таким:
– Матушка Елисавета, в честь какой святой вас нарекли в постриге?
– Нарекли меня в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Постриг я принимала в Шамординской обители. Настоятельница монастыря, ныне покойная игумения Никона (Перетягина), спросила меня и другую сестру, какие имена мы бы хотели носить. До этого я десять лет подвизалась в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре, и вот однажды туда прислали из Джорданвилля книгу Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна», прочитав которую я так прониклась любовью к Великой княгине, что ее имя стало для меня родным и близким. Но, поскольку у нас она еще не была канонизирована, я назвала матушке Никоне еще одно имя. И вдруг, кажется, за неделю до моего пострига Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил ее к лику святых новомучеников Российских!
– Наверное, для вас это было как чудо. А повлияло ли каким-то образом имя небесной покровительницы на ваш монашеский путь?
– Я очень благодарна Богу, что ношу имя этой святой. Но быть похожей на нее, то есть иметь такую самоотверженность, такую великую любовь к людям, невероятно сложно. К этим духовным вершинам надо взбираться и взбираться.
– И в то же время одна из таких «вершин» взята. В непростое для монастыря время, отмеченное трудностями разного рода, вы, тем не менее, озаботились попечением обездоленных детей...
– Это вовсе не моя заслуга. Все получилось так: наш благотворитель Эраст Николаевич Поздышев, руководивший государственным концерном «Росэнергоатом», однажды сказал: «Давайте сделаем детский приют». Мы тогда жили в стесненных условиях, вокруг царила разруха, и трудно было даже представить, где и как тут можно разместить детей. Однако Эраст Николаевич, глубоко церковный человек, человек деятельный, пообещал выстроить специальный корпус в стенах обители. А вскоре последовали события, показавшие нам, что на создание приюта есть Воля Божия. Дело в том, что некая женщина попыталась организовать в нашей деревне Махра семейный детский дом и взяла на попечение нескольких детдомовских мальчиков и девочек. Она купила в Махре дом, приезжала сюда из Москвы, но ничего у нее не вышло. Ребята решили разбежаться кто куда. Правда, девочки, которые в воскресные дни приходили к нам на службу, и мы видели, что им здесь нравится, сказали: «Или вы возьмете нас к себе, или мы убежим из Махры». Пришлось их взять. Вначале те семь девчушек жили все вместе в одной из монастырских комнат, затем со временем они перебрались в выстроенный благотворителями корпус с удобными спальными комнатами, классом для занятий, уютной трапезной, библиотекой, небольшим спортзалом. И на сегодняшний день в приюте около тридцати подопечных. Такая вот история!
– Сильное впечатление на нас произвело подсобное хозяйство монастыря. Признаться, ни в одной обители мы не видели такого современного коровника с крышей, частично сделанной из прочного стекла, причем с той целью, как нам пояснили, чтобы попадающий через стекло солнечный свет улучшал настроение телят, быков и коров.
– О подсобном хозяйстве разговор особый. В любом сельском монастыре оно необходимо. У нас есть поля, огороды, курятник с пятьюстами кур, пчелиные ульи. Скотный двор, который вы видели, довольно-таки большой, но мы хотим развивать его дальше. Причин для этого много, и одна из них: надо думать, как жить и обеспечивать себя, поддерживать в должном состоянии транспорт, обновлять по весне некоторые монастырские здания, решать другие денежные проблемы, если вдруг не будет благотворительной помощи. Ведь сегодня человек, допустим, может дать какие-то средства на нужды монастыря, а завтра у него такой возможности уже не будет. Поэтому мы подумали, порассуждали, прикинули в уме и решили развивать сельское хозяйство. И в первую очередь, животноводство. Если сумеем выйти на хороший уровень, то сможем свои продукты, натуральные, без всякой там химии и ГМО, выращенные и произведенные с молитвой, продавать населению. Тогда нам не придется, что называется, побираться.
– А сейчас приходится?
– Пока что все работает на организацию дела, на перспективу, и серьезного дохода у нас еще нет. Когда, например, монастырь, получил счет за газ и электричество, израсходованные в январе нынешнего года, и там была выставлена фантастическая сумма в 500 тысяч рублей, конечно, пришлось обращаться к людям, способным такую сумму оплатить. Иначе нам бы все отключили, и страшно подумать, что бы случилось...
Дохода пока нет, но экономия для самого монастыря большая. Нам не надо покупать молочные продукты, яйца – у нас все свое. Недавно мы приобрели хорошее итальянское оборудование, и итальянец-сыродел Иван (ударение на первом слоге) Новелли с помощью переводчика обучает сестер варить сыры, известные под названиями «Фантазия», «Моцарелла», «Рикотта». Мы сами печем разные сорта хлеба и пирожки с несколькими видами начинок – для себя и на продажу. Какая-то «живая копеечка» с этого всегда имеется, и часто нас это выручает.
Что касается животноводства, то сестры обители ездят на животноводческие выставки, которые проводятся на ВВЦ. Хорошо знают они дорогу и в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. К себе мы приглашаем специалистов фермерских хозяйств, готовых подсказать, чем и как надо кормить коров, чтобы получать хорошие надои молока. Кроме того, к нам приезжают профессора из Москвы и Санкт-Петербурга, и, общаясь со всеми специалистами, сестры набираются опыта.
– Матушка Елисавета, по вашему благословению мы побывали в просторной иконописной мастерской и познакомились с ее хозяйками – двумя монахинями-иконописцами. Заглянули также в медицинский кабинет, который поразил не меньше, чем скотный двор. Настоящая современная медицинская амбулатория! Заходишь туда и понимаешь, насколько серьезно в монастыре заботятся о телесном здоровье сестер, проводящих время в трудах и молитвах. Но особую радость мы испытали в монастырских храмах. Это было не просто сильное впечатление. Впечатление неизгладимое! Подумалось: если насельницы обители с огромной любовью восстанавливали разрушенные храмы, то с какой, должно быть, любовью к Богу и людям они здесь молятся?!
– Скажу вот о чем: сейчас как бы одновременно у тех российских монастырей, что прошли двадцати- или двадцатипятилетний восстановительный период (тяжелый, напряженный, суетный), наблюдается стремление к уставной духовной жизни. Заметен всеобщий подъем. И вот на памятных всем нам Международной конференции в Свято-Троицкой Сергиевой лавре «Монастыри и монашество: традиции и современность», на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях (направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней») был очевиден живой интерес игуменов и игумений, сестер и братии наших обителей к жизни греческих монастырей. Почему? Объяснение простое. Потому, что там не прерывалась богослужебная традиция, традиция молитвенного делания. А наши монастыри стараются эту традицию у себя возродить. Все, в том числе и мы, понимают, что будет много трудов, проблем и скорбей и по-прежнему предстоит где-то добывать деньги на разные монастырские нужды, но в основном-то все уже образовалось! Мы в Стефано-Махрищском монастыре живем теперь спокойной размеренной жизнью, – слава Богу, появилась такая возможность. Никто из сестер не торопится, не суетится: мол, быстрей, быстрей все надо сделать! Богослужения, монашеское молитвенное правило являются приоритетами. Повторю, что даже при большом хозяйстве, при любой нагрузке можно постараться все так организовать, распределить, чтобы у сестер оставалось время и на келейную молитву, и на службы в храме. У нас, замечу, каждый день вывешивается расписание: куда какая сестра идет на послушание; с каких часов она трудится. Много лет я его составляла, но сейчас народу прибавилось и тяжеловато стало. Теперь расписание составляет благочинная, хотя, конечно, под моим контролем. А расписание певчих по-прежнему составляю я, указывая, какие песнопения мы исполняем в субботу, какие – в воскресенье. Я сама певчая – пела на клиросе и в Пюхтицах, пою и здесь...
– Духовником обители является насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Мефодий (Ермаков). Великим постом он приезжает к нам каждую неделю. Я за сестер спокойна: у них есть возможность исповедовать свои помыслы, просить совета у монаха высокой духовной жизни. Иногда я тоже советуюсь с батюшкой по поводу той или иной сестры, и он всегда деликатно высказывает свое мнение, никогда ничего не навязывая. Так что взаимоотношения у нас замечательные. Какое-то время отец Мефодий был келейником у старца Кирилла (Павлова), многолетнего духовника Троице-Сергиевой лавры, и это много значит.
– Наверное, у некоторых сестер есть духовные отцы, у которых они начали окормляться еще до прихода в Стефано-Махрищский монастырь?
– Есть. И тоже в Троице-Сергиевой лавре. Сестры нечасто просят отпустить их к своему духовному отцу, но когда они просят, я со спокойной душой разрешаю. Потому что знаю: это замечательные батюшки, и от встреч с ними будет только польза.
– Матушка, вы как член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви участвовали в разработке проекта документа «Положения о монастырях и монашествующих». Можете рассказать, как шла работа над ним?
– Напряженно, ответственно и интересно. Часто собирались совещания. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност подвигал нас к деятельному участию в этой работе. Многие, исходя из своего опыта, высказывали свое мнение. Нам давались какие-то темы, кто-то писал доклад. Потом на совещания стали приезжать наместники и игумении ставропигиальных монастырей тоже со своими взглядами на проблемы. Во всем чувствовалась творческая атмосфера, и мне это очень нравилось. Вообще в последнее время жизнь Русской Православной Церкви настолько оживилась, стала динамичной, появился интерес к монашеству, устройству монашеской жизни в монастырях, так что документ, о котором мы говорим, на мой взгляд, очень своевременный.
– Еще хочу вас спросить о монашеских форумах, конференциях. Нужны ли они для монашествующих, или все же это обременительно – приезжать на них, что-то часами обсуждать, отрываясь от неотложных дел своего монастыря? Кстати, один серьезный церковный публицист в статье «Не читайте форумов перед обедом», написал, что церковные люди часто не знают, о чем им говорить на таких форумах друг с другом. И тогда, по его словам, начинается «пинг-понг» цитатами из Святых Отцов...
– Если конференции проводятся не слишком часто, то это необременительно и польза от них большая. Мне лично они многое дают. Мы, к примеру, живем-живем в своем монастыре и думаем: как все у нас хорошо, как правильно все обустроено! А послушаешь выступления других игумений или игуменов и начинаешь понимать, что это лучше сделать так, а это – вот так. То есть нельзя стоять на одном месте, надо развиваться. И как раз церковные конференции, форумы дают стимул для дальнейшего развития монашеской жизни. А по поводу «пинг-понга» я категорически не согласна. Даже если в иных докладах бывает много цитат из Святых Отцов, то, полагаю, лишний раз услышать их духоносные мысли никому из нас не помешает.
– И последний вопрос, матушка. Вернемся к вашему монастырю – к детскому приюту. Интересно, его воспитанницы, среди которых мы увидели и девочек-школьниц, и дошколят, знают жития великих святых: преподобного Сергия Радонежского и его духовного друга и сподвижника, основателя вашей обители преподобного Стефана Махрищского? Чтут их?
– Эти два великих святых им особо близки. Девочки не раз совершали паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Все они хорошо знают тот факт, что однажды Игумен Земли Русской преподобный Сергий, терпя скорби от братии, покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь, где несколько дней провел с преподобным Стефаном в беседах о спасении души. Юные воспитанницы, как и сестры обители, постоянно с молитвою обращаются к небесному покровителю монастыря преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу. Каждую неделю они бывают на службе, исповедуются и причащаются. И я вижу, с каким благоговением девочки прикладываются к раке, поставленной над почивающими под спудом мощами великого святого. Не могу не сказать, что, подрастая, достигая совершеннолетия, наши воспитанницы самостоятельно, без всякого давления, выбирают свой дальнейший путь – работу, учебу в высшем учебном заведении. Мы с сестрами радуемся их успехам и надеемся, что та «закваска», которую они получили, живя при монастыре, тот молитвенный настрой и настрой на доброделание помогут им в жизни.
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
душевный материал!
Не все наши верующие, не говоря об остальном населении
могут себе представить, что наши монашествующие не только
искренни молятся Господу нашему, но способны организовать
хозяйство на таком высоком уровне. Многим нашим сельхоз-
хозяйствам не мешало бы поучиться у этих монахинь. Особенно
впечатляет, что в монастыре есть свой хорошо оборудованный
медпункт. Это в то время когда во многих сельских районах
такие медпункты ликвидируются в целях экономии и население
должно по бездорожью добираться по много километров до
ближайшей больницы. Матушка-настоятельница говорит о ценности для наших монастырей греческого опыта. Мне доводилось быть в нескольких женских монастырях в районе Сэрос, что недалеко от Салоников. Матушки и сестры там замечательные, обстановка в монастырях богоугодная. Но монахинь очень мало, о таком замечательном хозяйстве, да ещё с такой научно-практической поддержкой никто и не мечтает. Все экономические планы греческие монахини связывают с возможным паломничеством туда, преимущественно они ждут российских паломников.
Так что, думаю они тоже многому могут поучиться у наших
монашествующих!
Ещё раз спасибо за интересный материал! Думаю он многим
будет полезен! Божией Вам помощи в ваших трудах!