Перспективы и тенденции книгоиздания и распространения
До сих пор о проблемах православного книгоиздания на страницах нашего журнала размышляли только авторы и издатели книг, а мнение распространителей духовной литературы оставалось «за кадром». Между тем, в Издательстве Московской Патриархии есть крупный центр реализации книжной продукции. Каковы тенденции в современном книгоиздании и распространении, как решить проблему создания собственной книготорговой сети в городах, где зарылись все книжные магазины, есть ли перспективы у электронной книги? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела реализации Издательства Московской Патриархии Андрей Осипов.
Магазин как духовно-культурный центр
— Андрей Владимирович, как вы видите задачи распространения церковной литературы? Всё ли благополучно?
— Одна из проблем, может быть главная, — это отсутствие у нас церковной сети распространения, в которой было бы представлено максимальное количество издаваемых книг. Каждый, кто занимается распространением православной литературы, понимает, что храмы, небольшие книжные церковные лавки и киоски — это «узкое горло», неспособное реализовать весь объем печатной литературы, выпускаемой православными издательствами сегодня. А это до трех тысяч наименований в год. 1990-е годы, когда обычным ассортиментом для православного киоска было 50–100 позиций, давно прошли. И сейчас невозможно продавать православную литературу на двух столиках где-то под колокольней. Книг стало больше. Представить их во всей широте и полноте можно, только создав систему распространения православной литературы. Я представляю это себе в виде полномасштабных широкоформатных церковных магазинов в каждом епархиальном центре с современным типом ведения и организации книжной торговли площадью 200–250 м2, где можно купить книги всех православных издательств страны. Не только столичные, но и региональные, учитывающие местный компонент и колорит. Одновременно это будет и поддержкой местного книгоиздания. Типичный пример такого магазина — наш московский магазин «Православная книга» (ул. Погодинская, 18), где одновременно представлено порядка пяти — семи тысяч позиций православной литературы. Такой ассортимент не способен вместить ни один храм с его маленькими площадями.
И эти магазины не должны ограничиваться только богословской и богослужебной литературой или имеющей грифы Издательского совета Русской Православной Церкви. Они могут включать в себя и русскую классическую литературу, русскую религиозную литературу, филологию, психологию, церковную и не церковную историю, представлять русскую мысль во всей ее полноте. К слову, русская классика практически вся религиозна и тоже должна быть там представлена. Допустим, таких книг может быть не более трети, но они могут оказаться востребованы широкой мыслящей публикой, в том числе и семинаристами. Там может продаваться и иностранная литература, и, может быть, даже написанная авторами иной конфессии. Например, библеистика протестантских авторов, на которых никогда не поставят гриф Издательского совета. Русская культура в свечной ящик не помещается, она шире его. Хотя совершенно понятна опека Церкви — люди, приходящие в храм, должны найти там подлинную церковную литературу. Но иное дело магазин.
Кроме того, у такого магазина есть и миссионерская функция, ведь он работает не только с воцерковленными людьми, но и с теми, кто на пути к храму.
Кто же тогда, как не мы, церковные издательства, должны создать такую сеть распространения? Такие магазины — миссионерское пространство, где могут быть пограничные издания и темы. Кроме того, такой магазин должен стать духовно-просветительским центром, где проходят выставки, встречи с местными писателями, отмечаются какие-то праздники, например День православной книги. И как еще о себе заявить местным авторам, если не в магазинах книги! Только так их книги могут попасть на полки и найти свою читательскую аудиторию. А в перспективе такие епархиальные книжные магазины можно объединить в сеть по распространению православной литературы, в первую очередь в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Новосибирске. Это задача ближайших лет. Такая сеть будет иметь единые стандарты, общий подход к формированию ассортимента, систему отчетности. Издательство Московской Патриархии готово приложить к этому все усилия.
— Где-то уже такая система работает, отлажена?
— Да, мы отладили ее в 2009 году, открыв еще один магазин в сети «Православная книга». Задачей было показать, что сетевая структура распространения вполне возможна. И если мы это сделали в Москве, почему это невозможно в том же Екатеринбурге? Ее преимущества в том, что она включает контролируемый товарооборот с обратной связью, когда менеджер в Москве хорошо представляет, что происходит в книжных магазинах Новосибирска, Ростова или Иркутска в режиме онлайн. Он отслеживает и формирует их ассортимент. И частью такой сети могут быть и интернет-продажи. Если же магазин частный и мы поставляем туда товар, то отследить, что дальше происходит с книгой, невозможно, ибо с конкретным потребителем товара мы не работаем. Мы никогда не узнаем, нашла наша книга своего читателя или нет.
Действующих книжных магазинов в России сегодня несопоставимо меньше, чем в Советском Союзе, и в десять раз меньше на человека, чем в Великобритании, Франции или Германии. Мы видим, что их число продолжает сокращаться, они уходят из нашей жизни.
И пока мы находимся на стадии развития церковных магазинов, православные храмы в малых городах со своими приходскими библиотеками остаются единственными островками книжной культуры. И задача-минимум — развивать эти приходские библиотеки. И, конечно, нужно, чтобы они пополнялись новинками книжной продукции, чтобы у епархии и приходов были на это деньги. И Церковь, как никто другой, призвана к этому. Потому что Церковь обладает недвижимостью и возможностями, в том числе издательскими, административными и возможностями реализации. Может быть, это единственный в современной России социальный институт, который способен поставить перед собой и решить эту масштабную задачу — сохранение русской книжной культуры в регионах.
Новый тренд православной литературы
— Какую книгу ждет сегодня православный читатель?
— С одной стороны, это церковная классика: Библия, Псалтирь, катехизисы, канонники, молитвословы разных форматов и содержания. Любой молитвослов всегда находится в топе продаж. Свое место занимает и святоотеческая литература — она тоже востребована. Может, не в таких масштабах и объемах, но тем не менее. Что касается тренда, то, мне кажется, задача современной православной книги — найти ответ на вопрос, как вечные христианские ценности преломляются в современной культуре.
Мне представляется, что этого ждет современный читатель. В кино на этот вопрос отвечают фильмы «Остров» или «Поп». Это получается и в литературе. Так, книга «Несвятые святые» пробила все мыслимые стены и барьеры. Ее общий тираж перевалил за миллион, а число скачиваний в Интернете еще больше. Эта книга доказала, что Россия — читающая страна. Весь вопрос в том, какую книгу предлагают читателю.
Если книга отвечает на глубокие, онтологические вопросы, если это духовный опыт нашего современника, то она продается в России огромными тиражами. «Несвятые святые» находятся в топе и в церковных, и в светских сетях распространения. Книга переведена на английский, греческий, сербский, испанский языки. Да, кто-то считает, что это литература так себе. Спорить не буду, я не литературный критик, но это чрезвычайно увлекательное чтение! Читабельность — одно из свойств современной православной книги. Ее хочется читать с удовольствием.
Еще бы я отметил новый роман Евгения Водолазкина «Лавр». Великолепное, глубокое, многослойное произведение. «Лавр» — пример того, как христианские ценности манифестируются языком современной культуры. Вот такую книгу ждет современный читатель — сложную, умную, интересную, написанную человеком, который понимает, о чем он говорит. И, конечно, талантливым литературным пером. Кстати, православная проза — самый быстро растущий сегмент рынка. По сравнению с прошлым годом он вырос с 2,7 до 5%. Это романы, рассказы, а среди авторов — архимандрит Тихон (Шевкунов), Олеся Николаева, Александр Торик и многие другие. Это тот сегмент, который отвечает за диалог о современной культуре между Церковью и обществом.
— Каковы тенденции современного книгоиздания и распространения?
— Церковный рынок сегодня замер и практически не развивается. Издательства не растут, их количество не увеличивается, всё стабильно на протяжении последних лет. Но, как на любом рынке, здесь должен идти своеобразный поиск. А развиваться он может через те ниши, которые каждое издательство выберет само. Это можно назвать специализацией. Например, кто-то будет заниматься больше детской литературой, что нашему издательству, по-моему, удается, кто-то патристикой, кто-то богослужебной или учебной литературой. Это не значит, что только этим, но в этом они будут лучшими. И вот такое развитие внутри определенных ниш, возможно, даст нам новые шедевры и бестселлеры. Я убежден, что универсальных издательств скоро уже не будет.
Что же касается тенденций в распространении, то наиболее продаваемый сегмент на церковном рынке — это книги по цене 200–300 рублей, как ни парадоксально, они дают самый большой денежный оборот.
Но проблема церковного рынка в том, что основные книги «в поэкземплярных продажах» сосредоточены в сегменте 100 рублей. И это тревожно.
Понятно, что подготовить такую книгу проще, чем наукоемкую книгу. Скажем, Издательство Олега Абышко, или издательство «Индрик», или питерское издательство «Квадривиум» издает наукоемкие книги. Это прекрасные книги, но цена их не может быть 100 рублей. Средний обоснованный тираж таких книг не более двух тысяч. Распространяется на церковном рынке больше года, а то и двух лет. И тут мы опять упираемся в отсутствие церковных книжных магазинов, способных представлять сложно сбалансированный ассортимент от трех тысяч и более позиций.
Достоинства и перспективы электронной книги
— Как идет освоение электронной книги православными издательствами? Что-то интересное здесь происходит?
— То, что раньше невозможно было сделать в конечной «экономике тиражей», стало возможно с появлением электронной книги. Ведь выгодно издавать было только бестселлеры тиражом 20–30 тысяч. А электронная книга позволяет заниматься теми авторами, которые раньше не могли напечатать свои произведения в бумажном формате из-за низкого спроса. Плюс быстрота поиска, удобство хранения. Тут не нужны склады, огромное количество грузовиков, продавцов, кассовых аппаратов, грузчиков и кладовщиков. Рынок бумажной книги, видимо, неизбежно будет двигаться в сторону электронной книги. Потому что ее экономика существенно дешевле.
Но это не значит, что она вытеснит окончательно бумажную книгу. Потому что бумажная книга — это сложная субстанция, с которой не сравнятся салфетки или памперсы. За ней стоят человеческая жизнь и судьба. Она носитель человеческой мысли и хочет владеть человеком, пространством, временем, хочет преодолевать века.
Поэтому я думаю, что останутся только те издательства, которые способны создать две редакции — электронной книги и бумажной. Их параллельное существование — это сегодняшняя норма. Очевидно, у электронной книги свои производители. Если сейчас в книгоиздательском бизнесе работают люди с полиграфическим образованием, то у электронной книги будут те, кто окончил, возможно, физтех или мехмат и т.п. Потому что верстка, редактура и система дистрибьюции связаны с электронными технологиями. Эпоха Гуттенберга, когда все стали издателями, меняется на эпоху электронной книги, когда все не только издатели, но и читатели, писатели, причем в одном лице. Но электронная победит, потому что экономика ее в десять раз дешевле.
Но самое главное, я думаю, достоинство электронной книги будет в том, что рано или поздно для потребителей электронная книга будет бесплатной. Эпоха принципа копирайта заканчивается. Нужны иные правовые модели издательско-писательских отношений.
Но писатель и издатель не умрут от голода. Потому что им за книгу будет платить заказчик. Представьте себе, что есть некое сообщество людей, которые по каким-либо причинам заинтересованы в том, чтобы их идеи распространялись по возможности максимально широко. Например, религиозное сообщество заинтересовано, чтобы идеи, которыми оно обладает, были доступны всем. Оно заинтересовано, чтобы цена доступа была минимальной. Это не значит, что контент бесплатный, но потребитель платить ничего не будет. Так, за распространяемую Библию будет платить Церковь. Доступ у читателя будет бесплатный, и это совсем другая экономика. Нас ждет неминуемая смена экономической модели, построенной на тиражности и конечности ресурсов и бизнес-процессов связанных с ней, моделью бумагосберегающей. И это обусловлено сменой модели технологической.
— Как будет решаться вопрос с авторскими правами?
— С авторскими правами вопрос будет решаться так же, как он решается в мире научных публикаций. Достаточно напечатать статью в «правильном журнале», и твое авторство больше не оспаривается. Вот с таким взглядом на авторство вопрос давно и надежно решен. Никто ведь не оспаривает авторство законов Ньютона! Авторство извечно будет принадлежать только ему, а вот его мысли будут принадлежать ВСЕМ и БЕСПЛАТНО. Точно так же дело обстоит и с современными работами в любой области. Никто не платит бесконечно автору текстов по физике, химии или математике за перепечатку. На них просто ссылаются, подчеркивая тем самым их авторство.
Мы стоим на пороге смены эпох. Это не только смена технологической модели, но и смена привычных бизнес-моделей и, как следствие, бизнес-поведения и бизнес-мышления. Юридические аспекты как часть уходящей модели тоже будут неизбежно пересмотрены. Меняется сам источник оплаты за писательский и издательский труд. Если раньше это был подписчик или читатели, то в мире «цифры» этим источником, скорее всего, могут стать другие интересанты. Например: министерство культуры, или образования, или РЖД, или Московская Патриархия. Они просто хотят, что бы их идеи или образ жизни владели умами, они просто хотят влияния на социум в самом широком смысле. Информация в современном мире перестает быть эксклюзивом и больше не обладает свойством конечности (тиражности). А это с неизбежностью порождает ее доступность-бесплатность. Возьмите хотя бы судьбу газеты «Церковный вестник». Она живет в цифре. Она всем и всегда доступна, причем любой номер. Она никогда не кончается. И она БЕСПЛАТНА! Что касается магазина электронной книги Издательства Московской Патриархии, то книги мы постепенно оцифровываем, через полгода откроем на сайте электронную библиотеку. Часть книг будет для бесплатного скачивания. Наши книги есть на «ЛитРесе», мы с ними сотрудничаем.
— Какой, на ваш взгляд, может быть реклама православной книги?
— Это реклама в СМИ. Например, мы постоянно даем рекламу своих новинок в «Журнале Московской Патриархии», на нашем сайте и в Интернете (например, видеоролик о какой-то книге). Но я думаю, что реклама сегодняшнего дня — это работа с социальными сетями. С теми читательскими аудиториями, которые сформировались объективно, как группы читательских интересов. Реклама «впрямую» уже не нужна. Нужно просто организовывать с ними большой, профессиональный разговор о книге. Примерно такой читательский клуб создан у нас на Погодинской, 18, в книжном магазине. Нашелся человек, увлеченный этой темой, — Жанна Григорьева. И она организует встречи читателей с авторами, причем часто это священники. И вокруг книги происходит серьезный культурный разговор. Не только о книге, но и о церковных проблемах, отраженных в книгах. Причем священник интересен и как автор, и как пастырь, такое совмещение дает потрясающий результат. Есть священники очень талантливые писатели. Они интересны и как личности, а такие встречи с ними можно сделать только на площадках.
Беседовал Алексей Ордынский,
фото Алексея Реутского