В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди.
Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы.
«Просим видети…»
В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа.
Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе…
Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.
Три дня учебы
В Великий понедельник (14 апреля) вспоминается иссушение Господом покрытой пышной листвой, но бесплодной смоковницы. Это плодовое дерево изображает кроме иудеев, кичившихся своей праведностью, но отвергнувших пришедшую к ним Правду, также и всякую душу, прикрывающуюся листвой мнимого добра, но не приносящую настоящего плода духовной жизни — покаяния. В следующей притче о злых виноградарях видится не только ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, но и осуждение христиан, нарушающих заповеди и тем самым изгоняющих Христа из своей жизни.
На фоне такого строгого обличения духовного бесплодия в эти дни звучит в храмах песнопение «Се Жених грядет в полунощи…», которое отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывает, что наша встреча со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент. Словами этого песнопения мы обращаемся к своей душе: «Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». Они звучат как предупреждение о губительном бездействии в духовной жизни, как бы призывают нас: «Спеши стать хорошим христианином!».
В эти же дни поется на службах одно из самых трогательных песнопений Страстной седмицы — «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь…». Брак души со Христом – это таинственное единение Бога и человека в вечности. И этот небесный брачный чертог христианин уже видит, но сокрушается о том, что не имеет плодов духовной жизни — подобающих брачных одежд, чтобы войти в него.
В Великий вторник (15 апреля) мы услышим в храмах притчи, сказанные Христом в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, воскресении мертвых, Страшном суде и о талантах. В этот день также читается отрывок из евангелиста Матфея, в котором Господь, обличая книжников и фарисеев, многажды повторяет такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», и после этих слов каждый раз Он указывает на то, чего не должны делать христиане,
чтобы не уподобиться по своим делам фарисеям и не услышать страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?».
Среда Страстной седмицы (16 апреля) повествует о предательстве Иудой Иисуса
Христа. И вспоминается также некая грешная женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. Совершилось и то и другое, когда Господь пребывал в Вифании — селении недалеко от Иерусалима. Это суровый урок противопоставления бескорыстного поступка худого и бедного человека с добрым сердцем корыстному предательству того, кто должен бы по близости ко Христу быть самым лучшим подражателем Его нищеты. В этот день вся Церковь как бы замирает перед фактом того, что родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать Своего Учителя и Господа.
Великие дни
Самое главное в этот день будет на вечернем богослужении, когда служится уже утреня Великой пятницы, на которой совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение Великого поста — чтение Страстных Евангелий, выдержки из всех четырех евангелистов о Страданиях Спасителя.
Весь следующий день Великого пятка (18 апреля), собственно, и посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Литургии в этот день не совершается в знак скорби христиан о величайшем злодеянии — распятии Христа.
Обычно около двух часов дня в храмах служится вечерня Великого пятка, по окончании которой совершается Чин выноса Плащаницы с изображением положения Христа во гроб, после чего бывает чтение священником умилительного
канона «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После чтения этого канона совершается поклонение Плащанице как Самому Господу, снятому со Креста и приготовленному к погребению во гробе.
В Великую субботу (19 апреля) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его во ад для избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.
Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером, и эта служба погребения Господа завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма. В Великую субботу утром совершается особое богослужение. Одежды священников и облачения в храме с черных меняются на белые, и этот день не похож ни на один
другой день церковного года. Христос уже сошел во ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость. Великая суббота — это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение Великой субботы передает песнопение, исполняемое на литургии вместо «Херувимской»: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…».
Эти Великие дни не вмещаются ни в одну неделю, ни во все время, которое прожило и проживет еще все человечество. Главная мысль, которую богослужения Страстной седмицы до нас доносят, — это необходимость осознания нами, что Богочеловек Иисус Христос пришел к людям, чтобы спасти всех, но главное — спасти лично меня. Чтобы спасти кого-либо от гибели, необходимо устранить причину, приводящую к гибели. Таковой является наша гордыня, то есть желание жить и принимать решения не так, как того хочет от нас наш Творец, а основываясь на собственном произвольном выборе. Это высшая точка гордости — бунт горшка против горшечника — приводит человека к тому, что он разбивается вдребезги, спрыгивает с полки и, пока не закончит свой бесславный полет, успевает на один краткий миг ощутить обманчивую сладость свободного падения. Исправить последствия произвольного бунта оказалось возможно только посредством произвольного же смирения и послушания. Смирению невозможно научить, его можно только показать, чтобы затем последовать за этим примером. И, по сути, на Страстной седмице, как и во всем христианстве, нам преподается этот самый главный пример.
Газета «Саратовская панорама» № 14 (942)