Иосиф являет собой прообраз и пример Христа в Ветхом Завете. «Иосиф же был красив станом и красив лицем» – пишет автор книги Бытия (Быт. 39:6). Он представлял собой незаурядную личность, в которой чудесным образом сочетались телесная привлекательность и красота внутреннего мира. Когда мы читаем об Иосифе, мы невольно вспоминаем о прекрасном Женихе Церкви, «красотой превосходящего всех людей» и призывающего на свой духовный пир все жаждущие и голодные души. Страстная неделя, по истине, являет собой духовную трапезу, в которой каждый из нас призван принять участие, но насыщаются духовной пищей лишь те, кто имеет «брачные одежды», слезы покаяния и страх Божий.
Как Христос «греха не сотворил и не было найдено лукавства в устах Его» (1-ое Петра 2:22), так и Иосиф был честен с самим собой, с Богом своих отцов и со своими ближними. Даже в моменты, когда ему угрожали соблазны сладострастия и мщения, Иосиф, украшенный благочестием, не предал честь своего господина и не отомстил своим братьям, продавшим его в рабство. И, несмотря на то, что жена начальника телохранителей Фараона Потифара видела в Иосифе вместилище наслаждения, он не поддался этой страсти. Непоколебимый, он «избежал греха, и не устыдился своей наготы, как первый человек до грехопадения».
Но Иосиф дорого заплатил за свою честность – он был отправлен в тюрьму. Но и здесь Божья благодать не покинула Иосифа. Напротив, как пишет преподобный Никодим, «истолковав сны заключенных в темнице царских осужденных, он был освобожден, представлен фараону, и сделался господином всей египетской земли». Даже в тяжелых жизненных обстоятельствах Иосиф твердо следовал воле Всевышнего и голосу своего непорочного сознания. Несмотря на то, что братья, движимые ревностью к любви отца к Иосифу, продали его, он не только принял и поддержал их в их слабости как «наместник Египта», но и посчитал продажу измаильтянам проявлением Божественной воли.
Духовному примеру Иосифа следовали мудрые девы, которые поддерживали огонь своих светильников, наполняя их маслом – святыми добродетелями. А также верные ученицы, раскаявшаяся блудница, благоразумный разбойник. В период Страстной недели благочестивый христианин и не знает, кем из этой праведной и боголюбивой плеяды ему восхищаться в первую очередь: бдением пяти мудрых дев, слезам и стенаниям блудницы, покаянию разбойника, искренности и отваге учениц Христа. Все они вдохновляют и таят в себе ростки духовной жизни.
Завершают эту плеяду испуганные, смущенные и скептически настроенные ученики. Несмотря на то, что сам Господь посвятил их в тайну своей Крестной жертвы, эти события оказались выше их сил и привели их в замешательство. Иуда предает своего Учителя и теряется в дьявольском одиночестве и страсти сребролюбия. Петр отрекается от Христа, другие ученики бездействуют, третьи рассеиваются, «как овцы, лишенные пастыря». Потребовались слезы покаяния, свет Божественной любви и Воскресение, прежде чем ученики и апостолы вновь стали причастниками Живодавца Христа.
Но есть и другие люди, которые не просто наблюдают за происходящим издалека, а обвиняют в злодеяниях благодетеля, в беззакониях законодателя, порицая всеобщего Царя. И это не только книжники и фарисеи, но и отступники и фанатики всей человеческой истории, осуждающие ближних, но не совершающие ни малейшего усилия войти в Царствие Небесное. Жестокосердие и высокомерие мешают им полюбить Бога и ближнего, оставляя их за пределами чертога Спасителя Христа.