Сухум, 14 апреля 2014 г.
В Сухуме прошел III российско-абхазский гуманитарный форум «Абхазия и Россия: Традиции и современность. Сотрудничество на благо будущих поколений», сообщает пресс-служба Кубанской митрополии.
От Екатеринодарской епархии в работе форума принял участие референт митрополита Кубанского, руководитель епархиальной пресс-службы архимандрит Трифон (Плотников).
Он сделал следующее сообщение:
«Дорогие друзья, братья и сестры!
Мы знаем, что в Абхазии Православие присутствует с древнейших времен. По этой земле проходили святые апостолы – Андрей и Симон Кананит. Здесь окончил свой земной путь святитель Иоанн Златоуст. Да и в целом это земля, освященная подвигами святых, с богатой христианской историей, которая до сих пор проглядывает византийскими очертаниями храмов, выжившими и под иноверным владычеством.
Бесспорно и несомненно: православная вера, православная культура – это важнейший фактор общности и дружбы народов России и Абхазии.
В позднейшие века, после вхождения Абхазского княжества в состав Российской Империи, уже Русская Церковь заботилась об укреплении Православия в Абхазии, и выдающимся памятником этих усилий стал Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь.
Новый Афон был построен афонскими монахами русского Пантелеимонова монастыря в 1875 году. И в те времена был одним из центров православной духовности на Кавказе в ряду четырех афонских монастырей (еще три – это Михаило-Афонский в Адыгее, Александро-Афонский Зеленчукский и Второ-Афонский Успенский на Ставрополье).
Ново-Афонский монастырь разделял все скорби и страдания вместе с нашими народами – и во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда его разорили, и потребовалось 20 лет на восстановление; и во время безбожного лихолетья ХХ века, когда духовную твердыню стали использовать как турбазу, после чего монастырь до сих пор еще не обрел своего былого величия столетней давности.
Конечно, в Абхазии есть множество древних святынь: это земля, в которой желали бы побывать многие православные паломники из России; земля, где в годы советского атеизма в горах подвизались отшельники, где каждый камень освящен их молитвой и их подвигом. Для жителей Кубани это не просто история, до сих пор живы те, кто именно у абхазских старцев искал духовной поддержки, кто, следуя их примеру, подвизался в монашеском подвиге и теперь передает его далее. И все же ни один паломник не может пройти мимо столь выдающейся святыни как Новоафонский монастырь!
Однако мы должны с глубокой скорбью отметить, что сегодня эта святая обитель вместо того, чтобы стать символом дружбы и духовной общности наших народов, стала камнем преткновения и раздора. И нашим прихожанам, в ответ на их недоумения и вопросы, мы вынуждены с тягчайшим бременем на сердце говорить, что в этом монастыре нельзя молиться за богослужением, нельзя причащаться – потому что там сегодня раскол!
Прошу вас, мои дорогие, простить меня за то, что я сейчас говорю, но о беде нельзя молчать и ждать, что она пройдет сама собой. В эти дни преддверия Страстной седмицы нам нужно быть особенно строгими к себе. Уже совсем скоро зазвучит Прокимен Великой Пятницы: «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий». Слова эти исторгают слезы, как и мысль о том, что и сегодня находятся те, кто раздирает церковный хитон.
Разделение Православия в Абхазии произошло по той же самой причине, по которой происходят все расколы: это человеческие страсти, это человеческое стремление властвовать. Мы помним, что еще святой апостол Павел предостерегал от тех, кто служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16: 17-18).
Также не новым является, что все производящие разделения и соблазны всегда прикрываются благой целью: буде это скорейшее обретение самостоятельности Абхазской Церковью или скорейшее поставление епископа. Между тем как очевидно, что, прежде всего, для развития Абхазской Церкви требуется единство и постепенное, в угодное Богу время, обретение абхазским Православием всей полноты канонического церковного устройства. На пути к этой цели надо заниматься не спорами о первенстве, не самовыдвижением епископских кандидатур, а терпеливым и созидательным пастырским трудом.
Путь Абхазии в конце ХХ – начале XXI века к обретению ею нынешнего независимого статуса был нелегок, шел через кровь и дым пожарищ. На этом пути были, помимо обретений, и потери, как и во всякой войне, даже если она справедливая, прежде всего, в нравственной области, в области воспитания в духе христианских ценностей. И главной задачей сегодня снова становится проповедь Евангелия, научение Православию детей и молодежи, преподавание православной культуры в школах, катехизация и социальная работа – словом, полнокровная церковная жизнь!
Мы всегда готовы поделиться с вами нашим богатым опытом, накопленным за последнюю четверть века. И призываем дружить с соседней православной Россией, вместе утешаться нашей общей Православной верой, а вовсе не бросать соседям упрек, будто Русская Церковь Абхазии чего-то не додала!
Абхазию и Кубань не разделяет, а соединяет мост через реку Псоу, и мы действительно всегда готовы соединяться в радости молитвенного общения, а также видеть вас на наших православных форумах, конференциях, семинарах, где обсуждается самые важные и насущные проблемы настоящей живой церковной жизни.
Мы молим Бога, чтобы Православие в Абхазии нашло свое единство, чтобы все вместе: молодые и пожилые, книжные и простые – вместе люди служили Богу и созидали единство Абхазской Церкви, единство абхазского народа.
Только путь смирения, терпения и духовного труда ведет ко спасению.
И я уверен, что этот путь открыт для всех наших православных братьев в Абхазии, в том числе и для тех, кто – надеюсь, временно – оказался увлечен мирскими политическими стихиями партийных разделений и устремлений к власти».