Часть 2. Реликвии истинные и мнимые

О Туринской Плащанице

Части 1, 3, 4

Святой лик из Маноппелло

Папа римский Бенедикт XVI в храме Святого Лика, Маноппелло, 1 сентября 2006 Папа римский Бенедикт XVI в храме Святого Лика, Маноппелло, 1 сентября 2006
    

В сентябре 2006 года мировые СМИ сообщили, что папа Римский Бенедикт XVI совершил паломничество в Маноппелло – маленький итальянский городишко в 250 км от Рима. Дело в том, что в местном монастыре хранится реликвия, которую монахи и верующие считают легендарным «Платом Вероники». Эта реликвия стала известной здесь только в XVI веке.

Храм Святого Лика, Маноппелло, Италия Храм Святого Лика, Маноппелло, Италия
    

Еще в 1999 году католический священник и ученый Генрих Пфайффер, известный исследователь Туринской Плащаницы, объявил, что обнаружил в Маноппелло подлинный Плат святой Вероники. Сегодня к такому мнению склоняются многие исследователи. Среди них немецкий исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде (Paul Badde) и кардинал Кельна Карл Мейсснер, близкий друг папы Бенедикта XVI. Пауль Бадде полагает, что во время бурных исторических событий подлинный саван из сокровищницы был похищен и вывезен из Рима в начале XVI века. Подобные утверждения основаны на ряде фактов. Так, по сохранившимся сообщениям тех, кто видел Плат в Ватикане до начала XVI века, на ткани проявился лик Христа с открытыми глазами. По общему мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, глаза Спасителя закрыты. Кроме того, размеры полотна с ликом Христа больше хранящейся в сокровищнице Ватикана остекленной с обеих сторон рамки, из надписи на которой следует, что именно в ней до XVII века помещался Плат святой Вероники. Двойное остекление свидетельствует о том, что подлинную реликвию надо было рассматривать на просвет и с обеих сторон, чего нельзя сказать о ныне хранящейся в Ватикане.

Напротив, Плат, хранящийся в церкви Святого лика в Маноппелло, имеет размер 17 х 24 см и идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы; изображение можно рассматривать с обеих сторон. Местную легенду о том, что реликвию в 1506 году принес в Маноппелло ангел и подарил знатному гражданину города, Пауль Бадде считает выдумкой, помогшей местным властям сохранить святыню от притязаний Ватикана, наверняка искавшего пропавший Плат Вероники. Ведь легенда провозглашала появление Плата Вероники в Маноппелло задолго до его исчезновения в Риме.

Исследуя основу Плата из Маноппелло, Бадде пришел к выводу, что это виссон – особая тончайшая ткань, белая или золотистая, в древности ценившаяся на вес золота. Так называли ткани из тонкого льна, а позже и «морской шелк», сырьем для производства которого служили нити длиной около 6 сантиметров, образующиеся при затвердевании биссуса – белкового секрета биссусовой железы двустворчатых моллюсков рода пинна. Одежду из такой ткани носили первосвященники, римские патриции, императоры. В виссон заворачивали мумии фараонов. Как говорят, виссон, на котором запечатлен Святой лик – это огнеупорный материал, невосприимчивый к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, не поддается окраске.

Удивительное свойство Плата -- он прозрачен. Лицо отчетливо вырисовывается с обеих сторон как на слайде Удивительное свойство Плата -- он прозрачен. Лицо отчетливо вырисовывается с обеих сторон как на слайде
Исследователи не нашли на Плате следов краски, а монахиня Бландин Пасхалис Шломер после длительных исследований заявила, что лик на саване из Маноппелло идентичен лику, запечатленному на Туринской Плащанице.

По мнению Генриха Пфайффера, тело положенного в гроб Христа было завернуто в Плащаницу, а сверху его лицо закрывал кусок ткани, находящийся теперь в Маноппелло. Поэтому на Туринской Плащанице проявилось негативное изображение, а на Плате Вероники – позитивное. Глаза у Христа открыты, поскольку изображение на Плате возникло в момент воскресения Господа (заметим, что, по распространенной версии, изображение на Туринской Плащанице также возникло в момент воскресения Христа в результате вспышки света, ожегшей поверхность волокон).

цветная реконструкция Лика с Туринской плащаницы цветная реконструкция Лика с Туринской плащаницы
Формально Католическая церковь не признает изображение из Маноппелло Платом Вероники. Официальный Ватикан настаивает на том, что визит папы был «частным паломничеством», о котором Йозеф Ратцингер мечтал, еще будучи кардиналом.

Простое сравнение лика с Туринской Плащаницы и лика из Маноппелло заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому.

Как бы там ни было, исследования Плата из Маноппелло продолжаются. Ученым еще предстоит доказать, во-первых, что он является подлинным Платом Вероники, а хранящийся в Ватикане – лишь поздняя копия, заменившая утраченную реликвию; а во-вторых, что изображение на нем действительно нерукотворное. Пока что простое сравнение трех изображений: лика с Туринской Плащаницы, его реконструкции и лика из Маноппелло – заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому (ясно видно, что борода и усы лика на Плащанице заметно отличаются от образа из Маноппелло. У последнего также по центру лба изображена небольшая прядь волос, характерная для иконописных изображений Христа, авторы которых принимали за таковую кровавое пятно (его нет на реконструкции слева, но оно видно на лике в центре).

Лик на Туринской плащанице (негатив) Лик на Туринской плащанице (негатив)
Существуют гораздо более веские основания считать, что подлинный сударь – небольшой плат, покрывавший лицо Христа после Его снятия с креста, хранится совсем в другом месте.

Сударь из Овьедо

Этот сударь – отрез льняной ткани размером 84 х 53 см – хранится в городе Овьедо (Астурия, Испания). На нем нет никакого изображения, однако его поверхность обильно пропитана пятнами крови, смешанными с плевральной жидкостью и сукровицей.

В Евангелии рассказывается, что на третий день после распятия рано утром ученики не нашли тела Христа во гробе (пещере): войдя в гроб, апостол Петр увидел «одни пелены (ỏθόνια) лежащие и плат (σουδάριον, сударион, сударь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7). Плат, или сударь, упоминается также и в эпизоде воскрешения Лазаря (см.: Ин. 11: 44).

«Святой Лик» из Маноппелло «Святой Лик» из Маноппелло

У иудеев существовал обычай закрывать тканью лицо умершего, чтобы смягчить скорбь взирающих на него родных и близких. Очевидно, также поступили и со Христом. Вероятно, сразу после смерти Учителя в ожидании разрешения Понтия Пилата забрать и похоронить тело (об этом пишут все евангелисты – см.: Мф. 27: 57–61; Мк. 15: 42–47; Лк. 23: 50–56; Ин. 19: 38–42), Иосиф Аримафейский и Никодим накрыли лицо Христа куском ткани. Позже в погребальной пещере, где Мать Иисуса уже не могла видеть тело Своего Сына, сударь сняли с лица и отложили в сторону, а тело обернули в плащаницу.

Епископ Овьедо Пелагий (Pelagius, или Pelayo), занимавший эту кафедру с 1101 по 1129 год, описал историю сударя в «Книге даров», в которой перечисляются все подношения и дары, хранящиеся в соборе Сан Сальвадор – главном соборе столицы провинции Астурия. Там сказано, что первые шесть веков судариум вместе с другими христианскими реликвиями находился в Иерусалиме. В 614 году Святой город был взят армией персидского шаха Хосрова II. Христиане успели перенести сударь в Александрию Египетскую. Впоследствии, при постоянном отступлении от персов, его перевозили все дальше вдоль северного африканского побережья. В Испанию судариум попал через порт Картахену в середине VII века. Побывав на хранении у Леандро, епископа Севильи, дубовая рака с реликвиями в 657 году оказалась в Толедо. Отступая от мавров, испанцы в 718 году вывезли судариум на север Испании, в Астурию, где еще остались не занятые арабами области. Священники прятали судариум в горной пещере Монтесакро, в десяти километрах от Овьедо, до тех пор, пока король Альфонс II не начал отвоевывать захваченные мусульманами земли. В 840 году он построил в своей столице Овьедо для хранения дубовой раки с реликвиями часовню Камара Санта (Святая палата). Позже вокруг маленькой часовни воздвигли собор Сан Сальвадор, в котором с тех пор и находится судариум. Особая дата в истории судариума – 14 марта 1075 года, когда король Кастилии и Леона Альфонс VI Храбрый вместе с сестрой донной Урракой открыли сундук с реликвиями. Перед этим они 40 дней постились и усердно молились.

Кафедральный собор в Овьедо (Испания), где хранится Сударь Господа Кафедральный собор в Овьедо (Испания), где хранится Сударь Господа
В раке нашли старинный свиток, подтверждающий подлинность реликвий. Король велел оковать раку листами серебра и сделать на ней надпись: «Священный судариум Господа нашего Иисуса Христа». Записи об этой торжественной церемонии вместе с описью содержимого до сих пор хранятся в архивах собора.

В связи с углубленным исследованием Туринской Плащаницы судариум также обратил на себя пристальное внимание ученых. В частности, его подробно изучала специальная группа ученых из Испанского центра исследователей Плащаницы (Centro Espanol de Sindonologia), основанного в 1989 году. Оказалось, что между судариумом из Овьедо и Туринской Плащаницей существует самая непосредственная связь.

На сударе обнаружена пыльца шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании.

Известный швейцарский ботаник и криминалист доктор Макс Фрей документально подтвердил путешествие тканого сударя в Испанию – от Иерусалима по северу Африки. Он нашел на сударе пыльцу шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании. К примеру, один из видов чертополоха – Gundelia tournefortii, пыльца которого была найдена на судариуме, – растет на сравнительно небольшой территории между Ливаном и Иерусалимом и цветет накануне Пасхи. Именно из него, по мнению историков, был сделан терновый венец на голову Иисуса Христа. Пыльца того же чертополоха из Палестины есть и на Туринской Плащанице. Однако вместо пыльцы растений из Африки и Испании на Плащанице были найдены следы растений, произрастающих в Турции, Греции и Франции, что соответствует маршруту путешествия этой святыни.

Дубовый ларец, обитый серебряными пластинами с чеканным рисунком, в котором хранится Сударь (Овьедо, Испания) Дубовый ларец, обитый серебряными пластинами с чеканным рисунком, в котором хранится Сударь (Овьедо, Испания)
    

Помимо пыльцы Фрей обнаружил на судариуме следы мирры и алоэ, которые тоже упомянуты в Евангелии от Иоанна (см.: Ин. 19: 39–40). Исследования показали, что нити, из которых соткан судариум, имеют тот же редкий тип Z-образного скручивания, как и основная ткань Туринской Плащаницы.

Сударь из Овьедо Сударь из Овьедо
    

Ученые сумели восстановить картину событий с момента смерти до погребения человека, чье лицо покрывала эта ткань. Доказано, что сударь покрывал лицо и голову взрослого мужчины среднего роста нормального телосложения с усами, бородой и длинными волосами. Анализ коричневых пятен на судариуме свидетельствует, что человек находился в вертикальном положении с поднятыми над головой руками. Голова в момент смерти была наклонена под углом 70 градусов вперед и 20 градусов вправо, подбородок практически лежал на груди, а правая щека касалась правого плеча. Перед нами типичная картина распятия на кресте. В легких этого человека скопилось большое количество жидкости, состоящей из шести частей плевральной жидкости (pleural oedema) и одной части крови. Именно такой процесс происходит с человеком, которого распинают на кресте. Когда легкие наполняет жидкость и становится трудно дышать, человек пытается приподняться и перенести вес на прибитые гвоздем к столбу ноги. Постепенно его покидают силы, и наступает смерть от удушья. Впоследствии, когда тело двигают, плевральная жидкость истекает через ноздри. Следы такого типа и видны на сударе.

Специально смоделированная голова, которую использовал Виллалаин (Dr. Villalaín) для воссоздания пятен на Сударе Специально смоделированная голова, которую использовал Виллалаин (Dr. Villalaín) для воссоздания пятен на Сударе
Большинство медицинских исследований судариума проводил доктор Хосе Виллалайн (Dr. Villalaín) в университете Валенсии. Он изготовил голову из стекла с целью моделировать процесс нанесения и высыхания пятен, а также чтобы вычислить время между их последовательным образованием. Исследования показали, что сударь дважды обернули вокруг головы в то время, когда распятый еще висел на кресте (об этом говорит тот факт, что пятна на одной стороне ткани гораздо ярче, чем на другой, куда они просочились позже).

Марк Гасцин (Mark Guscin) показывает как Сударь покрывал голову распятого Марк Гасцин (Mark Guscin) показывает как Сударь покрывал голову распятого
На судариуме три группы пятен крови. Очень маленькие пятна первой группы расположены на затылке и являются следами тернового венца Иисуса Христа – из свежей, еще не свернувшейся крови. Пятна второй группы образовались примерно через час, когда тело сняли с креста и положили на землю, не меняя положения рук, на правый бок. Голова по-прежнему была повернута под углом 20 градусов направо, а лоб покоился на чем-то твердом. Тело пролежало в таком положении около 45 минут, которые, скорее всего, понадобились Иосифу из Аримафеи, чтобы сходить к Понтию Пилату за разрешением похоронить Иисуса. Затем тело подняли и понесли к пещере. Из-за резких движений и того, что ноги оказались выше головы, скопившаяся в легких жидкость стала выходить через нос. Кто-то (Иосиф или евангелист Иоанн, также присутствовавший при казни) несколько раз прижимал левой рукой к носу судариум, чтобы остановить ее. На ткани сохранился след его пальца. Так образовался третий слой пятен.

Пятна на сударе идентичны пятнам на Плащанице. Полное их совпадение подтвердилось и при компьютерном наложении изображений Плащаницы и судариума.

Алан Вангер (Alan Whanger), профессор университета Дьюка, сравнил пятна на судариуме и Плащанице с помощью метода полярного наложения образов и пришел к выводу, что 70 пятен на передней части ткани и 50 на задней абсолютно идентичны пятнам на Плащанице. Полное совпадение подтвердили и специалисты НАСА, наложившие компьютерное изображение Плащаницы и судариума друг на друга. Доктор Байма Боллоне (Baima Bollone) определил, что кровь на Плащанице и судариуме одной и той же четвертой группы – АВ. Антропологи установили, что человек, чье лицо накрывал судариум, обладал ярко выраженной внешностью иудея. То же самое можно сказать и о человеке, завернутом в Туринскую Плащаницу. На обеих тканях длина носа – ровно 8 см. Точность совпадения формы подбородка и бороды – поражает.

Так Сударь был обернут вокруг головы Так Сударь был обернут вокруг головы
Вывод ученых однозначен: сударь и Плащаница покрывали Лицо Одного и Того же Человека. Отметим, что совершая датировку Туринского полотна по сударю из Овьедо, мы приходим к VII веку. С учетом всех связанных с сударем преданий – к I столетию. Это один из факторов, также опровергающих датировку Плащаницы XIII веком, полученную по радиоуглеродному методу.

4. Открытие тайны Мандилиона в XII веке

Пришло время вернуться в столицу Византии Константинополь, который мы временно покинули после принесения туда Мандилиона в 944 году и установления императором Константином VII Багрянородным 16 (29) августа особого церковного праздника Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Что же все-таки хранилось в столице империи: Мандилион (убрус, плат, платок) с нерукотворным отпечатком только лика Христа или Плащаница с отпечатком всего Его тела?

Император Константин VII, считавший принесение Мандилиона в Константинополь счастливым предзнаменованием своего воцарения, побудил подданных к написанию «Повести об образе из Эдессы», которая была прочитана в виде проповеди в храме Святой Софии в первую годовщину прибытия образа в столицу империи. В «Повести» в частности говорилось, что «от Господнего лица необычайным образом отпечатлелся образ на ткани». Сама реликвия народу не показывалась, а хранилась в ковчежце в императорской коллекции в числе других десяти особо почитаемых святынь.

В XI веке появляются первые изображения оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.

Я. Вильсон считал, что около 1025 года хранители Мандилиона впервые узнали, что реликвия несет на себе изображение не только головы Иисуса, но и всего Его тела (возможно, они решили заменить оклад, предположил он, или отремонтировать киот, в котором хранился Мандилион). Во всяком случае с конца XI века появляются описания хранящегося в императорской коллекции полотна, которое «обнаружено в гробе после Его (Христа) воскресения». Именно в это время появляются и первые картины, изображающие сцены оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.

Доказательство совпадения пятен на Сударе из Овьедо и на Туринской плащанице: слева – лик на Плащанице, справа – Сударь с пятнами крови и сукровицы (с прорисовкой лика с Плащаницы). Доказательство совпадения пятен на Сударе из Овьедо и на Туринской плащанице: слева – лик на Плащанице, справа – Сударь с пятнами крови и сукровицы (с прорисовкой лика с Плащаницы).
    

Это можно увидеть, например, в древнем «Венгерском молитвеннике», или «Кодексе Прайя» (Hungarian Pray Manuscript), хранящемся в Национальной библиотеке Будапешта. В него входят документы периода 1192–1195 годов и рисунки, сделанные до 1150 года. В эти годы Венгрия имела тесные связи с Византией, а византийская принцесса даже была венгерской королевой. На одном из рисунков изображено умащение благовониями снятого с креста Иисуса. При этом изображение тела Христа идентично изображению на Плащанице: руки скрещены, большие пальцы на кистях не видны (загнуты внутрь – этого ни один художник не мог выдумать, а лишь скопировать с Плащаницы). На рисунке даже реконструирован погребальный обряд с использованием Плащаницы: тело Христа покоится на длинном полотне, свиток которого держит в руках апостол Иоанн (крайний справа), а другой конец полотна лежит на плечах Иосифа Аримафейского (крайний слева). В центре – Никодим, возливающий благовоние на грудь убитого Учителя. В нижней части рисунка Ангел указывает женам-мироносицам, пришедшим ко гробу, на погребальные пелены (плащаницу и сударь). При этом художник даже нарисовал на плащанице дырочки в тех же местах, что и на Туринской Плащанице.

Рисунок из рукописного Молитвенника со сценой оплакивания Христа (1192 г.). От-сутствие на рисунке больших пальцев свидетельствует, что художник видел Плащаницу (Из книги Я.Вильсона, 1979, I. Wilson, 1979). Рисунок из рукописного Молитвенника со сценой оплакивания Христа (1192 г.). От-сутствие на рисунке больших пальцев свидетельствует, что художник видел Плащаницу (Из книги Я.Вильсона, 1979, I. Wilson, 1979).
Уже после выхода книги Я. Вильсона было обнаружено новое важное свидетельство, говорящее о тождестве Мандилиона и Плащаницы. В 1988 году синдолог Джино Дзанинотто обнаружил в Ватиканском архиве рукопись проповеди Григория, архидиакона и референдария собора Святой Софии в Константинополе, по случаю принесения туда Нерукотворного образа из Эдессы 16 (29) августа 944 года. В рукописи, в частности, говорится: «Тотчас же будет приготовлено сверхъестественное изображение; посмотрим… какими красотами оно написано… Живопись создает целостность облика разнообразными красками… Но это изображение… запечатлено только потом предсмертного борения на Живоначальном Лике, потом, стекающим как сгустки крови, и перстом Божиим. Вот они-то и есть, поистине, прекрасные цвета, создавшие отпечаток Христа, украшенный каплями, струившимися из Его собственного бока (!). И то, и другое преисполнено поучения: здесь кровь и вода, там – пот и облик. Что за сходство! Ибо сие произошло от Одного и Того же». Это означает, что Григорий видел на Мандилионе всё тело Христа и потому разглядел рану в правом боку от удара сотника копьем в ребра, после чего, по свидетельству Евангелия, из раны истекли «кровь и вода» (Ин. 19: 34).

***

Пребывание до 1204 года в Константинополе Плащаницы (хотя и под разными названиями –sindon, sudarium, synne) подтверждается в многочисленных документах той эпохи. Так, сообщается, что в 1036 году при императоре Михаиле IV Пафлагонике Святыню пронесли с процессией по городу, а в 1058 году христианский арабский писатель Абу Наср Яхайя видел ковчежец с реликвией в соборе Святой Софии в Константинополе.

Реликвия хранилась в императорской часовне Фарос в дворцовом комплексе Буклеон (Boucoleon). Доступ к ней имели только люди, лично приглашенные императором. В XI и XII веках византийские императоры охотно устанавливали политические контакты с западными владетельными князьями, ища союзников в борьбе против ислама. Принимая высоких гостей, они показывали им святыни, хранящиеся во дворце. Так, император Мануил Комнин в 1147 году принимал герцога Анри (Генриха) II Шампанского, покровителя автора «Романа о Граале» Кретьена де Труа (многие синдологи считают, что легенда о Граале возникла именно в связи с Плащаницей, о чем будет еще сказано ниже). В 1171 году тот же император принимал Иерусалимского короля Аморина I и хрониста Третьего крестового похода епископа Вильгельма Турского и показал им реликвии крестных мук Спасителя: Крест, гвозди, копие, губку, Терновый венец и полотно, «в которое Он был завернут», то есть Плащаницу.

В XII веке появились многочисленные свидетельства раскрытия «тайны Мандилиона». Так, в позднейшей (до 1130 г.) вставке в текст проповеди папы Стефана III о посланной Христом Авгарю ткани сказано: «Вытянул все Свое тело на белом, как снег, полотне, на котором славное изображение Лика Господа и всего Его тела (!) было так чудесным образом отражено…» В «Истории Церкви», написанной около 1130 года английским монахом Орделкусом Виталиком, также в связи с Авгарем упоминается полотно, которое «позволяло увидеть подобие и пропорции тела нашего Господа». Аббат из Исландии Николай Сомундарсон, совершивший паломничество в Константинополь и вернувшийся домой в 1157 году, упоминает, что видел «Плащаницу с кровью и телом Христа на ней». В кодексе XII века из Ватиканской библиотеки (nr 5696) хранится письмо Христа Авгарю, в котором говорится: «Посылаю тебе полотно; знай, что на нем не только Мое лицо, но все тело чудесно отразилось». В этом тексте Нерукотворный образ (Убрус) идентичен Плащанице.

Однако более ценны свидетельства самовидцев святыни. Хранитель коллекции реликвий в Фаросе грек Николай Месарит в 1201 году увещевал взбунтовавшуюся гвардию не нарушать святость часовни, где находится «погребальное полотно», в которое было обернуто «после мук, укрытое тайно, хотя и нагое, мертвое тело Христа». Из текста видно, что самого Месарита поразил тот факт, что Христос на Плащанице совершенно нагой. Такое не мог себе позволить ни один христианский художник того времени.

Интересно, что в 1200–1204 годах в Константинополе «в церкви Богородицы Фаросской» видел «Пелены Христовы» и русский паломник из Великого Новгорода Добрыня Ядрейкович (впоследствии, в 1211–1229 годах, Новгородский архиепископ Антоний). Оставленное им описание святыни полностью совпадает с описанием такого важного свидетеля, как Роберт де Клари, хронист Четвертого крестового похода, который видел императорскую коллекцию реликвий в 1203 или 1204 году. Он отмечает такую важную подробность, как еженедельная открытая демонстрация Плащаницы всему народу во Влахернском храме каждую пятницу – в день, который в христианской традиции посвящен памяти Креста и Распятия Спасителя.

Икона «Христос во Гробе»

Древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, объясняются необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим.

Исследования показали, что именно в связи с такими демонстрациями в Византии сложился особый тип иконографии, известный как «Христос во Гробе». Дж. Джексон, Р. Джексон, К. Пропп предположили, что древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, можно объяснить необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим. Они экспериментально (на натурной модели) доказали, что Плащаницу оборачивали вокруг квадратного бруса, а часть полотна закрепляли между двумя планками гвоздями так, что реликвию можно было поднять из сложенного состояния, потянув вертикально вверх за эти планки.

На иконах «Христос во Гробе» гроб обычно изображается слишком маленьким, чтобы вместить все тело Христа, Который поднимается из него. Это можно объяснить тем, что икона показывает не исторического Христа, а демонстрацию Туринской Плащаницы, механически поднимаемой и опускаемой из ковчега («гроба»). В «Завоевании Константинополя» Роберт де Клари пишет: «И среди других была церковь, называемая Церковью Богородицы Влахернской, где хранилась Плащаница, в которую был обернут Господь и которая вставала каждую пятницу, чтобы облик Господа нашего был ясно виден».

Икона «Христос во Гробе» всегда показывает Христа выходящим из гроба лишь до уровня рук. В ходе эксперимента оказалось, что когда модель Плащаницы поднимается, квадратный брус, который привел к образованию четырех складок в районе рук, мешает поднимать ее дальше. На Плащанице ученые также обнаружили следы от головок гвоздиков по ее краям в соответствии с моделью, которая позволяет поднимать Плащаницу из свернутого состояния.

Прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница.

По мнению авторов исследования, прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница. Искусствовед Ханс Бельтинг, подробно изучавший икону «Христос во Гробе», пришел к заключению, что эта икона впервые появляется в Византии в конце XI века. Таким образом, Плащаница, скорее всего, демонстрировалась до уровня рук Христа в течение большей части XI и, возможно, Х веков, поскольку необходимо было время, чтобы традиция сформировалась. Таким образом, она выставлялась в течение двух веков до XIII века, когда ее видел Роберт де Клари.

"Не рыдай Мене, Мати" "Не рыдай Мене, Мати"
Исследования Дж. Джексона и его коллег о складках на Туринской Плащанице перемещают ее как физический объект из европейского исторического контекста периода от Средних веков до наших дней в византийскую культуру I тысячелетия и смещают ее датировку вглубь истории минимум на три века от даты, полученной в результате радиоуглеродного анализа.

Этот вывод подтверждает и российский искусствовед И.А. Шалина. Она исследовала икону, которая состоит из двух самостоятельных композиций: верхняя часть – это образ «Спаса Нерукотворного», а нижняя представляет собой образ «Христа во Гробе», получивший греческое название «Akra Tapeinosis», а славянское – «Уныние (или Смирение) нашего Господа». И.А. Шалина показала, что иконография «Akra Tapeinosis» не плод интеллектуального и литургического творчества, но исторический образ, с самого начала своего существования обязанный нерукотворной реликвии Христа, точно передавший черты лежащего в гробу Господа. А распространенная на Руси композиция «Не рыдай Мене, Мати», объединившая две иконы: Мандилион и «Akra Tapeinosis», была вдохновлена хранящимися в Фаросской дворцовой церкви историческими реликвиями Мандилиона и Плащаницы. Она также высказала предположение, что изображение гроба на иконе навеяно формой ларца-реликвария, из которого поднималась Плащаница, а устройство, на котором она поднималась, было оформлено в виде креста, сделанного в меру и подобие Голгофского.

В византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь: Нерукотворного образа из Эдессы и Плащаницы.

Российский историк Б.А. Филиппов указывает, что имеется достаточно свидетельств параллельного существования в Константинополе Мандилиона (Нерукотворного образа) из Эдессы и Плащаницы, но поскольку нет никаких известий о торжествах и прибытии в город Плащаницы (а византийцы тщательно регистрировали и подробно описывали все прибывавшие реликвии), то вслед за Вильсоном надо сделать вывод, что имело место не прибавление новой реликвии, а изменение названия уже имевшейся в коллекции.

Изображение Иисуса Христа на серебряной вазе (VI век), найденной в Хомсе (древней Эмесе), Сирия, имеющее близкое сходство с изображением на Плащанице. (Из книги Вильсо-на, 1979). Изображение Иисуса Христа на серебряной вазе (VI век), найденной в Хомсе (древней Эмесе), Сирия, имеющее близкое сходство с изображением на Плащанице. (Из книги Вильсо-на, 1979).
В 2002 году в Москве состоялась посвященная изучению Плащаницы конференция, на которой протоиерей Валентин Асмус, известный знаток истории и литературы Византии, подтвердил, что в византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь. Так, в синаксаре греческой Минеи Нерукотворный образ, посланный в Эдессу перед страданиями Христа, назван Плащаницей, причем в тексте различаются две Плащаницы: та, которой Спаситель отер лицо, и та, в которую было завернуто Его мертвое тело. В ряде других богослужебных текстов Нерукотворный образ связывается с крестными страданиями Спасителя. «Возникновение легендарного рассказа об Авгаре, – говорит ученый, – имеет свое объяснение. Ведь существовал долгий период забвения, когда Нерукотворный образ хранился под спудом, и, когда он появился, потребовалось объяснение этого события». Отец Валентин Асмус считает, что если будет доказано, что Туринская плащаница – это Нерукотворный образ, которому уже составлена служба и установлен церковный праздник, то в тексте службы ничего не придется менять.

Однако как бы ни называлась и чем бы ни была в действительности эта великая реликвия, хранившаяся в Константинополе до начала XIII века, она исчезла оттуда вместе с сотнями других величайших святынь после страшного погрома, устроенного крестоносцами, которые в 1204 году штурмом взяли столицу Византии в результате самого позорного Четвертого крестового похода западных христиан.

Изображения Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла на серебряной вазе-реликварии (около 550 г.). Найдена в 1847 году в Херсонесе, хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. (Из книги А. В. Банк, Византийское искусство в собраниях Советского Союза, илл. 81 с комментариями на стр. 288). Изображения Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла на серебряной вазе-реликварии (около 550 г.). Найдена в 1847 году в Херсонесе, хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. (Из книги А. В. Банк, Византийское искусство в собраниях Советского Союза, илл. 81 с комментариями на стр. 288).
    

(Продолжение следует.)

Части 1, 3, 4

Владимир Немыченков

16 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Плащаница или Мандилион? Плащаница или Мандилион?
О Туринской Плащанице
Плащаница или Мандилион? Часть 1. Плащаница или Мандилион?
О Туринской Плащанице
Владимир Немыченков
Сопоставляя исторические данные об изображениях Иисуса, пользующихся славой нерукотворных (Плащаница, Сударион, Мандилион), ученые пришли к выводу: во всех случаях речь шла об одной и той же ткани.
Туринская плащаница Туринская плащаница
Из новой книги «Закон Божий»
Туринская плащаница Туринская плащаница
Фрагмент новой книги «Закон Божий»
Иеромонах Иов (Гумеров), Священник Павел Гумеров, Священник Александр Гумеров
Возникают два вопроса, на которые атеисты ответить бессильны. Как в Средние века художник мог создать на ткани негативное изображение? С какой целью?
К ранней истории Туринской плащаницы К ранней истории Туринской плащаницы
Диак. Владимир Василик
К ранней истории Туринской плащаницы К ранней истории Туринской плащаницы
Диакон Владимир Василик
В житии равноап. Нины рассказывается, что на вопрос о том, где находится плащаница, патриарх Иерусалимский ответил, что она была у ап. Петра.
Комментарии
Андрей 9 октября 2017, 16:33
У меня вопрос: считается ли Лик с Туринской Плащаницы иконой, в классическом смысле?
Евгений 16 июня 2016, 08:38
Скажите, а почему название греческой иконы приводится в латинском написании? Кириллицей не удобней ли было бы? Ну или греческим шрифтом на крайний случай.
Марко Болгария 9 марта 2015, 19:34
Очень интересно. Дорогие братья спасибо за работу. Храни Вас Господи!!!
юрий Николов23 апреля 2014, 15:06
Изключително! Дочитаю до конца. Читал много о плащенице, но нигде не встречал так подробно.Привет из Болгарии. Христос воскресе
галина головина20 апреля 2014, 08:31
Очень интересная информация
ирина20 апреля 2014, 02:23
Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры,спасибо за Вашу работу и подборку текстов. Читаю с большим интересом. Храни Вас Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×