И реша епископи Володимеру: «Се умножешася разбойницы, почто не казниши их»? Он же рече им: «Боюсь греха»

Недавно Россию лишили права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы. Для кого-то – катастрофа, может быть, а у большинства, похоже, это вызвало лишь очередную ироническую улыбку. А кто-то увидел в постоянном выталкивании России из нынешних европейских структур отличную возможность избавиться от очень дорогой, но бесполезной, а то и вредной, шелухи. К такой шелухе многие относят подписанный нашей страной в апреле 1997 года мораторий на смертную казнь. В самом деле: имеет ли смысл кормить нераскаянных душегубов за государственный счет? Другое дело – как определить, раскаялся ли человек или же нет? Кто поручится, что точно может увидеть меру раскаяния или же нераскаяния преступника? Иногда в запале мы призываем казнить злодея, но охлаждает наш пыл рассуждение: а сам я смог бы привести приговор в исполнение? Такой ли уж я праведный судья, а заодно и палач? С другой стороны, когда сталкиваешься с кинохроникой, на которой видишь, что вытворяет с невинными людьми очередной садист или террорист, находящийся вот в этой вот камере в пожизненном заключении, способность рассуждать гуманно исчезает напрочь. Как же мне, христианину, относиться к смертной казни, отмену моратория на которую сейчас стали обсуждать всё более горячо и активно?

    

Вот что говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви:

«Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью – именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».

«Живем весело: в день на ребенка в детском саду тратится 30 рублей, а на содержание тех, за колючкой, – 5000 в месяц».

– …А еще, знаете, крысы. Большие, мерзкие – бегают по дому, прячутся в щелях в полу. И сам пол проваливается, дом оседает. В общем, живем весело: в день на ребенка в детском саду тратится 30 рублей, а на содержание тех, за колючкой, – 5000 в месяц. И крыс у них там нет, камеры с кондиционерами, сухие, не проваливаются. И едой не обижены. Всё равно не хотелось бы мне местами меняться – лучше уж здесь, на воле, чем там, хоть и в золотой, но клетке. Правда, справедливости хотелось бы всё-таки, а то непонятно: за колючкой условия лучше, чем на воле. Но им, сидельцам, я не завидую, – женщина выплеснула из таза воду в траву у подъезда и пошла домой, аккуратно и привычно ступая по гнилым половицам.

Два острова на озере Новом: Сладкий и Огненный. На первом живут по большей части сотрудники исправительной колонии № 5 УФСИН России – печально знаменитого «вологодского пятака», – и жизнь эту вряд ли можно назвать соответствующей названию острова. На втором, на Огненном, этот самый «пятак» и располагается: ИК-5, где содержатся люди, осужденные на пожизненное заключение. И если бытовые условия здесь лучше, чем на воле, саму жизнь заключенных назвать сладкой язык не поворачивается, как ни крути.

Кирилло-Новоезерский монастырь. Работа заключенных Кирилло-Новоезерский монастырь. Работа заключенных
    

Тогда огонь говорил о горении молитвенного сердца, сейчас с огнем связаны, увы, другие ассоциации

Раньше всё было по-другому, раньше было лучше: здесь, на Огненном, жил, трудился и молился Кирилло-Новоезерский монастырь. Да и само название «Огненный» ничего страшного не сулило: назвали остров так, потому что устроитель монастыря, преподобный Кирилл Белый, инок Корнилиево-Комельского монастыря, увидел здесь огненный столп, указывающий ему место для строительства новой обители в период расцвета Северной Фиваиды, в 1517 году. Тогда огонь говорил о горении молитвенного сердца, сейчас с огнем связаны, увы, совершенно другие ассоциации, какие-то адские.

Монастырь жил, трудился и молился, столетиями привлекая всё новых иноков, паломников, жителей окрестных сел и деревень, жаждущих доброго слова и утешения. Не был обойден и вниманием государства, не всегда, впрочем, благоговейным. В 1685 году царевна Софья Алексеевна пожертвовала средства на строительство теплой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и трапезной палаты. Позже, в 1721 году, островной монастырь посетил Петр I с императрицей Екатериной, оставив богатые денежные вклады и пожаловав чугунные плиты для пола в соборе.

Секуляризационная реформа 1764 года и большие затраты на каменное строительство ухудшили состояние обители: с 1764 года она числилась монастырем 3-го класса Новгородской губернии Белозерского уезда. В результате «духовной оптимизации» в начале 1790-х годов на острове жило всего семь монахов.

В 1793 году, по прошению белозерских граждан, в Кирилло-Новоезерский монастырь был переведен игуменом выдающийся подвижник Православия – Феофан (в миру Феодор Соколов; 11.05.1752 – 03.12.1832).

Деятельность нового игумена, а с 1819 года – архимандрита, вернула монастырю его былое достоинство: к 1838 году в нем подвизалось уже 80 монахов. В монастырской ризнице хранилось множество икон, книг, риз из драгоценных тканей, золотой и серебряной утвари.

Архимандрит Феофан Новоезерский сыграл заметную роль в оживлении русского иночества истинно монашеским духом. Будучи одним из ближайших учеников старца Клеопы Покровского – подвижника благочестия XVIII века, оставил о нем устное повествование, записанное сестрами Горицкого монастыря, в становлении иноческой жизни которого благочинный принимал деятельное участие. В 1830 году в Кирилло-Новоезерском монастыре у игумена Феофана проходил послушнический искус будущий святитель – епископ, ученый и проповедник Игнатий (Брянчанинов).

Трагедия 1917 года не могла не коснуться и этой северной обители. После октябрьского переворота святыню превратили сначала в «трудовую артель», а затем в тюрьму – обычная судьба русских монастырей в «новой, стремящейся к светлому будущему стране», потерявшей даже собственное имя.

«Февраля 3 (16) 1919 года вышло Постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей… Мощи передавались в музеи для демонстрации “деяний, направленных к эксплуатации темноты”. Прокуратура должна была возбуждать судебные преследования всех лиц, “виновных в фальсификации”, то есть тех, кто убеждал о чудотворности мощей, причем ведение следствия поручалось следователям по важнейшим делам».

Прп. Кирилл Новоезерский. Изделие заключенных Прп. Кирилл Новоезерский. Изделие заключенных
    

В числе первых подверглись вскрытию мощи преподобного Кирилла Новоезерского.

В августе-сентябре 1919 года для обследования архива и библиотеки Кирилло-Новоезерского монастыря был командирован академиком С.Ф. Платоновым научный сотрудник М.Г. Курдюмов, который представил рукописный отчет о проделанной работе, скопировал приходо-расходные памятные книги и книги XVI–XVII веков. В отчет попало описание событий, свидетелем которых явился ученый. Первым совершённым кощунством в монастыре было вскрытие мощей преподобного Кирилла Новоезерского. Михаил Григорьевич Курдюмов пишет: «В январе этого (1919) года, по словам архимандрита Иоанна, в монастырь явилась из Белозерска особая комиссия из представителей уездной советской власти и предложила избрать в нее представителей и от монастырской братии для освидетельствования мощей преподобного Кирилла. В состав комиссии вошли: архимандрит, три иеромонаха и один иеродиакон. По мысли председателя комиссии, было предложено архимандриту и присутствующим из братии приступить к вскрытию мощей, но монашествующие все категорически отказались от этого, указывая на то, что они не достойны производить освидетельствование мощей и не уполномочены на то Новгородским епархиальным советом, и демонстративно вошли в алтарь. После этого по предложению того же председателя к вскрытию раки приступил местный фельдшер, который ножом распорол мантии и обнаружил останки преподобного, причем тут же был составлен и протокол вскрытия мощей. Этот протокол не лишен интереса в смысле показателя того невежества, какое проявил фельдшер, дававший в качестве эксперта свое заключение. <…>

Ключ от церкви, где находятся мощи, был передан красноармейцу, и последний по просьбе желающих осмотреть останки открывал храм, но служба в нем и по настоящее время не производится.

Тогда же представителями местной волостной власти была запечатана ризница и у каждого из братии ночью реквизированы одежда, белье и другое имущество».

В 1930-е и 1940-е годы здесь была колония для политических заключенных в системе ГУЛАГа.

В 1930-е и 1940-е годы здесь была колония для политических заключенных в системе ГУЛАГа. После смерти Сталина колонию превратили в обычную тюрьму для опасных преступников. В 1963 году на острове Огненном в бывшем Кирилло-Новоезерском монастыре была открыта колония особого режима, а в 1994 году впервые в России на ее базе была создана исправительная колония с новым видом уголовного наказания – пожизненное лишение свободы. В 1997 году монастырь стал тюрьмой исключительно для заключенных, отбывающих пожизненное наказание. После введения в 1996 году в России моратория на исполнение приговоров к смертной казни эти приговоры стали автоматически означать пожизненное тюремное заключение.

Пожалуй, единственным светлым проблеском за всё это время можно считать знаменитые кадры из фильма В.М. Шукшина «Калина красная»: помните, как главный герой, Егор Прокудин, идет по деревянным мосткам, соединяющим острова, из тюрьмы на свободу? Свежий ветер, обнадеживающие блики солнца в озере, добрая музыка, радость Егора…

Шукшинские мостики Шукшинские мостики
    

…В этом году «пятаку» исполнилось 20 лет. Сюда привозят на вечное поселение тех, кого раньше бы, не мешкая, расстреляли. Ходишь по корпусам, смотришь на двери камер, читаешь таблички на дверях, рассказывающие, кто и за что здесь находится, и, знаете, иногда начинаешь соглашаться с некоторыми доводами сторонников отмены моратория на смертную казнь. Вот тут, например, сидит один из тех, кто захватил школу в Беслане. Тут – иркутский «молоточник». Тут – людоед. И так далее – всего здесь сейчас 135 человек. Седея, соглашаешься с теми древними епископами, которые убедили, по словам А.В. Карташева, князя Владимира вновь вернуть на Русь смертную казнь. Вот что пишет Антон Владимирович в своих «Очерках по истории Русской Церкви»: «Это положительно изумительно, что Владимир, по изречению митрополита Илариона, “токмо от благаго смысла и остроумия разумев”, захотел поставить на почву опыта применение сверхземного, евангельского идеала в отмену римско-государственного и уголовного права. Он этим поставил буквально в тупик весь соборный разум собравшейся около него иерархии. По слову Илариона, князь-креститель “часто собираясь с новыми отцами, нашими епископами, с великим смирением советовался с ними, как установить закон сей (то есть евангельский) среди людей, недавно познавших Господа”. Владимир считал последовательным перейти от римского права к евангельскому безвластию. И вот под 996 годом летопись записывает: “Живяше же Володимер в страсе Божием. И умножишася зело разбоеве и реша епископи Володимеру: "Се умножешася разбойницы, почто не казниши их?" Он же рече им: "Боюсь греха". Они же реша ему: "Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Достоит ти казнити разбойники, но со испытом". Володимер же отверг виры (то есть только денежные штрафы), нача казнити разбойников”. Проникаясь духом евангельским, Владимир переживал в своей совести со всей силой нравственную антиномию государственного права и личного всепрощения. Он тяготился долгом меча казнящего, и епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть… Церковная мудрость отвергает насильственное введение в жизнь евангельских норм, через принудительный механизм государства. Мудрый князь не превратил в мертвый закон и своих широких филантропических мер, подсказанных ему лично его горячей христианской любовью. Он не создал карикатуры “христианского государства”…»

    

Знаете, сколько лет сейчас самому младшему заключенному «пятака»? – 22!

Как показывает практика – особенно последнего столетия, – к евангельскому идеалу Русь, когда-то принявшая христианство, не только не приблизилась, но, можно сказать, стала еще дальше от него, нежели бывшие разбойнички, воспользовавшиеся, как им казалось, «христианской мягкотелостью» новообращенного святого князя. Знаете, сколько лет сейчас самому младшему заключенному «пятака»? – 22! Как с тревогой отмечают сотрудники исправительной колонии, в последние годы преступность стремительно молодеет, причем становится всё более жестокой. Огромную роль в этом, по их мнению, играют СМИ, сладострастно смакующие, можно сказать – даже пропагандирующие, самые разные виды насилия и выставляющие откровенных садистов чуть ли не робин гудами нашего времени. Может ли справиться с такими вызовами неокрепшая психика становящейся всё инфантильнее молодежи? – вопрос риторический.

Как живут заключенные? Очень по-разному: кто-то, как говорят сотрудники ИК-5, постоянно пишет письма с жалобами на тяжелую жизнь и просит помочь материально. Получают посылки аж из Австралии или Франции, кто-то получает и деньги – накопил уже около 200 тысяч на карточке. Другие откровенно беснуются, превращая отпущенное им для исправления время в самый настоящий ад – как будто раньше они жили в раю… А есть и такие люди, которые видят в свой жизни на «пятаке» возможность начать служить Богу и другим людям. Несколько человек сказали даже, что если раньше здесь жили монахи по собственной воле, то теперь они – «тоже монахи, хоть поначалу и не добровольные, но сейчас с этим смиряющиеся». Поэтому еще одним лучом света в этом довольно темном царстве можно смело назвать церковное окормление некоторых заключенных. Об этом лучике рассказывает иерей Александр Стулов, настоятель Успенского храма Белозерска:

– Мои визиты на печально знаменитый «пятак» начались десять лет назад. С тех пор я бываю в колонии каждый месяц: первый день заключенные исповедаются, на второй день проходит Причастие. Должен сказать, что количество верующих людей здесь растет: сейчас постоянно участвуют в церковной жизни больше 60 человек из 135 осужденных к пожизненному заключению. Однако одно дело количество, совсем другое – качество, не так ли?

Этот человек плакал – и от осознания своих грехов, и от радости встречи с Богом. Он был по-настоящему свободен

И тут я не могу не рассказать о том, как совсем недавно здесь, в этом мрачном месте, я своими глазами увидел радость преображения, почувствовал тот самый свет Преображения, изменения человеческой души. Крестился один осужденный, татарин, бывший мусульманин. Однажды он взял в тюремной библиотеке Библию, стал ее внимательно читать и изучать. Через некоторое время он обратился ко мне с просьбой о крещении. Ох, если бы с таким покаянием, с такой верой, с такой любовью ко Христу крестились и исповедовались бы все те, кто приходит в Церковь! Понимаете, этот человек плакал – и от осознания своих грехов, и от радости встречи с Богом, что место, где он находится, уже абсолютно не имело значения: он был по-настоящему свободен. Фальшь нельзя не заметить, и от честности его слез не мог не заплакать и я: такое переживание, поверьте, очень дорогого стоит. Действительно, понимаешь слова Христа о том, что мытари и блудницы покаявшиеся предваряют многих из нас, граждански и фарисейски «праведных», в Царствии Божием. За время моих поездок на «пятак» крестилось чуть больше десяти человек, но вот это крещение было для меня настоящим откровением.

Есть, конечно, и такие случаи, когда визит священника стараются превратить в повод для просьб о доставке очередных заказов «с воли». Жалеют себя некоторые заключенные, просят привезти того-то и того-то, вручают подчас целый список желаемых вещей. Не могу сказать, что это доставляет радость. Большинство же из тех, с кем мы общаемся, никогда ни о чем не просят – просят только о молитве. Накануне исповеди и Причастия заключенные чистят камеру до блеска, надевают чистую одежду: для них приход священника – настоящая радость и торжество.

Возможно, применение смертной казни – это не выбор между добром и злом, а выбор между злом большим и меньшим

Мне сложно сказать, как я отношусь к отмене моратория на смертную казнь. С одной стороны, когда видишь человека, который совершил страшное преступление, но видишь же его искреннее раскаяние, слезы боли и стыд, приходишь к выводу, что, быть может, ему стоило бы оставить возможность для того, чтобы он вернулся в мир уже совершенно другим человеком. С другой же стороны, когда общаешься с откровенными нелюдями, а такие, поверьте, есть, начинаешь сильно жалеть о том, что этот мораторий всё еще действует в России. Да, конечно, можно сказать, что не мы жизнь давали, не нам ее и отнимать. Но, наблюдая всё молодеющую преступность в нашей стране, стоит иметь в виду: а не будет ли применение смертной казни поводом для того, чтобы заставить задуматься над последствиями своих поступков тех, кто так легкомысленно относится к душе и жизни – других людей и собственной? Кстати, то, что преступность помолодела, говорит о том, что наше общество никоим образом не достигло часто провозглашаемой «гуманности», или «цивилизованности», или чего еще там. Наоборот: мы звереем со страшной силой. И я вполне допускаю, что применение смертной казни – это не выбор между добром и злом, а выбор между злом большим и меньшим. Да, это зло – лишать человека жизни. Но меньшее зло, на мой взгляд, – лишить жизни нелюдя и тем самым избавить общество от его присутствия, заодно показав другим людям пагубность выбранного нелюдем пути.

Впрочем, к каждому случаю, к каждому человеку подход должен быть отдельным, индивидуальным – тут я уверен.

Что же касается окормления осужденных на пожизненное заключение, то, помимо обычной пастырской работы, мы привозим в колонию пасхальные и рождественские подарки: куличи, яйца, книги. Кстати, библиотека здесь очень и очень неплохая: многим книгам могут позавидовать и некоторые воскресные школы нашего благочиния. Дай Бог, люди будут их еще и читать. Впрочем, некоторые читают, и много.

Как должен вести себя священник с заключенными? Фальшь, неискренность, как я уже говорил, чувствуются всегда, а в таких местах, как тюрьма, и подавно. Поэтому дежурные улыбки, суетливое «спасигосподи» и елейность отсекаются раз и навсегда. Нельзя допускать и сурового осуждения: мол, ты такой-растакой преступник, а я такой-растакой праведник; кайся, гад, может, я с тобой и соизволю еще поговорить. Ни в коем случае! Мы должны относиться друг к другу, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), как больные в общей палате: с состраданием и осознанием своих собственных греховных немощей.

Часовня на "пятаке" Часовня на "пятаке"
    

А о тех, кто не хочет разговаривать со священником, кто далек от Церкви или же прямо враждебен ей, мы просто молимся. Даст Бог, придет время их покаяния и преображения – у нас же есть пример благоразумного разбойника. Есть, правда, и пример неблагоразумного.

Чем рассуждать о греховности нашего общества, каждому из нас имеет, на мой взгляд, смысл вглядеться пристально в самих себя и начать исправляться – вот только тогда общество и станет добрее, и преступность пойдет на спад.

***

Сейчас в колонии строятся новые корпуса. Во время ремонта в одном из бывших монастырских зданий – соборе Смоленской иконы Божией Матери – на стенах были обнаружены лики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия; неизвестно, сколько времени они были скрыты слоем побелки.

Логично, если в храме будет совершаться служба: осужденные должны содержаться в тюрьмах, а не в монастырях. Каждому месту – свое назначение. К сожалению, в ближайшее время, судя по всему, ни храм, ни монастырь не будут использоваться по своему прямому назначению, поэтому изображения пока останутся лишь напоминанием о том, что здесь когда-то проходили богослужения.

По словам руководства колонии, в ближайшее время над первым этажом храма планируется надстроить еще два. Росписи закроют специальным коробом, который позволит сохранить изображения до тех пор, пока не появятся средства на их реставрацию.

Появятся ли в обществе средства на реставрацию человеческих душ – вот вопрос. Мы же знаем, что это за средства: Церковь говорит об этом уже 2000 лет. Пользуйся мы этими средствами – не было бы нужды ни в «пятаках», ни в других подобных заведениях.

Петр Давыдов

30 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свобода! Свобода!
Пасха в Бутырке
Свобода! Свобода!
О праздновании Пасхи в бутырском следственном изоляторе
Диакон Петр Пахомов
Бутырские стены – самые старые тюремные стены в Москве, они видели почти все и всех. Но в такие дни они падают, как иерехонские стены от труб, гремящих на всю вселенную: «Христос Воскресе!»
«Он рассказывал мне, как убивал их» «Он рассказывал мне, как убивал их»
Письмо матушки N
«Он рассказывал мне, как убивал их» «Он рассказывал мне, как убивал их»
Письмо матушки N
Это – реальная история, произошедшая в наши дни: в одной из российских зон несет служение простая инокиня N., встретившая в окормляемой ею исправительной колонии человека, зверски убившего ее дедушку и бабушку. Инокиня N. рассказала об этом в письме к своему другу, которое мы с ее разрешения и публикуем.
Торжество Православия: взгляд из тюрьмы Торжество Православия: взгляд из тюрьмы
Писатель Николай Блохин
Торжество Православия: взгляд из тюрьмы Торжество Православия: взгляд из тюрьмы
Беседа с писателем Николаем Блохиным
В нас же всегда просыпается самое лучшее, когда Господь рядом. А Он с нами рядом всегда – мы от него все время далеко. И чтобы мы что-то стали понимать, нам нужны узы. Я молиться начал по-настоящему только в тюрьме. Сколько раз на воле читал Евангелие – а здесь оказалось, что помню его наизусть. И молитва моя в тюрьме была самая горячая.
Комментарии
Ксения 7 мая 2020, 12:40
Не вижу никакого греха в казни нелюдя - на войне ведь убивают врагов, и Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю убивать посылал. Но возможность вольных и невольных ошибок в работе правоохранителей делает казни категорически недопустимыми в цивилизованном обществе в мирное время.
Zoya 6 мая 2014, 22:54
А,если, превратить можно любого, нажав на соответствующие клавиши, то и я, и вы, и мы все с вами, пусть отчасти, но такие, как они, а почему мы не такие, это опять же нам с вами неизвестно, это не от нашей воли, получается, и зависит? А, значит, убив, прекратив жизнь чью-то, пусть даже за подобные проступки, мы ничего не изменим, поскольку исправить что-то можно только посредством полного раскаяния, по-моему, этому учит христианская вера, и смысл такого пристального внимания к законченным преступникам - в том,чтобы подтолкнуть эти свойствам человеческой природы к исправлению, к раскаянию.. Т.е я хочу сказать,что если исходить из житейско-обывательской логики, то смертная казнь нужна, а если попытаться взглянуть на вещи более глубоко - то это тот еще вопрос.. Хотя от общества изолировать их конечно, нужно..
Zoya 6 мая 2014, 22:52
На самом деле, это очень сложный вопрос, насчет смертной казни.. С обывательской или житейской точки зрения она, безусловно, оправдывает себя - кто не сталкивался хотя бы раз в жизни, пусть даже по телевизору, из чужих историй с различными законченными отморозками..Но, если исходить из логики чуть пошире,чем обывательско-человеческая, попытаться по крайней мере,взглянуть на происходящее чуть глубже, то получается, что нельзя ведь определить достоверно, сможет тот или иной человек раскаяться в своих поступках, т.е. раскается он, или нет, это неизвестно. С другой стороны, что такое человек, и как такими отморозками становятся?Насколько формирование подобных отморозков зависит от влияния окружающей среды, воспитания, образования? Это тоже неизвестно.. По идее, в отморозка превратить можно любого человека, создав ему соответствующие условия - человек слаб..
Максим Викторович 6 мая 2014, 10:02
Смотрел по телевизору передачу с участием Владимира Легойды, там специалист отметил, что к моменту казни подсудимые становятся душевнобольными, я лично против эвтаназии.
Серега ? 5 мая 2014, 11:31
"мы звереем со страшной силой. И я вполне допускаю, что применение смертной казни – это не выбор между добром и злом, а выбор между злом большим и меньшим. Да, это зло – лишать человека жизни. Но меньшее зло, на мой взгляд, – лишить жизни нелюдя и тем самым избавить общество от его присутствия, заодно показав другим людям пагубность выбранного нелюдем пути"

Так и есть. Но есть 2 больших "НО":
1. Вероятность судебной ошибки.
1.1 К сожалению человечский суд вынесет приговор конкретному исполнителю преступных действий, но едва ли устранит причины событий. Все ли преступники стали таковыми по своему выбору или кого-то сделали звероподобными кровожадами другие люди -- вряд ли подобный вопрос будет задан в человеческом суде.
2. Показать другим людям пагубность -- так это достаточно привести в исполнение не все приговоры, а несколько, но показательно, с освещением в СМИ (необязательно ТВ -- достаточно статей в газетах). Но встает вопрос: от кого конкретно "избавиться"? Тяжелый выбор, огромна ответственность. При монархии или диктатуре не возникает вопроса: за кем такой выбор? Но и тема отмены смертной казни не обсуждается.
Сергей 3 мая 2014, 14:55
Продолжение.
Сейчас, при идущих глобализационных процессах, когда наднациональное мировое право имеет приоритет над национальным и пр., вопрос о вводе смертной казни отпадает. Не тот дом зиждется, где ревнуют о чистоте и правде. Будет очередной удобный механизм по борьбе с "терроризмом"...
Андрей 3 мая 2014, 12:54
Верните на Родину Царя.
Антон 3 мая 2014, 12:11
Насчет указаний по вопросу смертной казни в Евангелии - когда к Иисусу привели жещину, обвиненную в прелюбодеянии, Господь не сказал: "не убивайте", а сказал: "кто сам без греха, первым брось на нее камень".

Очень сомневаюсь, что кто-то согласится приводить приговоры в исполнение. А если согласится, то, думаю, эти люди в своем сердце будет не лучше, чем казнимые ими. Получится, что одни преступники по поручнию государства будут убивать других.

По-моему, мораторий на смертную казнь сохранится, пока государство в России духовно связано с церковью. Когда мирские взгляды на жизнь окончательно победят, тогда и будут казнить признанных преступниками.
Сергей 3 мая 2014, 09:49
Внимательно читая Библию замечаешь, как при правителях жил народ. Кто Бога забывал - бедствовали и нечестивый царь и развращаемый им народ, кто свято чтил заповеданное Богом - благоденствовали. Забываем об ответственности, она у нас сегодня толерантная, народ должен "сам самоорганизоваться".
Это всё времена былые, сейчас иное время, хотя суть от этого не меняется. Мне трудно представить князя Владимира молчаливо одобряющего продажу и тиражирование в СМИ (указах) того времени насилия, эротики, порнографии и пр. социальных алгоритмов массового безумия и греха. Глашатай выходит на лобное место и начинает вещать ТАКОЕ! Его бы убили, по меньшей мере покалечили бы. А у нас это норма жизни! "Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (Лк. 17, 1). Получается мы сами позволяем сеять в душах смрад греха, молчим и не протестуем, а потом законно страдаем. Молчаливое согласие.
А потом этот смрад подавляет в душе добродетели, попадая в "благоприятную среду" повреждённый уже ревнует об образе зверинном, т.к. иного может и не знать. И это тоже факт. Что с таким делать? Может хоть страх перед казнью сдерёт с сердца коросту и покается? Справедливо? Тогда будем справедливыми до конца. В одну камеру с ним и растлителей.

Наталья Богоявленская 2 мая 2014, 20:59
Страшные вещи рассказал в своём комментарии Владимир.
И вот эта мразь, которую они упустили, ходит сейчас на свободе, и в заложниках у него -- каждый из нас.
А полугодовалый ребёнок -- понял, что произошло? Запомнил? Я думаю, да. И как всё это отразится на его жизни?
Так как же быть?
anna zueva 2 мая 2014, 15:34
В начале статьи точно подмечено: «Живем весело: в
день на ребенка в
детском саду
тратится 30 рублей,
а на содержание
тех, за колючкой, – 5000 в месяц». Пока на содержание детей не будет тратиться сумма, сопоставимая с суммой содержания заключенных, молодёжи, не способной найти себе достойное занятие, озлобленной и изнывающей от скуки, будет больше. И ещё важный момент: отсутствие доверия к полиции и судам, опасение вынесение приговора невиновному.
Максим 2 мая 2014, 15:13
Вы всё правильно говорите , что мол надо применять меры , надо ограничить сцены с насилием по ТВ . Но мы тем самым только забрав у людей программы с насилием и убийствами не даем ничего в замен, необходимо заполнить ту пустоту которая осталась - обязательно заполнить , иначе такой человек будет искать чем заполнить её сам. А заполнит альтернативой. Большая часть современных родителей говорит детям что это плохо , то нельзя , а что действительно хорошо и что можно они редко говорят , а еще реже приучают делать добро . Учат только как быть хитрее , и показывают на своём "примере" как надо получать от жизни удовольствие . Все в нашем мире сейчас только "рекламирует" как брать от жизни всё, и учит получать адреналин. Ничего не учит как стяжать терпение и добродетель.
anna zueva 2 мая 2014, 14:35
Почему "надо начать со СМИ"? Уже начали. Всё скатилось к примитивному формализму, возрастные метки поставили, решили, хватит. Пока будет культивироваться принципы "личное благо превыше всего, успех любой ценой, иди по головам, ты лучший, вы этого достойны, бери от жизни всё", ничего не изменится.
Андрей 2 мая 2014, 12:24
Поднятый в этой статье вопрос сводится к эффективности смертной казни как средства ограничения порока, на фоне большей склонности повреждённого человеческого естества к злу, нежели к добру, а также свободы обязательного выбора человека между добром и злом.
С одной стороны, можно не сомневаться в том, что истязания и смертная казнь ещё войдут в употребление повсеместно, ибо без этого невозможна будет всемирная диктатура. С другой стороны, эта же диктатура невозможна и без всеобщей безнравственности, которой весьма способствует нынешний мораторий на смертную казнь. С третьей стороны на лицо проблема коррупции, то есть человеческого нежелания подвизаться в добродетели, в том числе и на государственной службе.
Сильно сомневаюсь, что оптимальное решение этого шипящего клубка противоречий может быть найдено в ходе обсуждения в интернете, хотя бы и на православном ресурсе.
Владимир 1 мая 2014, 14:16
Встречал по прежней работе таких людей, хищные звери спроть которых-просто агнцы. Страшно с ними в одном помещении находиться. Изнасилования, убийства, организация бунта в тюрьме, попытки побега, вымогательство, организация преступной группы, грабежи, вымогательства, пытки людей, - и это все - у одного человека! Добавьте к этому такой бледный, худой, с длинными волосами, взгляд такой мерзкий как будто тебя обшаривает, гнилые зубы... Конечно не во внешнем виде дело, я понимаю, и может быть он исправился и покаялся, кто знает? Но чувство опасности томило меня еще долгое время после той "встречи". Другой случай - приехали на адрес, а там молодой человек с женой своей и тещей что-то не поделил. Увидел нас и нож возле горла у ребенка своего 6 месячного держит. Стоит на кровати в одном трико,весь в наколках (откинулся недавно с зоны) и глаза такие у него пустые, как у мертвеца. Нож выбыли, ребенка поймали на руки. Меня еще тогда поразило, что ребенок смотрел на нас и не кричал. Когда мы везли мерзавца в отделение, на ходу из машины выпрыгнуть хотел,поймали мы его и отдали операм. И знаете что? Он попросил опера принести ему воды и выпрыгнул вместе с рамой со второго этажа в снег. И ушел. Нам сообщили, мы включились в поиски - одели броники и взяли оружие, решили с напарником - если найдем, то прострелим колени, чтобы, сука, ходить не мог.. Но не нашли его, он в ночи босиком по снегу ушел как то ловко.
мила 1 мая 2014, 12:56
р.б.Алексею: Вы упоминаете канал НТВ. Так вот, насколько я помню, заведует этим каналом американский ставленник. В прошлом он заведывал радио "свободы", которое вещало нам относительную правду из заграницы. Кроме трупов и насилия, НТВ нам вещают сейчас об экстрасенсах и прочей нечисти, которое развращает не меньше. Теперь вы понимаете, что все это делается целенаправленно. И с этим ничего нельзя поделать, так как за ними стоят большие спонсоры...
р.б. Алексей30 апреля 2014, 22:28
"Огромную роль в этом, по их мнению, играют СМИ, сладострастно смакующие, можно сказать – даже пропагандирующие, самые разные виды насилия и выставляющие откровенных садистов чуть ли не робин гудами нашего времени."

Я был в командировке по Уральским городам. Везде где мы были - на ресепшене гостинице, в столовой, у вахтеров - там где был включен телевизор, был включен канал НТВ. И каждый раз мы попадали на сцену с насилием и трупом. Так было 3 или 4 раза.

Может с ограничением сцен с насилием надо начинать?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×