Православный календарьПравославный календарь
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.

Только Христос помогает нам не потерять веру

− Владыка, как бы Вы охарактеризовали особенности современного сербского монашества?

− Это непростой, многозначный вопрос. Христианская традиция хранима Богом, она не зависит от исторических перемен и от внешних сиюминутных воздействий на нее. Что касается монашества – это наследие, традиция, которая передается из поколения в поколение... Жизнь нашего монашества основана на анахоретстве, у нас всегда были монахи-отшельники, отцы-пустынники.

В средние века в Сербии монашествующих было много. К огромному сожалению, об этом почти не сохранилось документальных свидетельств − события на Балканах, Первая и Вторая мировые войны нанесли огромный ущерб нашим архивам, многие документы были уничтожены. Но даже в самые драматические и страшные времена в наших монастырях всегда оставались монахи. Их было немного, но они были всегда. Монашеская традиция никогда не прерывалась и, подобно золотой нити, тянется от начала своего существования до наших дней.

− Как, по Вашему мнению, должно осуществляться взаимодействие монахов с миром?

− Вы знаете, что говорил священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский? «Идеал Христов вечен, неизменен и бесконечен», – это знаменитое изречение из статьи «Единство идеала Христова» (1915 г.). Мы не должны делиться на монахов и клириков. Мы лаос – народ Божий. Каждый из нас призван стать свидетелем. Те, кто отрекся от мира, – поддерживают его, молясь Христу.

Когда мы изучаем историю монашества, образ жизни монахов, в том числе и жизнь великих святителей Церкви – святого Василия, святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, нам открывается напряжение большой силы. В те времена, когда Церковь переживает компромисс с миром и государством, духовное напряжение неизбежно ослабевает, и возникает духовный комфорт. Об антитезе «между империей и пустыней» говорил, например, отец Георгий Флоровский1. Но одновременно появляются и монахи, проповедующие идеалы раннего христианства, мученичества. Эти люди становятся совестью мира, они готовят появление свидетелей и исповедников, способных претерпеть страдание за веру. В нашем случае – это страдание через подвиг, через аскетизм. История знает немало тому примеров. Своей жизнью и мученичеством такие люди сохраняют и Церковь, и монашество, предупреждают нас, что нет царства на земле: вечно лишь Царство Небесное, а на земле мы все пребываем временно.

Исихазм – молитвенное молчание, когда к человеку приходит Дух, и он наполняется Славой Божией. Монах, приобщившийся к божественной благодати и выходящий после этого в мир, несет в себе необходимость духовных перемен. Это оказывает влияние на окружающих. Никто не может помочь состояться духовному перерождению человека в той степени, в какой это могут сделать монахи.

Святой Савва был младшим сыном великого князя Стефана Немани (XII в., пам. 12–14/25–27 января), но уехал на Святой Афон, стал монахом и в подвиге пустынника еще больше возлюбил Христа.

Через несколько лет отец Саввы отрекся от престола и присоединился к сыну, получив имя Симеон. Вдвоем они создали на Афоне монастырь Хиландар, ставший центром сербской монашеской жизни. Он и сейчас остается одним из самых известных монастырей Святой Горы и относится к Сербской Патриархии. После смерти отца святой Савва продолжал вести аскетический образ жизни, он оставался на Афоне до конца 1207 года. В память об отце им написано «Житие святого Симеона». Величие святого Симеона как родоначальника сербского народа, как и святого благоверного царя Лазаря (1370-1389), состоит в том, что они определились: в стремлении не потерять свою душу, они не держались за земную жизнь, а выбрали Царство Небесное. Если человек избирает Царство Небесное, то он тем самым избирает и следование Библейским заветам.

Святой Григорий Палама на архиепископской кафедре в Солуни отстаивал исихазм – древнюю традицию духовной практики, составляющую основу православного аскетизма. Многие, не только священники, но и цари, захотели молиться вместе с ним так, как советовал преподобный Иоанн Лествичник. Это свидетельствует о том, что нет пропасти между пустыней и городом.

Но и современный город может стать самой большой пустыней. В городах люди страдают от одиночества, самолюбия, эгоизма. Живя по соседству, они часто совсем не общаются друг с другом. А человек, живущий в одиночестве, но с верой во Христа, может быть духовно близок и тем, кто находится на значительном расстоянии от него. Монахи на Афоне, в Палестине, в Сарове, нередко мирянам становятся духовно ближе, чем те, кто живет с ними в одной квартире.

Монахи помогают людям молитвой, и молитва может изменить окружающий нас мир. Молитва – это своего рода особый вид энергии. Духовная энергия – самая сильная энергия в этом мире. Нужно работать и молиться Богу. «Вера – это добрые дела, хорошая работа», – говорил святой Савва.
Каждый епископ бывает благодарен Богу, если рядом с ним есть духовный старец, который может быть и исповедником, и духовником, в том числе и для священства. И такие старцы у нас есть. Парадоксально, но часто именно они выходят в мир, чтобы помогать людям. Они не осуждают мир, но осуждают зло и грех, сопутствующие духовному кризису.
Старец Порфирий на Афоне помогал больным и посвятил этому свою жизнь. В монастырь Василия Острожского приезжают люди со всего мира. И нам ничто и никогда не мешало молиться за этот мир. Этим мы могли способствовать появлению идей миролюбия и человеколюбия, оказывать влияние не только на собственную обитель, город или село, но распространять его гораздо шире.

– Что бы Вы могли сказать, Владыка, о ситуациях, когда человек покидает монастырь, возвращается в мир?

– У нас бывают случаи ухода из монастырей. Искушений много, мир очень сильно вторгается в Церковь. Когда рухнула коммунистическая система, многие пошли в храмы, приняли монашество, оставаясь людьми невоцерковленными. Потом некоторые из них как бы пробудились и поняли, что выбранный путь им не по силам. В настоящее время у нас 30 монастырей, идет обновление монашества. По духовному состоянию монашества определяется и духовное состояние всего народа. Вообще надо сказать, что очень трудно оставаться верующим в современном мире. Только Христос помогает нам не потерять веру.

– Как сочетаются в монастырях молитва и физический труд?

– Непросто найти равновесие между трудом и молитвой. Нередко бывает так, что и работа является молитвой. Но церковный порядок не может быть заменен одним трудом, и нужно искать разумный баланс между тем и другим. Нужен дух. Важно иметь дух, порядок, дисциплину. Но нужно иметь и духовную мудрость. Как говорят, духовная мудрость дается не только священникам, она дается и обычным людям. Это ткань, сотканная из духа смирения и послушания Церкви, отрицания своеволия. Даже епископ до конца жизни должен оставаться монахом. Он должен иметь еще бóльшую духовность для своего священного служения.

Фото: Владимир Ходаков

1. См.: Георгий Флоровский, протоиерей. Христианство и цивилизация.

Рейтинг: 2 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×