Дом Святого Духа

Великий праздник Пятидесятницы напоминает нам о природе Церкви. Иногда люди внешние называют Церковь «общественной организацией». С таким же успехом человека можно назвать «белковым телом». С какой-то стороны, это так, но это упускает из вида самое важное. Жизнь. Церковь есть организм, тело, пронизанное сверхъестественной жизнью. Она таинственно созидается Святым Духом.

Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век) Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)
    

Кто такой Святой Дух? Прежде всего, отметим, что Святой Дух – это именно «Кто», Личность, а не безликая сила, как думали некоторые древние и современные еретики. В Писании, и особенно в Книге Деяний апостольских, мы видим, как Святой Дух дает повеления от Своего Имени, например: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13: 2). Святого Духа можно огорчить (см.: Еф. 4: 30); Святой Дух имеет мысли (см.: Рим. 8: 27); Святому Духу возможно солгать, причем солгать Ему – значит, солгать Богу (см.: Деян. 5: 3).

Итак, Святой Дух – Личность, и более того – Бог. О нем говорит Господь Иисус: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 16–17).

Мы видим здесь все Три Лица Троицы – Отца, Сына и Духа, действующих ради нашего спасения. Остановимся на деяниях Святого Духа. Что Он совершает ради нас?

Он свидетельствует об истине. Как говорит Господь: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 26; 15: 26). Святой Дух дает нам внутреннюю уверенность в истине Евангелия. Когда христианин слышит (или читает) слово Божие, Святой Дух касается его сердца и свидетельствует: «это истина – и это истина по отношению к тебе лично». Как говорит апостол: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8: 16). Святой Дух успокаивает и утешает наше испуганное и недоверчивое сердце, побуждая нас довериться слову Божию.

Христианин – это не человек, которого «сагитировали» принять определенную систему воззрений. Это человек, которого коснулся Святой Дух. Это вызывает у нас, бедных грешников, трепет – и должно вызывать, – но это так. Мы не могли бы и веровать, если бы Святой Дух не давал нам этой веры. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3), – говорит святой апостол Павел. Если бы Святой Дух – кротко и в то же время могущественно – не побуждал бы нас к покаянию и вере, мы не могли бы ничего – ни каяться, ни молиться, ни уповать на Христа, ни хотя бы хотеть всего этого.

Святой Дух обличает нас в грехе. Это обличение иногда путают с чувством вины, но это, скорее, неверно: Святой Дух не внушает неопределенного тягостного чувства, а указывает на конкретные грехи, на те стороны нашей жизни, которые следует исправить.

Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Всякий добрый порыв в нашем сердце, всякое желание повиноваться заповедям, всякое сердечное упование на Спасителя, всё, что только есть в нашей жизни доброго и спасительного, есть дар Святого Духа. Потому что Святой Дух не только свидетельствует об истине, Он, прежде всего через Таинства Церкви, ищет глубоко изменить нас изнутри. Апостол перечисляет плоды, которые производит Святой Дух в жизни верующего: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23).

Очень важно, что Святой Дух сходит в день Пятидесятницы – день, когда ветхозаветные верующие праздновали дарование Закона. Ветхозаветный Закон налагал ограничения на человеческий грех и подталкивал человека к добру снаружи – Святой Дух приходит, чтобы изменить сердце человеческое изнутри. Как говорится в пророчестве: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36: 26–27).

Святой Дух созидает Церковь. Святой апостол Павел описывает Церковь как единое тело, пронизанное сверхъестественной жизнью: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 2: 12–13). Пребывать в общении с Духом Святым – значит, пребывать в Церкви. Господь спасает не отдельно стоящих гордых одиночек, но Церковь, и любовь, которую Святой Дух созидает в сердце человека, – это прежде всего любовь к Церкви.

Подлинное присутствие Святого Духа проявляет себя в правой вере, согласной с апостольским возвещением, в жизни, которая исправляется в согласии с заповедями Божиими и общении с Церковью.

Святой Дух ведет нас по пути спасения – когда мы отзываемся на Его кроткий призыв и приходим в Церковь Христову.

Сергей Худиев

7 июня 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему люди не ходят в храм? Почему люди не ходят в храм?
Мнения священнослужителей
Почему люди не ходят в храм? Почему люди не ходят в храм?
Мнения священнослужителей
Тысячи людей, готовых прийти в храм за крещенской водой или же выстоять на морозе многочасовую очередь к привезенной святыне, сделали новую «передышку» от посещения храма.
Одно из имен Его — Утешитель Одно из имен Его — Утешитель
Игум. Нектарий (Морозов)
Одно из имен Его — Утешитель Одно из имен Его — Утешитель
Игумен Нектарий (Морозов)
Отнимая от нас всякую радость и сладость, сокрытую в земном, напоминает Царь Небесный нам, христианам, что одно у нас на самом деле утешение — Он. Потому и одно из имен Его — Утешитель.
Главный враг христианства Главный враг христианства
О. Иоанн Истрати
Главный враг христианства Главный враг христианства
Священник Иоанн Валентин Истрати
У меня такое чувство, будто христианская религия необратимо теряет градус под непрекращающимися атаками общества потребления. Однажды я во время одного богослужения задумался, кто же самый большой враг христианства.
Общение со Святым Духом. Часть 1 Общение со Святым Духом. Часть 1
Митрополит Лимассольский Афанасий
Учение Церкви – это опыт целительства, который применяется к людям. Почему же мы не видим результатов вхождения своего в Церковь? Неужели обманчив опыт Церкви? Конечно, нет! Это мы не приняли целиком и полностью веры Церкви. Отцы говорят: Православие значит и праводействие. Это важно – чтобы человек поступал правильно, но чтобы поступать правильно, он должен верить правильно.
«Церковь учит любви и единству» «Церковь учит любви и единству»
Свт. Гавриил Имеретинский
«Церковь учит любви и единству» «Церковь учит любви и единству»
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Исполнение Христовых заповедей требует от нас неустанного труда и непоколебимой стойкости, ибо приходится противостоять не только внешним препятствиям, но и самому себе. Несложно представить, какие необходимы твердость и решимость для того, чтобы подавлять свои желания, отказываться от давно привычного и укоренившегося, постоянно, словно с врагом, бороться с самим собой и прокрадывающимися в душу пороками и страстями.
Святые Отцы о Святом Духе Святые Отцы о Святом Духе
Учение мужей апостольских о Духе Святом, учение о Духе Святом в ранней Церкви, откровение о Святом Духе в ветхозаветных книгах.
Комментарии
Елена11 июня 2014, 12:31
Ты еси Бог, творяй чудеса!!! Как велик наш Господь!!!
Наталья 9 июня 2014, 07:41
Слава, Тебе, Боже наш! Слава, Тебе!
Алексей Каржавин 8 июня 2014, 12:11
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Ольга 8 июня 2014, 11:43
Спаси, Блаже, души наша!
Владимир Степанов 7 июня 2014, 19:52
Святой Дух наиболее сложное для понимания души, находящейся в теле.
Разум наш слаб, страсти богаты. Вместе с бесами они пытаются превратить нас в материальный и черствый камень. Только через Церковь можно прочувствовать Любовь Бога к своим созданиям. Именно в Церкви, приходит то неимоверное и невозможное для описания словами и разумом чувство единения своей души с Богом. Не часто, но когда такое происходит во время богослужения, или во время исповеди, либо при принятии Святых Тайн, то не только радость, неимоверная любовь к Богу и всему живому наполняют меня, но больше приходит невероятное прозрение и понимание окружающего мира. В эти моменты бессловесно и без разума приходит знание того, как и каким образом Господь все вокруг устроил. Но самое главное я вижу, что в этой картине Божьего мироздания вдруг обнаруживается место даже для меня и моей души. О как не хочется портить это прекрасное во всех смыслах произведение!
Наверное, именно таким образом Святой Дух передает нам просьбу Бога, обращенную к нам, с пожеланием нашего скорейшего самоисправления и выздоровления
Нина Смирнова 7 июня 2014, 17:53
Благодарю, батюшка!!!
Татьяна 7 июня 2014, 13:28
Спасибо! Так коротко и понятно. Храни Вас Господь, батюшка. С поклоном- Татиана
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×