К знакомому батюшке как-то подошла прихожанка с вопросом: «Батюшка, можно я не буду делать добрые дела?» На лице священника отразилось недоумение. «Дело в том, – пояснила прихожанка, – что как только я начинаю делать добрые дела, у меня сразу начинаются искушения, а как не делаю, так всё в порядке. Так может, мне их совсем не делать?» «Ну что ж, надо подумать», – ответил батюшка. И после того, как они вместе подумали, прихожанка стала делать еще больше добрых дел.
Мы часто надеемся, что, совершая доброе дело, непременно получим взамен тоже добро. Встречая подлость, обман, немилосердие, мы приходим к досадному разочарованию: «Как же так? Я от души старался ради других, а мне взамен такое!» Расчет на благодарность непременно обернется разочарованием.
И, увы, именно так и должно быть. Таково правило жизни, а не исключение. Если же мы ожидаем чего-то другого, то значит, мы невнимательно читали Евангелие: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 32–36).
Вообще, говоря о подлинной любви к людям, всегда важно помнить, что эта любовь бескорыстная. А это значит, что, помогая ближним, мы не должны чего-либо ждать взамен.
Господь Иисус Христос говорит об этом так: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12–14). Конечно, слова Христа вовсе не означают, что нам возбраняется угощать обедом родных и близких, но Господь призывает нас к большему – являть в отношении к другим людям такую любовь, которая не руководствуется земными расчетами.
В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода.
В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода, когда ты не терзаешься внутренне: «Да когда ж меня отблагодарят?», а радуешься, помогая другим, и в этой самоотдаче обретаешь простор сердца, какой-то внутренний источник чистых и светлых чувств. В этой связи милосердие становится вполне понятно и естественно в жизни христианина: он не может не делать добро, что бы ни происходило.
Вспомним пример святой Елисаветы Феодоровны, которая во время Первой мировой войны брала на себя в больнице самую трудную работу, ассистировала при операциях, делала перевязки, всячески утешала раненых и стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Каково же было земное воздаяние за всё это? Глубокой ночью 18 июля 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, то она произносила молитву, дарованную распятым на кресте Спасителем: «Господи, прости им, не знают, что делают!»
Она стала усиленно молиться. И произошло чудо – родители бросили пить. Но начал пить ее сын.
А вот история нашего времени. Одна женщина после смерти супруга с трудом воспитывала ребенка. Ей удалось устроиться на предприятие богатого человека, где она числилась вроде бы в месте привилегированном – в отделе кадров. Но реально работать там не пришлось: хозяин попросил ее сидеть со своими двумя маленькими детьми-погодками. Здесь раскрылись ее воспитательские таланты. Только вот хозяева постепенно начали деградировать. Постоянные вечеринки и фуршеты, свойственные многим богатым людям, пристрастили их к алкоголю, причем не только отца детей, но и мать. Они всё чаще оставляли детей на попечение драгоценной няни, летом вообще покидали их и улетали в заморские края. Няня, видя, что пагубное пристрастие к алкоголю безжалостно вторгается в жизнь родителей воспитываемых ею деток, стала усиленно молиться. Жалея особенно малышей, она молилась горячо, с надеждой и крепкой верой. Произошло чудо – родители бросили пить, бросили окончательно. Не менее удивительно оказалось и то, что после этого начал пить ее собственный сын. Вместе с тем платили за работу скудновато. Настал момент, когда она решила уйти, но мать детей, узнав об этом, упросила ее остаться. «Без вас мы погибнем», – сказала она и стала теперь каждый месяц доплачивать няне. Через какое-то время узнал о доплате и сам хозяин. Выйдя из себя, он тут же уволил ее с работы, причем пенсия у нее оказалась самая мизерная.
Так молитва о страждущих, увенчавшаяся успехом и повлекшая искушения в личной жизни, была отблагодарена жестокостью. Для христианина в этом нет ничего удивительного. К чужой злобе по отношению к нам, к чужим зложелательствам, подобным шипению ядовитых змей, надо относиться не просто спокойно, а даже с некоторым пониманием. Как еще поступать человеку, лишенному света Евангелия? Только как ходящему во тьме. А кто во тьме ходит, тот «не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2: 11).
Подлинный христианин помогает нуждающимся и бедствующим просто и естественно, не замечая творимых им добрых дел: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Он помогает так, как если бы это было для него самого необходимо.
«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), – говорит Спаситель. Увы, мы часто хотим если и давать, то так, чтобы потом за это принимать, и принимать с излишком. К сожалению, помощь может быть и эгоистически расчетливой, и лукавой – для самооправдания.
Кто имеет подлинную любовь, тот делает добро, не задумываясь о воздаянии, являя в себе образ Господа, Который всё дает людям даром. Не имеющие любви подсчитывают, кто кому больше должен. Это уже не дар, а расчет и оплачиваемая услуга. Такой человек, сделав другим что-то даром, пытается как бы купить их свободу, чтобы они отрабатывали за его помощь, ожидает в ответ чего-либо, как процентов за вложенные деньги в банк.
Христианин – это тот, кто совершает добро только лишь потому, что и не может не делать добра. Это его обычная естественная жизнь. «Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих», – говорил святитель Иоанн Златоуст.
А Господь Иисус Христос по этому поводу учил так: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 7–10).
Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом.
Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом. Христианин делает добро ради самого добра, не ожидая похвалы или награды, а поскольку источник подлинного добра – Сам Бог, то земная неблагодарность не значит ровным счетом ничего, кроме того что помогает еще раз вспомнить про ценности вечные. Делая ради Христа, мы и можем получить лишь от Христа, и то, если душа наша будет того достойна.
И еще один важный момент. Делая ради любви, христианин получает награду в самой любви, потому что иметь любовь – это уже великое счастье, что подтвердит всякий, кто хоть однажды в жизни испытал настоящую любовь.
"Можно ли пояснить более подробно, в чем была неправда со стороны няни-кадровика?"...
На мой взгляд, это не неправда, а просто человек взялся нести не свой крест, да ещё и без благословения. Её крест - её родной сын...
Лариса Воронина:
"Мне показалось, что в статье упущено главное: определение, что же такое "добрые дела". Мы зачастую неправильно понимаем их сути. Что говорить - я и сама раньше кидалась помогать как мне казалось по-христиански, а через какое-то время моё "доброе" обращалось во злое. Наша поврежденная натура не всегда понимает что есть добро, поэтому без разъяснений - никак".
Согласна! Хорошо бы нам сначала подумать, нужна ли человеку наша помощь, коли он о ней не просит... А если помогать, то предварительно обязательно благословившись на это самое доброе дело... Рассуждение - это благодетель, а мы сначала делаем, а потом только думаем. Вот и получаетс: ни уму, ни сердцу, или как говорили наши предки: ни Богу свечка, ни че..ту кочерга". Простите.
Значит, молитва была такова, что испугала темных и приступили они...
Но не даром возносим мы слова к отцу нашему Сергию игумену Радонежскому: "... яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней..."
Мне показалось, что в статье упущено главное: определение, что же такое "добрые дела". Мы зачастую неправильно понимаем их сути. Что говорить - я и сама раньше кидалась помогать как мне казалось по-христиански, а через какое-то время моё "доброе" обращалось во злое. Наша поврежденная натура не всегда понимает что есть добро, поэтому без разъяснений - никак.
Жизнь святых сплошные испытания, не успело одно пройти, как приходит другое. Да и наши обычные жизни то же самое, только в фантазиях и планах мнимое благополучие, только мы не святые. Болезни, неустройство, нужда. Делаешь добро или нет. Не знаешь откуда шарахнет очередная проблема. Как стать лучше, и как справиться с тем что есть?
Господи, помилуй нас, грешных!
Те, кому помогаешь, они на тебе экономят. И так же ты отнимаешь чужой хлеб, того человека, кто на этом зарабатывает себе на хлеб...
Или проблема в том, что после того, как дети привязались к няне, она, зная это, угрожала уйти, и только за огромные деньги осталась, что и привело (могло привести) к её дальнейшим проблемам?